Слово Митрополита Питирима (Нечаева), Волоколамского и Юрьевского (+2003г.) в день памяти Святителя Ионы, Митрополита Московского.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Я хочу сегодня говорить с вами об одном из предстоятелей Русской Церкви — святителе и чудотворце митрополите Ионе. Ежедневно за нашим богослужением вспоминаем мы Московских святителей и чудотворцев — Петра, Алексия, Иону (память которого в нынешний воскресный день), Филиппа и Ермогена. Каждый из них отмечен особым избранием Божиим, каждый из них принес в Церковь свой талант, и Святая Церковь увековечила их память.
Чем же для нас важен святитель Иона? И вот тут нам нужно углубиться в историческую действительность, когда жил и служил Церкви, народу Божиему этот русский святитель.
Эта было в ХV веке. Умер святитель Иона в 1461 году. Пятнадцатый век для всей Европы был кризисным, переломным периодом. На Востоке, там, где еще недавно была могущественная Византийская империя, гибли одни за другим центры христианской жизни. Погибли греческие колонии в могучей и славной просвещенной Александрии в Египте, на севере Африки. Погибли греческие города в Святой Земле, в Антиохии, в Малой Азии, колыбели нашей европейской цивилизации. Под натиском полчищ турок-османов гибли один за другим центры христианской жизни. И наконец от величественной и славной Византии остался лишь маленький кусочек земли на берегу Мраморного моря...
Между тем на Западе в Х столетии образовалась могущественная Священная Римская империя германской нации, которая (как некогда Византия) считала себя наследницей Древнего Рима, его славы и его величия. Но местные феодалы пришли в такую враждебную рознь друг с другом, что ее кажущееся внешнее могущество было на самом деле весьма сомнительным. Римский престол был в крайне бедственном состоянии. Ссоры из-за светской власти, из-за земель и имущества породили раскол между епископом Рима (папой Римским) и светскими феодалами.
В конце концов король Франции пленил папу и увез его на юг Франции. И появилось двоепапство: одного избирали в Риме, другого избирали в Авиньоне. Церковные люди, благочестивые люди тяжело переживали этот раскол. Созывались Соборы для того, чтобы примирить пап, чтобы один из них отказался от своих притязаний, от своих интересов, от престижных, властолюбивых намерений, чтобы воссоединилась Церковь... Для Церкви и для государственных образований наступил критический, очень трудный, переломный период.
Что же было в то время на Руси? Вспомним, мы совсем недавно праздновали 600-летие победы святого князя Димитрия над татарскими полчищами на Куликовом поле. Князь Димитрий Донской сумел преодолеть рознь, вражду, зависть местных удельных князей, объединить их на какое-то время. Но этот союз был непрочен. По-прежнему князья, забывая о пользе своей Родины, враждовали один с другим. И потому победа на Куликовом поле еще не означала решительного освобождения Руси от монгольского ига. Только-только стало набирать силу Московское государство. И в этот критический для нас период Русская Православная Церковь оставалась не только нравственным оплотом, но и единственной духовной силой, которая могла обеспечить будущее нашего народа, будущее великой России.
Вновь вернемся на запад и на юг. Константинопольский император, желая получить помощь против турок, пообещал римскому епископу заключить унию и войти в Католическую Церковь, то есть предать интересы Православия. Он начал готовить этот процесс, подготавливая и то, чтобы на Русь послать митрополита, склонного к унии с Римом. В то время Русская Церковь была еще не самостоятельной, являясь одной из епархий Константинопольского патриархата. И патриарх Константинопольский под давлением светской власти тоже стал уступать, появилась опасность, что он предаст Православие. Так впоследствии действительно и случилось. На Руси в это время умер митрополит Фотий, один из преемников святителя и чудотворца митрополита Алексия, и русские епископы, посовещавшись с князем, избрали известного своей святой подвижнической жизнью рязанского епископа Иону, родом костромича, исконного русского человека. Послали его в Константинополь для того, чтобы там его поставили митрополитом всея Руси. Но пока святитель Иона преодолевал долгую дорогу, из Константинополя уже направился в Москву митрополит Исидор, с тайным заданием уже в качестве митрополита всея Руси участвовать в переговорах с Римом.
В 1438 году в Ферраре, в Центральной Италии, собрался церковный Собор. Целью Собора была заключение унии, привлечение православного Востока, Константинопольского патриарха в Римскую Церковь. Трудное это было время для православных епископов. Их принуждали и физически, и материально, чтобы они уступили. И многие из них сдались. Устоял лишь один, причисленный недавно к лику святых, епископ Ефесский Марк (+1457г.). Когда папе Евгению IV принесли документы Собора, он прежде всего спросил: «А Марк подписал?» Ему сказали: «Нет». И тогда он отложил грамоту и воскликнул: «Итак, мы ничего не достигли!» Так мужеством одного сохранилась чистота Святого Православия.
Но и император, и Константинопольский патриарх поставили свои подписи под текстом унии. В том числе и митрополит Московский Исидор, грек, отправился победоносно в Москву в преднесении латинского креста. Когда он прибыл в Москву, то великий князь Московский посадил его в темницу, из которой тот бежал в Рим, где впоследствии стал кардиналом. Так бесславно закончилась эта, как сейчас принято говорить, диверсия против Православия на Руси.
Исидор бежал, а ведь митрополита на Москве нет. И вот тогда святитель Иона, которому патриарх Константинопольский еще до заключения унии обещал кафедру митрополита всея Руси, на основании этого обещания отправил в Константинополь свою грамоту. Но грамота та пропала по дороге. И тогда собрались русские святители на церковный Собор и постановили: поскольку нормальной связи между Константинополем и Русью нет, поскольку в Константинополе уже нет Православия, а патриарх и император отдались Риму, — прекратить сношения с этой поколебавшейся Церковью и поставить самостоятельно митрополитом всея Руси епископа Рязанского Иону. Это совершилось 5 декабря 1448 года.
