ПРОПОВЕДЬ ПРОТОПРЕСВИТЕРА ПЕТРА РОЖДЕСТВЕНСКОГО (+1940Г.) В НЕДЕЛЮ 6-Ю ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОРОЖДЕННОМ.

(Ин. 9, 1-38; Деян. 16, 16-34.)

Святая Церковь сегодня предлагает нашему вниманию Евангельское чтение об исцелении Иисусом Христом слепорожденного. В этом исцелении есть свои особенности: чудо не совершается быстро, и слепой не только не просил об исцелении, но и не надеялся на него, ибо от века никто не слышал об исцелении слепорожденного.

Проходя по улицам Иерусалима, Иисус Христос увидал слепого от рождения. Ученики cпросили Его: «Равви, кто согрешил — он или его — родители?» Ученики в своем вопросе не выразили чувства сострадания или жалости к слепому, а задали прежде всего вопрос: почему и зачем? Иисус Христос по-иному отнесся к несчастному: без всякой просьбы со стороны спепого, Он исцелил его. Не отрицая греховного состояния слепого и его родителей, Христос сказал: «не согрешил ни он ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». То-есть, несчастье человека может иметь различныя цели Промысла Божьяго. В данном случае, эта цель состояла в том, «да явятся на нем дела Божии».

Сказав это, Он сделал брение из плюновения и помазал глаза слепому, и повелел ему прийти в Силоамскую купель и там умыться. Он тотчас пошел, умылся и пришел зрячим.

Великое чудо исцеления слепорожденного произвело тем более сильное впечатление в Иерусалиме, что исцеленный очень был известен в городе, как слепой от рождения нищий. Посему фарисеи и начали самое тщательное разсмотрение события, чтобы подорвать веру в действительность чуда, но напрасно. Происходят допросы исцеленного, призывают его родителей, снова спрашивают его самого, и, когда ничто не оправдывает их подозрений, и чудо очевидно, они изгоняют от себя бывшего слепца с укором и бранью. Они поступают так, как поступают изолгавшиеся люди: они возмущаются и выгоняют его вон.

Услыхав, что фарисеи прогнали от себя бывшего спепца, Господь встретил его в храме при фарисеях и спросил его, верует ли он в Сына Божия.

— «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» спросил бывшей слепой.

Иисус Христос сказал ему: «Ты видел Его, и он говорит с тобою».

Он же сказал: «Верую, Господи», и поклонился Ему.

Таким образом, бывший слепой признал в своем исцелителя не только пророка, но и Сына Божия.

И мы часто, при виде людских несчастий и страданий, задаем вопрос: кто согрешил — сам несчастный, родители его, или человек родился таким за грехи, которых он не делал?

Согласно Слова Божия, мы знаем, что Господь, как любвеобильный Отец, посылает несчастия и болезни, или как наказание, или как средство утверждения в доброй жизни.

Итак, кто понимает и поймет смысл страданий, тот не даст вопроса: отчего и почему, для чего и зачем это случилось?

Жизнь прожить — не поле перейти. Тот, кто вникает в свои дела и поступки, тот так или иначе провидит, что ждет его и окружающих, и сумеет во время остановиться. То, что случилось с нашей родной страной, очень многие предвидели и предупреждали, но... голос их услышан — не был, а многие даже злорадствовали по адресу этих истинных патриотов своего отечества.

Ныне прославляемый пророк Иеремия (1/14 мая) обличал иудеев за их богоотступление и грозил им бедствиями. Для того, чтобы сильнее изобразить предстоящее им рабство, Иеремия, по повелению Божию, надел на свою шею и несколько времени носил ярмо, сначала деревянное, а потом железное. Это иудеям не понравилось, и старейшины иудейские приговорили его к смерти; увели его с собою в Египет и там побили камнями. Но пророчество его о Вавилонском пленении исполнилось.

Так и мы теперь пожинаем то, что посеяли. 

За терпение и кротость Господь исцелил слепого, а когда встретил его в храме, привел его и к вере. Не мало и ныне слепых очами, но еще более спепых духовно: это отрицающее Бога и ведущее распутную жизнь. Они зло называют добром, а добро злом. Это хула на Св. Духа, когда человек по грубости и упрямству не может верить явной истине. Так фарисеи, видя, не видели самых простых вещей.

Христос Спаситель — Божественный Чудотворец, но они не хотели видеть в Нем Сына Божия, а видели простого человека, нарушающего своими чудесами субботу.

