СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ПАВЛА ПОПОВА В 26-Ю НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

    В нынешнем Евангельском чтении — в притче о милосердом самарянине, Господь указал нам — кто наш ближний.

    Нашим ближним является всякий человек, безотносительно к его нации и вере, а потому и наше милосердие должно распространяться на всех, носящих образ человека!

    Таков закон Христов.

    Но что говорит нам жизнь, особенно современная жизнь?

    Сейчас, как никогда, так много говорят об оскудении именно милосердия между людьми, об одичании нравов, слышатся даже такия определения современных нравов: "люди — звери".

    И что же? Сознаемся, что это почти так!

    Ибо в этом убеждают нас многочисленные факты повседневной нашей жизни.

    Стоит вам оказаться в тяжелом положении, или проще говоря "пришла к вам беда" и вы остро почувствуете заброшенность всеми, одиночество, безпомощность, тупое равнодушие к вашему горю и быть может даже и некоторое злорадство со стороны ваших ближних.

    В противоположность тому, как счастие или вернее благополучие вашей жизни, подобно магниту, привлекает к вам прошенных и непрошенных благоприятелей, которые теснятся к вам, как-бы желая перенести на себя часть вашего благополучия и в худшем смысле "пожить в счет вашего благополучия", несчастие в вашей жизни, напротив, отталкивает от вас ваших вчерашних друзей.

    Так сурова и можно сказать жестока действительность жизни!

    Вместо того, чтобы ближе подойти к душе несчастнаго, утешить, согреть его лаской, вдохнуть бодрость и силу для мужественнаго перенесения ниспосланнаго испытания, мы, по дурной привычке, начинаем копаться грязными руками в душе несчастнаго, и если, по нашему поверхностному заключению, причина несчастия — в нем самом, то обдав его холодностию и даже презрением, мы спешим от него отойти, как-бы стыдясь своих прежних добрых отношений, прежней дружбы!

    Мы не говорим уже о тех печальных случаях, когда пользуясь несчастным положением ближняго, стремятся из этого положения извлечь для себя что либо выгодное в материальном и служебном отношении!

    Но кто-же дал нам право быть строгим судьею по отношению к нашему ближнему, хотя бы и павшему?

    Кто знает те тайные и сокровенные изгибы и движения души ближняго, которые привели его в такое положение?

    Кто из нас, строгих судей ближняго, может сказать, что на его совести не лежит целая бездна греховности и преступности, до времени сокрытых от людского взора, укрытых от земного правосудия, в сравнении с коими преступление несчастнаго лишь капля в море!

    Единый Наш Судья, Единый Сердцеведец Господь Наш Иисус Христос, в целом ряде притчей и жизненно — на деле, так ярко, так картинно проявил свою любовь и всепрощение — именно к грешникам, падающим под тяжестью жизненных невзгод!

    К нему приводят фарисеи блудницу и говорят, что по закону Моисееву ее должно побить камнями.

    "А кто из вас без греха — пусть первый бросит в нее камень" ответил Спаситель.

    Ученики Иисуса Христа доносят своему Учителю, что засохла смоковница: "надлежит срубить ее, как неприносящую плод".

    "Окопаем" отвечает им Спаситель.

    Блудный сын радостно приемлется Господом: "пропадал и нашелся, был мертв и ожил".

    А покаянный вздох, единый вздох на кресте разбойника, всю жизнь свершавшаго преступления?

    "Ныне — же будешь со Мною в раю!" — так ответил на этот вздох Сердцеведец Христос.

Да и вся земная жизнь Спасителя чем была, как не живою проповедью любви, милосердия и всепрощения!

    Но мы с вами не идем за Христом по пути милосердия и сострадания к ближним!

    Не идем мы и за теми идеальными учителями жизни, которые всю жизнь свою отдали на подвиг любви и сострадания к несчастным!

    В сороковых — пятидесятых годах прошлаго столетия в Москве нёс необычайный подвиг любви к несчастным, известный в то время среди москвичей, так называемый "святой доктор Гааз" — современник знаменитаго митрополита Филарета, его друг и сотрудник по человеколюбивому Обществу.

    Состоя врачем пересылочных тюрем г. Москвы, этот чудак — доктор с утра до ночи обходил тюрьмы, встречал вновь прибывающих в Москву по пути в Сибирь, душевно беседовал с каждым в отдельности, утешал, подбодрял, увещевал; в каждом, самом закоренелом преступнике, он любовно искал искру Божию, зная, что она не померкнет в человеке, пока он жив, он находил эту искру и возгревал ее до пламеннаго горения; душа преступника пред ним широко раскрывалась, очерствелое сердце смягчалось, отчаяние куда то исчезало и заменялось тихою радостью и примиренностью с жизнию!

    Так доктор "святой" свершал над душою преступника духовную операцию: он как — бы омывал ее во втором крещении!

    Достигнув просветления разума и совести, он предпринимал ряд ходатайств об облегчении участи несчастнаго, что почти всегда удавалось при поддержке всесильнаго Филарета и многие из его духовных детей, бывших преступников, вместо Сибири получали свободу и впоследствии жили высоко-христианскою жизнию.

    Мы не знаем насколько в Москве до последняго времени сохранилась память о докторе — подвижнике, но для нас да будет незабвенным его завет, выгравированный на могильном его памятнике: "спешите делать добро"!

    Великой идее любви и милосердия к несчастным, как нам известно, посвятил все свое творчество, великий наш писатель — психолог Достоевский, переживший в самом себе великия, душевныя и физическия страдания, возведший в догму жизни сострадание к несчастным!

    Припомните — что сказал в романе "Преступление и Наказание" Раскольников Мармеладовой, поклонившись ей до земли: "не тебе я кланяюсь, я кланяюсь страданиям человечества!"

    Вам известно — как и почему пала Мармеладова и кто из нас назовет ее падшей ради распуства и кто из нас решится бросить в нее, по словам Христа, — камень!

    В лице Мармеладовой Раскольников земно кланяется страданиям тех, кто под тяжелым молотом жизни, в мучительном самоистязании совершает то, что принято в общежитии считать преступлением!

    А мало — ли в нашей среде подобных падших, которым мы платим лишь презрением!

    Не будем же так строги к проступкам других.

    Будем спешить с рукою помощи несчастным, откуда — бы ни шло это несчастие!

    Не должно забывать, что судьба так изменчива и играет нами: счастливцы нынешняго дня — завтра в горести, печали; подающий помощь сегодня — завтра сам может оказаться на улице с протянутой рукою.

    Не будем же судить несчастных! Им Бог — единый судия!

    Мы с вами слишком маленькия песчинки, чтобы разобраться в сложнейших движениях человеческой души!

    Будем благотворить и милосердствовать!

    Тогда мы в сей жизни избежим страданий и в будущей — получим венец славы по заповеди Христа "блажени милостивии, яко тии помиловани будут"!

    Варна, Болгария 1924 г.