ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА ПИТИРИМА (ТВОРОГОВА), СКОПИНСКОГО И ШАЦКОГО В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА ПЕРВОГО И ВТОРОГО ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.

«Бог не силе, а в правде»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Господь, преподав заповеди о любви, повелел искать правды Божией, ибо знал, что она матерь любви», — в этих словах преп. Макария Великого, возлюбленные братья и сестры, два свойства Божиих — правда и любовь — неразрывно соединены, как соединены они единой сущностью Триипостасного Божества.

Правда — матерь любви, то есть от правды рождается любовь. И верный признак настоящей, истинной, божественной любви — это не просто желание, а жажда, не просто хотение, а алчба правды.

Пламень ревности о Божией правде горел в сердцах всех ветхозаветных пророков, которые становились гласом этой Божественной правды, претерпевая за нее бесчисленные скорби, гонения и смерть. И самый великий «из рожденных женами» (Мф. 11, 11), тот, чью память сегодня молитвенно чтит Церковь, св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн явился на земле воплощением этой божественной правды, вопиющим в пустыне гласом, проповедующим покаяние.

Тот, кого был и остается недостоин весь мир, пал жертвой преступной любви — любви, поправшей закон, которая не имеет права именоваться любовью, потому что неправедна и беззаконна. Она, как порождение лжи, ненавидит всякую правду, хотя и называет себя любовью, имеет только вид благочестия, силы же его отреклась (2 Тим. 3, 5). Однако она торжественно шествует по миру, ей приносятся бесчисленные жертвы: миллионы разбитых сердец, искалеченных судеб, не успевших родиться уничтоженных жизней. На алтарь этой преступной любви изливаются потоки крови и слез. А она, победительница, «облечена... в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом», держит «золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ея; И на челе ея написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».

Видя ее, упоенную «кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых», св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, «дивился удивлением великим» (Откр. 17, 4-6). И кажется, что нет такой силы, которая могла бы противостать этой лживой любви: ей рабски служат цари и владыки, она законодательница и судья, может оправдать или казнить, разорить или озолотить, обесчестить или прославить. Над святыней она глумится, благочестие презирает, над смирением смеется, а правду ненавидит. При ней можно только лгать или молчать. Любой, кто осмелится обличать ее, разделит участь Предтечи Господня. Ее дерзость не останавливается ни перед чем, ее рука никогда не дрогнет и взор не устыдится. Она твердо держит усеченную главу пророка и неистово пронзает обличающий ее язык, злорадно прячет великую святыню в нечистом месте — и продолжает торжествовать, пока еще не кончилось ее время, пока она в силе и славе.

А что же правда? Попрана и поругана, обесчещена и осмеяна? Побеждена?

Недавно в один из подмосковных храмов пришла женщина — вся в слезах, убитая горем, безутешная. Ее единственный сын, честный, порядочный, верующий молодой человек оказался в тюрьме. Ему, сотруднику правоохранительных органов, неподкупному и бескомпромиссному, было поручено осуществить проверку крупной коммерческой организации. Не поддаваясь ни на подкуп, ни на угрозы, он разоблачил преступную деятельность фирмы и направил материалы расследования своему руководству. А когда он возвращался с работы домой, его машину остановили его же коллеги и, подбросив в багажник крупную сумму денег, задержали как преступника, получившего взятку. Был суд. И тот, кто осмелился быть честным и неподкупным в продажном обществе коррупции и зла, один из миллионов, кого недостоин весь этот погрязший в преступлениях мир, оказался за решеткой. А злодеи торжествуют и смеются над непонятно откуда взявшимся чудаком, дерзнувшим нарушить их неписанные законы.

Он проиграл: не помогли ни горячие молитвы матери, ни его еженедельные хождения в церковь. Кому оказалось нужно его маленькое геройство? Очередная ненужная жертва устаревшей морали. Как осмелился он, этот ничтожный правдоискатель, покуситься на называющий себя новым, но на самом деле старый, как смертный грех, мировой порядок? Один против миллионов? Что он мог изменить?

Обратимся к Евангелию: «услышав же Иисус, что Иоанн отдан рад стражу, удалился в Галилею... С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь; ибо приблизилось царство небесное» (Мф. 4, 12, 17).

Заключение в темницу св. Иоанна Крестителя выводит на общественное служение скрывавшего Себя до этого момента Иисуса Христа. И окрестности Галилеи огласились неслыханной до этого проповедью: уста Богочеловека изрекли заповеди блаженств, ублажающих нищих духом, плачущих, кротких, милостивых, миротворцев и правдолюбцев. Страдания и смерть праведника заставляют Самого Бога действовать.

Смерть Предтечи была последней каплей, переполнившей чашу долготерпения Божия.

Но праведный гнев Божий предваряет взыскующая любовь, удерживающая карающую руку до тех пор, пока не отыщется самый последний грешник, способный на покаяние. И Сама воплотившаяся Божественная Любовь, Слово Божие, «полное благодати и истины» (Ин. 1, 14), приносит Себя в жертву за грехи всех людей. Любовь дает победить Себя смерти, чтобы в самый миг торжества ада вырвать у нее жало, попрать и умертвить ту, которая готовилась уже воссесть на престол Божественной славы? Сокрушается ад и отверзаются врата рая — вот она победа!

И наш невинный страдалец, находясь в заточении, своими душевными и телесными муками, каждым вздохом, каждым стоном, вырвавшимся из его измученной души, торопит Божию Любовь изменить этот чудовищный мир. А если изменить его уже невозможно, то место любви заступит правда Божия. И тогда то, чего не смог совершить он, сделает Бог. И нет на земле ничего страшней, чем «впасть в руки Бога живаго» (Евр. 10, 31). Тогда то, чего беззаконники так боятся и пытаются любой ценой избежать, найдет на них стремительно и неотвратимо. Им, не способным терпеть и малейшего неудобства, придется испить чашу гнева Божия да конца. Все содеянное ими зло обернется против них и сожжет их, и смерть не избавит их, а только усилит их вечную муку.

Вот как подвиг одного маленького человека, нашего с вами современника, может изменить то, с чем не могут справиться президенты, правительства, армии и государственные институты.

«Кто говорит правду, хотя бы был самым последним из людей, и самого царя царственнее», — учит свят. Иоанн Златоуст

Будем же и мы, возлюбленные братья и сестры, всегда, а особенно в эти святые дни Великого поста, искать правду Божию, хранить себя от любой лжи, памятуя слова великого Златоуста о том, что «пост и молитва избавляют от смерти, а правда выше их обоих». И да поможет нам в этом великий пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн!

Аминь.

Сказано в Покровском Академическом храме 9 марта 2010 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.