ПОУЧЕНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА ПОСПЕЛОВА (+1910Г.) В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК.

Умыв ноги ученикам, Господь дал нам пример служения другим и смирения; причастив апостолов, велел причащаться и всем нам.

Пред самым страданием своим Господь наш Иисус Христос восхотел наедине с учениками своими вкусить последюю, прощальную вечерю. За сею вечерею Господь показал необыкновенное смирение и установил великое таинство причащения.

Двое из учеников Христовых заранее приготовили все нужное для вечери Господней; вечером накануне дня страданий своих Спаситель со всеми двенадцатью избранными учениками приходит в особую убранную комнату для совершения вечери; злочестивый Иуда, уже продавший Господа своего жидовским начальникам, тоже был на вечери. Конечно в то самое время, как садился за приготовленный стол Господь, между Его учениками зашел спор, кто из них дожен почитаться большим (Лк. 22, 24), или кому сидеть выше и конечно ближе ко Господу? Чтобы вразумить учеников, Господь встает, опоясывается полотенцем, вливает воду в умывальницу, начинает умывать ноги своим ученикам и отирать полотенцем; милосердый Спаситель не возгнушался умыть ноги и своему предателю Иуде Искариотскому.

Поучимся же, слушатели смирению у Господа нашего. Если Он, Владыка неба и земли, послужил, как раб, своим ученикам; нам ли христианам отказываться послужить братиям нашим о Христе? Смотрите еще, Господь не опустил без умовения и ног ученика, изменника и предателя своего. Не откажемся и мы, христиане, оказать свои услуги и любовь своим врагам, или тем, которые по нашему мнению, совершенно не заслужили наших благодеяний. Вспомним, что Спаситель такую же любовь и услугу оказал на тайной вечери и Иуде Искариотскому, как и возлюбленному ученику своему Иоанну и самому преданному из апостолов Петру. Не откзывайся же оказать услуги ближнему никто; кто не имеет средств помочь ближнему своим имушеством, послужи ему своими силами, своим словом, советом, состраданием, чем можешь, только не откажись помочь. Вспомни слово Христово; кто напоит другого только чашею холодной воды, и тот не потеряет награды своей (Мф. 10, 42). Все вообще, помня высокое смирение Господа, отгоним от себя богопротивную гордость; и возлюбит нас сам Господь.

За тайною же вечерею Спаситель установил великое таинство причащения; и именно, взяв хлеб, Он благословил его и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое. Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: пейте из нея все; ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов (Мф. 26, 26-28). В то же время Господь дал и заповедь: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 2, 19). Какое великое благодеяние Спасителя к нам, слушатели! Он дал нам есть самое пречистое тело свое и пить самую святейшую кровь свою, И для чего это? О, великое благо получает тот, кто приобщается тела и крови Христовой! Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и я в нем, сказал сам Христос (Ин. 6, 56). И вот, все мы, возлюбленные братия о Господе, приобщившиеся св. Таин Христовы, все соединились с самим Христом; теперь в нас сам Христос. Убоимся же оскорбить милосердого Господа нашего своими недобрыми делами и словами, даже худыми мыслями; постараемся, как можно долее, сохранить себя чистыми от всякой скврны греховной, которая удаляет от нас Христа. Аминь.

1885г.