СЛОВО МИТРОПОЛИТА ПИТИРИМА (НЕЧАЕВА), ВОЛОКОЛАМСКОГО И ЮРЬЕВСКОГО (+2003Г.) В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО


СЛОВО МИТРОПОЛИТА ПИТИРИМА (НЕЧАЕВА), ВОЛОКОЛАМСКОГО И ЮРЬЕВСКОГО (+2003Г.) В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО.

В память вечную будет праведник (Пс. 111, 6).

Всякий человек оставляет по себе память: добрую или а дурную, долгую или короткую. Сегодня Церковь торжественно празднует память святителя и чудотворца Алексия, благоговейно прославляя его святую жизнь и его добродетели.

Около шести веков прошло со дня блаженной кончины святителя и чудотворца Алексия. Но святитель все так же дорог, все так же близок родной ему московской пастве, как и в дни его земной жизни. Как живого, приходим просить его о помощи и как живого приходим благодарить.

Что питает эту неиссякающую, вечно живую любовь к давно почившему святителю? Почему он так близок почитающим его память?

Жизнь святителя и чудотворца Алексия — это непрерывный подвиг любви и труда, подвиг служения людям. И наша любовь к нему и почитание — всего лишь плод его спасительного сеяния, ответный дар ему за оставленный им залог веры в деятельной любви.

Сын родовитого боярина Федора Бяконта и крестник князя, Елевферий (так назван был в крещении будущий святитель Алексий) уже с детских лет должен был унаследовать принадлежавшее ему по происхождению высокое место при княжеском дворе. Но ему чужда была мирская слава, он искал другого пути.

Пятнадцатилетним отроком Елевферий уходит в монастырь. Не легкой жизни искал в монастыре сын боярина. Чистой душой и недетским умом он понимал, что жить — это значит служить людям, жизнь — это труд, труд непрестанный, труд не для себя, а для  блага других.

В московском Богоявленском монастыре служил братии Елевферий — днем в послушании, ночью в молитве.

На двадцатом году жизни совершился постриг его с именем Алексия. Однажды и навсегда он отдал себя на служение Церкви. И с того времени Господь Сам избирает его на высшие служения, умножая меру его духовного подвига и труда.

Рассудительность, святая жизнь, духовный опыт и смирение молодого инока стали известны митрополиту Феогносту и князю. Из монастыря Алексий был взят для служения в митрополичий дом. А затем ему были поручены духовные суды. В то трудное для Русской земли время это было тяжелым послушанием. Татарское иго с непомерными данями, борьба удельных князей, произвол сильных и слезы слабых открыли пред смиренным иноком глубину людского горя. Много мудрости, твердой смелости и любви требовалось от него, чтобы дать суд бедному и сироте, угнетенному и нищему оказать справедливость (см.: Пс 81, 3). Тяжелым подвигом ходатайства за обиженных и беспомощных пред сильными мира святой Алексий служил людям. Церковь помнит этот труд и называет святителя «питателем вдов, сирот отцом, утешением плачущих, пастырем и наставником всем заблуждающимся» (седален).

В этом служении прошло двенадцать лет. В 1345 году Господь призвал святого Алексия на еще больший подвиг в сане епископа Владимирского. А еще через четыре года последовало избрание его на митрополичий престол по желанию воспитавшего его митрополита Феогноста. Избрание нового митрополита при живом предшественнике была необычным явлением, но русские люди видели в своем избраннике любящего отца и надежного ходатая. Боясь потерять его, они преждевременно передавали ему первосвятительский престол и вверяли себя его молитвам. Господь принял это избрание.

Не случайно епископы именуются ангелами Церкви. Ангел — это служитель Божий. Таким служителем Русской Церкви и был святитель Алексий. Он отдал всего себя на служение Церкви, пастве, своему Отечеству. Двадцать четыре года продолжалось первосвятительское служение митрополита Алексия. Нелегким было его начало, тяжелым было оно и до конца.