Теперь, по прошествии стольких столетий, смотря вдаль и не видя многого, нам представляется торжество Православия, великолепие наших православных храмов, святость, подвижническая жизнь, которой мы умиляемся, на которой, увы, не подражаем. А посмотрим на это реалистичнее. Вот здесь, на краю Москвы, на Потылихе, напротив нынешнего «Мосфильма», стоит небольшая церковь Святой Троицы. Это было места уединенных подвигав святителя Ионы. В повозке он мог добраться только до каких-то пределов, примерно между нынешним Киевским вокзалом и окружной дорогой, а дальше пересаживался верхом и по лесной тропе пробирался в это уединенное скитское место. А еще дальше для совсем уединенных подвигов и молитв было у него к югу от церкви в овраге излюбленное место, где стоял старый дуб и оттуда бил источник. Пятьдесят лет тому назад я еще помню этот дуб. Большой, с растрескавшимся стволом, с раскидистыми ветвями, во время войны он уже погиб, но я хорошо помню, так как я сам ходил туда, на этот источник, за водой.
И характерна вот еще какая деталь, братья и сестры: большинство наших рек, которые здесь протекают, носят названия не русского происхождения, а так называемого угро-финского: Яуза, Пажа, Клязьма — это все нерусские слова. А вот речка, которая протекает там, называется Сетунь, что по-русски значит «печалиться, жаловаться, скорбеть, переживать». Вот на берегу этой реки и стоял скит — уединенное место для подвигов святителя Ионы, и сетовал он там, и печаловался, и молился Богу о сохранении Русской Церкви в Православии и всего русского народа в трудное тогда время. Как я уже напоминал вам, еще не кончилось монгольское иго, еще была рознь между князьями, еще были разорение и нищета. И только Церковь одна давала надежду людям на будущее.
Семнадцать лет святитель Иона, с 1431 по 1448 год, был фактическим главой, хотя и непризнанным, Русской Православной Церкви, а с 1448 по 1461 год — тринадцать лет — он был митрополитом и оставил нам 38 духовных посланий, касающихся духовной жизни, дисциплины и порядка, а также письма, которые он направлял князьям, поучая их радеть о своем Отечестве, и духовенству, призывая его к ревностному служению Церкви.
Его послания для нас являются драгоценным памятником не только духовной жизни, не только истории, но и замечательным примером литературного творчества. Вот так, в немощи от долгих трудов, от болезней и старости, почил святитель Иона. И тело его было погребено вместе с другими первосвятителями в московском Успенском соборе. А за многие чудеса, которые он совершал тайно и явна, причислили его к лику святых.
В истории памятен такой случай, когда во время очередного татарского набега хана Мазовши полчища татар обступили Москву (они обычно шли из Замоскворечья), подступили с юга к Кремлю, сожгли посад. Князь пошел просить соседних князей о помощи, а Москву оставил на попечение старца митрополита. Какая у него оставалась сила? Только молитва! И вот поднял он святые иконы, собрал народ — и вышел на стену Кремля, прямо на виду у наступавших диких орд. Жара была нестерпимая от горящего посада, от Замоскворечья. И ветер дул на Кремль, все грозя испепелить... Но святитель пламенно молился, и народ взывал к Богу об избавлении. И вышел ему навстречу инок Чудова монастыря и сказал: «Не бойся, Бог услышал твою молитву по ходатайству Пресвятой Богородицы, и за Москву погибну я один». И в это время татарская стрела пронзила его, и он упал. Вдруг переменился ветер и погнал этот зной, и жар, и пепел, и горящие угли на головы татар. И Москва была спасена. А ночью полчища татарские услышали как бы какой-то великий шум, надвигающийся от Кремля, и, подумав, что это не небесное войско, а великий князь пришел со своим войском, бежали. Так святителю Ионе мы обязаны тем, что в очередной раз была спасена Москва.
Вот так, братья и сестры, не от высоких духовных рассуждений и мыслей, а переходя к нашей действительности в прошлом, к той, которую каждый из нас может ощутить, прикоснувшись к священной Московской земле, прикоснувшись к камням наших храмов, подумав о том, где мы живем и кто были наши предки, мы учимся тому, какое великое значение имеют для нас Святая Православная Церковь и ее первостоятели, пастыри наши. Петр, молитвами своими укрепивший Москву. Алексий, воспитавший князя Димитрия и приуготовивший победу на Куликовом поле, не дожив до нее всего двух лет. Иона, сохранивший Православие, поучая Церковь благочестию и в немощи старческой отдавший душу Богу; святитель Филипп, противоставший безумной жестокости царя Ивана IV; святитель Ермоген, своим патриотическим служением прославивший себя и Русскую Церковь в Смутное время.
Вот те великие мужи и духовные светильники, братья и сестры, кому мы обязаны тем, что мы сейчас православные люди. Мы благодарим Бога, что стольких мужественных поборников веры Он даровал нам в прошлом. И каковы же должны быть наши усердие и любовь к Святой Православной Церкви, чтобы быть достойными наших славных предшественников! Какой благодарной молитвой должна быть наша молитва и в храме, и дома всякий раз, когда мы вспоминаем наших древних святителей и чудотворцев!..
Да будет же милость Божия на нас по молитвам святителя Московского, всея России чудотворца Ионы, митрополита. Аминь.
Слово сказано в храме Воскресения Словущего, 26 июля 1987 года.
|