СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ ПОТЕЛЕЩЕНКО (+1981Г.) НА ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ПАСХИ.


СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ ПОТЕЛЕЩЕНКО (+1981Г.) НА ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ПАСХИ.  

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе! Этим радостным восклицанием мы приветствовали друг друга в Светлый день Христова Воскресения и в последующие дни. Святая Церковь непременно начинала и заканчивала Божественную литургию в воскресные и даже в будние дни радостным пением: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», чтобы навсегда утвердить последователей Христа в непреложности обетований Спасителя нашего Иисуса Христа. В смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа даровано всему человечеству спасение. Смертью Своей Христос попрал, победил смерть, разрушил державу смерти; отныне над смертью господствует Жизнь. И если смерть продолжает собирать свою жатву, уносить из жизни близких и дорогих нашему сердцу людей, то теперь их могилы с крестами — не памятники победы смерти, но знаки будущего всеобщего Воскресения из мертвых, на них можно начертать: «Он жив! Его нет здесь? Он воскрес!», ибо непреложно обетование нашего Господа и Спасителя: «Я есмь Воскресение и Жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет!» (Ин. 11, 25).

 «Если Бог, — говорит святитель Иоанн 3латоуст, — сотворил сущее из несущего, то тем более может воскресить разрушившееся». Вера во всеобщее Воскресение мертвых присуща была еще ветхозаветному человеку. Мы слышим в ней из уст многострадального Иова, который исповедал ее в таких словах: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (Ив. 19, 25-27). Ее выражает псалмопевец Давид твердым убеждением: «Не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Пс. 15, 10).

В будущее Воскресение верили и предвозвещали его святые пророки Исаия, Даниил и Иезекииль: «Воскреснут мертвии и востанут, иже во гробех» (Ис. 26, I9); «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для Жизни Вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2). Пророку  Иезекиилю Сам Бог представил в страшном видении образ будущего Воскресения. Пророк духом был введен в долину, полную сухих костей. На вопрос Господа: «Сын человеческий! Оживут ли кости сии? — пророк отве- 
чал: — Господи Боже! Ты знаешь это» (Иез. 37, 3), то есть что это выходит за пределы человеческого ведения. Тогда Господь велел ему пророчествовать над костями. И когда он пророчествовал, произошел шум, началось движение, и стали сближаться кость с костью, появились жилы, и кожа покрыла их сверху. Но для новой жизни недоставало в них духа. По новому повелению Господа пророк изрек новое пророчество о Духе, который пришел от четырех ветров, одухотворил возродившиеся тела, и они стали жить (Иез. 37, 1-10).

Верой в Воскресение мертвых исполнены были и большинство простых современников Спасителя. Веру эту выразила Марфа, сестра Лазаря, словами: «Вем, яко воскреснет (брат мой) в Воскрешение, в последний день» (Ин. 11, 24).

Действительность телесного Воскресения Господь завещал как непреложную истину: «Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Ин. 5, 28-29). «Се же есть воля Пославшаго Мя, да всяк видяй Сына и веруяй в Него имать Живот Вечный, и воскрешу его Аз в последний день (Ин. 6, 40). «Аз есмь Воскрешение и Живот, веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» (Ин. 11, 25). «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь имать Живот Вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).

Ветхозаветные люди имели твердую веру в будущее всеобщее Воскресение, но им не была открыта радость Будущей Жизни.

Пришедший в мир Спаситель называл Себя жизнью. И жизнь — Вечную Жизнь Он обетовал Своим последователям, жизнь в Евангельском благовестии почти всегда разумеется как Вечная Жизнь — блаженство, назначенное от Бога, состояние, ради которого мы вызваны из небытия.

С новой силой обетование Жизни Вечной и блаженной дает Воскресение Христово: «Воскресения день, просветимся людие; Пасха, Господня Пасха! от смерти бо к Жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас приведе победную поющыя; Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос 6о воста, веселие вечное».

Сегодня Святая Церковь вновь призвала нас в храмы Божии, чтобы мы в последний раз в нынешнем году насладились дивными пасхальными песнопениями, вновь пережили радость нашего оправдания пред Богом и надежду на будущее блаженство, открытое нам воскресением Христовым. День этот на языке Церковного Устава называется «Отданием Святой Пасхи».

Неужели с прекращением пасхальных песнопений покинет нас радость, дарованная Воскресением Спасителя, радость, к принятию которой Святая Церковь так долго готовила нас — в течение всей Святой Четыредесятницы?

Святая Церковь призывает нас к сохранению, утверждению радости в наших сердцах, к постоянной и всеохватывающей радости в течение всей нашей земной жизни, хочет, чтобы радость составила все существо нашей духовной жизни и наполнила наши души.

Вот почему Уставом Святой Церкви через каждые семь дней в течение года в нашей памяти возобновляется событие Светлого Воскресения Христова. Вот почему за всенощной под воскресный день непременным песнопением Воскресение Христого видевше Святая Церковь приглашает верных чад поклониться Христову Воскресению. Вот почему в тропаре Ангельский собор удивися она постоянно воскрешает в нашей памяти скорбь и последовавшую за ней великую радость святых жен-мироносиц, пришедших ко Гробу Жизнодавца Христа, чтобы приготовить Его Тело к погребению, но услышавших от Ангела: Рыдания время преста, не плачите, воскресение же Апостолом рцыте.

Не к оставлению пасхальной радости, а к ее утверждению и усвоению призваны мы. Радостью преисполнены были апостолы и ученики Христовы, принесшие проповедь Евангелия в мир. Ни скорби и лишения, ни голод и холод, ни жестокие преследования, ни муки — ничто не могло остановить их Благовестия. Последователи Христа считали первейшей обязанностью быть исполнителями Заветов Господа и Учителя именоваться Его Святейшим Именем, жить всегда в предощущении той вечной радости, которая открыта в Воскресении Христовом.

Сохраним же В себе, дорогие братья и сестры, навсегда радостное пасхальное чувство. Будем жить в предощущении блаженства, Вечной Жизни, которое даровало нам Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.