ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА ГРИГОРИЯ (ПОСТНИКОВА), НОВГОРОДСКОГО И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО (+1860Г.) В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ «ВЛАДИМИРСКОЙ» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Наше главное дело есть спасение душы

Едино есть на потребу. (Лк. 10, 42)

Что едино на потребу? — Попечение о спасении души. Из всех наших дел на земле, какие бы они ни были, нет важнее и нужнее попечения о спасении нашей души.

Так ли? Несомненно так. Ибо Господь ясна сказал: Ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Не сказал бы Он таких слов, если бы старание о приобретении Царства Божия и правды Его или, что то же, старание о спасении души для нас не было делом самым первым и, следовательно, самым важным и нужным. А Господь есть истина (Откр. 3, 14): что Он сказал, то несомненно истинно.

Но как несомненно истинно, что самое нужное и важное наше дело на земле есть попечение о спасении нашей души, то сама собой разумеется, что очень многие дела, называемые и почитаемые от некоторых людей делами важными и нужными, отнюдь не суть дела самые важные и нужные. Например: дело приобретения в настоящей жизни богатства, почтения, уважения, здоровья, многими почитаемое в мире за самое важное дело, отнюдь не есть дело самое важное. Ибо люди удобна могут спастись даже самые бедные, больные и презренные. Ни для кого из них вечное блаженство не заперто. Лазарь, лежавший при вратах богатого, веселившегося на вся дни светло (Лк. 16, 19), был весьма беден, болен, презрен — и по смерти отнесен на лоно Авраамово (Лк. 16, 22).  Посему не велико для людей несчастье, если они на земле, в этой кратковременной жизни, бедны, больны, презираемы, но спасутся и во всю вечность будут блаженствовать. Равно не велико для людей и счастье, если они на земле достаточны, почтенны, здоровы, но не спасутся и во всю вечность будут мучиться в геенне.

Поскольку же самое важное и самое нужное наше дело на сей земле есть спасение нашей души, то всякому из нас неусыпно и всемерно должно стараться спасать и спасти свою душу.

Братья! Как много люди употребляют трудов, чтобы приобрести что-нибудь полезное просто только для земного, временного, плотского удобства или даже для прихоти в жизни! Не гораздо ли больше должно трудиться для спасения своей души? Как много у людей бывает забот, чтобы сохранить телесное здоровье, спасти телесную жизнь! Чего они не предпринимают в сем отношении и чего не переносят! Не гораздо ли больше нам должно заботиться о спасении нашей души? Если в настоящей жизни страдает тело, то его страдания, как бы они ни были продолжительны, окончатся, по крайней мере, смертью; но если по смерти подвергнется мучениям душа, то муки ее будут самые ужасные и мукам ее не будет конца.

Православные христиане! Особенно нам должно стараться о спасении своей души, потому что особенно нам Бог даровал много благодати ко спасению. Он благоволил нам родиться в недрах Своей Святой Церкви; мы в ней возродились святым Крещением; в ней узнали и непрестанно более узнаем истину; в ней мы узнали и непрестанно более узнаем путь спасения; в ней мы многократно получали и теперь получаем побуждения идти этим путем спасения; в ней уже многократно Бог прощал наши грехи при Таинстве Покаяния; в ней уже многократно Он питал нас Божественной Плотью и Кровью Своего Единородного Сына в Таинстве Причащения. Таким образом, Господь Бог гораздо с большим правом может сказать о нас то, что Он некогда сказал о древнем Израиле: Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему? — то есть: «Что еще Мне можно было сделать для этих людей, чего Мною для них уже не сделано?» (Ис. 5, 4).

Весьма жалок тот из нас, кто не пользуется столь многими Божьими благодеяниями! Тот своей бездейственностью и беспечностью сделает для себя смерть весьма горького, потому что при смерти для него будет ясно, что жизнь уже прошла, что он имел все способы к своему спасению и, несмотря ни на что, презрел предложенные ему способы, не старался о своем спасении и — потерял спасение! О том, что последует с ним по смерти, и вспоминать страшно.

Как драгоценна и радостна бывает милость для больного, когда он, несмотря на то что врач уже отчаялся в его жизни, вдруг получает облегчение и надежду жить долее! Если он еще не забыл Бога, то от всего сердца благодарит Его, чувствуя себя обязанным за свое выздоровление только Ему одному. Так и всякому из нас должно ценить продолжение нашей жизни, потому что всякий из нас своими грехами уже давно заслужил, чтобы жизнь была у него отнята и он брошен был в вечный огонь. Весьма бесчувствен тот из нас, кто не благодарит Бога за продолжение своей жизни употреблением ее для спасения своей души. Кому дорого спасение своей души, тот должен неутомимо трудиться над ее спасением, тому не должно опускать бездейственно ни одного дня. Земная жизнь не есть собственно жизнь, а только приготовление к жизни. В здешней жизни делаемся мы только годными или не годными к истинной жизни. Истинная наша жизнь будет в вечности. И для чего иначе бывает продолжение нынешней жизни, если не для приготовления к жизни истинной — для спасения души! Господь Бог молитвами Пресвятой Богородицы да даст о сем разум всем людям.

Аминь.

Сказано Вышневолочковского уезда в селе Березке, в имении его превосходительства Николая Логиновича Манзе, при обозрении Тверской епархии.