Утверждение Московского митрополита совершалось в Константинополе. Три года пришлось жить святому Алексию в чужой стране, защищая права Русской Церкви от алчных посягателей на митрополичий Всероссийский престол. Не своей славы или чести искал митрополит Алексий и не для себя отстаивал законность своего избрания. Он видел и знал, что никто другой не станет так, как он, служить своему Отечеству в трудное для него время.

Среди сложных дел управления святитель Алексий не забывал о просвещении паствы. Он неустанна словом церковной проповеди, пастырскими посланиями и мудрым советом учил правилам христианской жизни, любви к людям, призывая всех к миру между собой. Особенно напоминает он своим пасомым евангельскую притчу о трудолюбивом делателе таланта. Уча других, он и сам показывал делом и примером, как нужно исполнять эту заповедь, трудясь для Бога и для ближних. Один из плодов этого непрестанного труда — перевод с греческого языка на русский священных книг Нового Завета. Это был первый на Руси полный перевод новозаветных книг.

Святитель Алексий твердо стоял у кормила высшего церковного правления. И был он не только высшим начальником, но и первым служителем, по евангельской заповеди: Больший из вас да будет вам слуга (Мф. 23, 11).

Много путешествует святитель Алексий по Русской земле, защищает правду, насаждает мир, устраивает церковный порядок. Когда возникла опасность церковного разделения по проискам литовского князя, святитель, уже в преклонных летах, вторично едет в Константинополь, претерпевает опасности дальнего пути, едва не погибает в морской буре, но добивается правды и спасает единство Русской Церкви. Подвергаясь опасности лишиться жизни, святитель дважды путешествует в татарскую Орду, где возвращает зрение царице-ханше и словом убеждения предотвращает новые разорительные нашествия.

Сорок лет святитель Алексий был наставником и советником князей и правителей Руси. Он воспитал малолетнего князя Димитрия — будущего Донского, положившего начало освобождению Русской земли от долговременного татарского ига.

Не случайно Церковь называет святителя Алексия «великим заступником и утверждением Российской земли» (стихиры на «Господи, воззвах»). С удивлением и благодарностью смотрели на труд святителя его современники. С благоговением прославляет его Святая Церковь. «Кто доволен есть доблестей твоих исчести, преподобне отче, труды? Кто бо, слыша безмерное твое смирение, и терпение, и чадолюбие, не удивится? Ты еси святителем похвала, священником удобрение, монахом правило... и Церкве утверждение» (стихиры на «Господи, воззвах»), — поем ему мы в память его трудов.

Что же побуждало святителя Алексия нести этот высокий подвиг служения в продолжение 70 лет, от монастырских послушаний до неустанного первосвятительского попечения о людях?

К подвижничеству, к неустанному труду влекла святого любовь к Богу и людям. Из многих христианских добродетелей он избрал труднейшую и большую — любовь (1 Кор 13, 13). Больши сея любве никтоже имать, да кто душу сбою положит за друга своя (Ин 15, 13). И святитель, не щадя своей жизни, полагал в служении людям свою душу. В монастыре простым монахом и на святительском престоле, всюду он был трудолюбивым «делателем таланта».

Труд святителя и чудотворца Алексия не был напрасным. Плоды его подвигов остались украшением Церкви. Вспоминая их, так прославляем святого в церковной службе: «Благий рабе и верный, делателю винограда Христова, ты и тяготу дневную понеся еси, ты и данный ти талант возрастил еси... вниди в радость Господа твоего и моли о нас, святе Алексие» (стихира на стиховне).

Сохраним же и мы в своем сердце благоговейное почитание трудолюбного делателя — святителя Алексия и, приходя к нему, духом пребывающему среди нас, принесем с собой как дар любви плоды своего усердного труда.

Вспомним слова одного из поучений святителя Алексия: «И ныне, дети, Бога ради, потщитеся всяко угодити Богови добрыми делы и души свои спасти».

Не дадим места праздности, но с усердием каждый в свое в звании совершим усердный труд во имя Христово, во благо наших ближних.

Святитель же Христов Алексий, сам усердный труженик, да поможет нам своей живой любовью войти в радость Господа нашего! Аминь.

25 февраля 1963 года