СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ГРИГОРИЯ ПОНОМАРЕВА (+1997Г.) В НЕДЕЛЮ 4-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
О пользе смирения
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Сегодня для нашего духовного вразумления читалось Святое Евангелие, в котором говорилось о том, что однажды один из больших военачальников римской армии в звании сотника обратился к Спасителю с просьбой исцелить его больного слугу. Причем характерно, что сотник проявил смиренное чувство, исполненное великой веры, — благоговение. «Я не достоин,— говорил он, — чтобы Ты вошел в дом мой, но только скажи одно слово и будет здоров слуга мой».
Услышав эти слова, исполненные полного смирения и веры, Спаситель сказал идущим за Ним: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 10). И сказал Иисус сотнику: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф. 8, 13). И выздоровел слуга его в тот час.
Именно смиренным Господь подает Свою благодатную помощь. Самое главное и важное в нашем христианском делании — это сохранить чувство смирения, которое является фундаментом, основанием для постройки нашего духовного дома. В чем заключается чувство смирения?
— В сознании полной своей духовной бедности — такой нищеты, когда человек лицезреет свой духовный облик, то есть видит и сознает, что ему нечем хвалиться и гордиться перед другими; когда он имеет в себе много слабостей. Господь близок к людям, которые исполнены чувства смирения. Им-то и подается Божественная помощь, потому что они видят своими душевными очами, как бы лицезреют красоты Небесного Отечества. Дали этой Небесной Отчизны так приковывают к себе души людей, исполненных смирения, что они готовы все отдать, всем пожертвовать, чтобы не лишиться того, что они духовно видят.
Часто бывает, что люди мира сего с каким-то пренебрежением относятся к смиренному человеку и в смирении видят слабость, трусость и безволие. Но все это только в представлении людей мирских, потому что им непонятно настоящее чувство христианского смирения, которое порождает чувство не слабости духа и безволия, а наоборот, — возвышает человека, ставит его выше, в духовном отношении, окружающей среды. Настоящее чувство смирения вливает в человека столько жизненной энергии — жизнерадостности, — что побуждают его на многие героические духовные подвиги.
Смиренный человек — это человек большой воли. Он властвует над своими страстями, подавляет их, проявляет большую духовную силу-крепость, делается не рабом жалким исполнителем своей испорченной греховной натуры, — а в полном смысле хозяином. Только в этом случае, при полном внутреннем сознании своих немощей и недостатков и возможно положить начало христианской жизни. В таком только состоянии человек и может поиметь желание, готовность освободиться от своего бедственного состояния и стремиться к духовному совершенству.
Почему в истинно смиренном человеке появляется жизнерадостность — энергия желания жить для других, для их пользы душевной?
— Потому, что только через путь смирения приходят люди к духовной высоте.
Гордым Господь противится, а смиренным Он дает Свою помощь. Диавол исполнен гордости, и эту гордыню он внушает и своим служителям. Демоны все исполнены гордости, самопревозношения. Силы демонские не выносят смирении, оно побеждает их силу. Известен случай, происшедший в одном монастыре Египта, когда некий опытный в духовной жизни старец победил демона силою слов смирения. Демон спросил старца: «Скажи, кто козлища и кто овцы?» — рассчитывая на хитрую свою уловку, на самопревозношение старца в том, что он причислит себя к овцам. Но последовал кроткий ответ: «Я знаю, что я козлище. А кто овцы, знает Господь», — и демон исчез, пораженный смирением подвижника.
Итак, Братия мои, будем всегда помнить, что первой ступенью в достижении Царства Небесного является нищета духа — смирение. Блаженны, счастливы нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Будем и мы любить свою жизнь, проводить ее в святом смирении и молиться Господу: «Дай нам духа смирения!» Аминь.