Кто из нас не бывал в такой обстановке? Вот летний, самый светлый день. Море света в комнате. Но оно вам надоело, и вы наглухо закрываете окно ставнями; в комнате водворяется мрак. Между тем на дворе солнце светит, как и прежде. Но вот ставни, окна снова немного открыты. И что же вы видите? Луч солнца врывается в комнату. Ставень еще более открыт, и, сообразно с этим, и света, становится больше. И, чем более открывается ставень, тем более проникает в комнату света. Наконец, ставень открыт совсем, и по-прежнему море света вливается в вашу комнату.

Не то же ли самое бывает и в нашей. духовной жизни? Да, именно так. На душе темно, но это не значит, что нет света вне нас. Нет, он есть, но, по слепоте своей, мы не замечаем его. Стоит только нам сделать усиленный порыв к Богу, побороть грех, как мы уже открываем доступ благодати Божией, свету Божиему к нам.

Бывают светлые минуты, когда душу наполняют какая-то тихия, умудряющия настроения, когда  хочется обнять весь мир и всем сказать: «мы — дети отца Небесного, мы — родные братья». Это первые шаги к свету, и как счастлив тот, кто достигает высших благодатных ступеней!

Помоги нам, Господи, успокой нас, ибо Ты Сам сказал: «приидите ко Мне все, страдающие и обремененные, и Я успокою вас». Пусть всякий искренний человек вспомнит хорошо свою жизнь; и он увидит, что никогда не пострадал от исполнения учения Христова.

Слепые телесно страдают здесь, а слепых духовно ожидают страдания вечные.

Ныне особенно много слепых духовно на нашей многострадальной родине; есть таковые и здесь. Посмотрите, какая кругом взаимная вражда и непонимание, какое неуважение к старшим. Почему это? Какая причина слепоты духа? Причина — наши пороки и страсти: самолюбие, гордость, самомнение, злыя сердца, зависть, озлобление и отчаяние, неверие и нераскаянность.

Эта слепота гораздо опаснее и более достойна сожаления, чем слепота телесная. Такому человеку нет спасения ни в сем веке, ни в будущем.

Господи, спаси и сохрани нас от такой слепоты. А мы с вами — духовно — зрячие или слепые? Назвать нас слепыми совершенно нельзя: мы немного видим, но и зрячими совершенно нельзя назвать нас, так как всякий чувствует в своем сердце живущий там грех.

Благодатная жизнь достигается не без труда, к ней надо стремиться всем своим существом. А мы? Слепые хотят видеть свет, глухие хотят слышать, не исполнившие почти ни одной заповеди Христовой хотят знать и понимать Его учение. Ведь это все равно, как если бы мы, не раскрывая книги, хотели бы узнать, что в ней написано, или, не вкусив меда, стали бы знать и говорить о его сладости.

На пути добродетельной жизни встречаются недоразумения, огорчения и скорби. Христианину надлежит проразумевать смысл ниспосланных ему страданий и испытаний и переносить их в терпении, веруя в промысл Божий, в то, что Бог указует каждому из нас свое место в жизни, и не только каждому из нас, но и целым народам и государствам. Так понимали страдания и скорби, как испытание, святые угодники Божии: Авраам в жертвоприношении своего сына Исаака, Иосиф в продаже его братьями, Иов в своих лишениях и болезнях, Филарет Милостивый и др. Истинное понятие о промысле Божием находим в дивной речи Ап. Павла в Афинском ареопаге: Бог сотворил мир и все, что в нем, произвел род человеческий от одной крови, дал людям обитание по всему лицу земному, назначив предопределенныя времена и пределы обитания их, так что каждый народ должен жить и живет на земле там и столько, где и сколько предопределил Господь, дабы народы, в назначенных пределах и периодах своего существования, искали Бога, не осяжут ли Его и не найдут ли Его, хотя Он и не далеко от каждого из нас. Ибо Им мы живем, и движемся, и существуем.

И мы, русские люди, в рассеянии сущие, верим, что все, случившееся с нашей страной, совершилось по Божьему определению и попущению, и еще не наступили пределы времени нашего местожительства, ибо русский человек еще не изжил себя. Он только еще начинает раскрывать себя пред лицом всего мира: на нашей памяти только начался расцвет и в области русского просвещения и в области экономической. Мы были свидетелями этого могучего роста России. Если бы война в 1914-16 гг. кончилась для нас благоприятно, то не было бы более могучего народа, чем мы. Бог знает, что было бы с нами, если бы мы оказались победителями в Великой войне; может быть, в своем самодовольстве и самопревозношении совсем забыли бы Бога и погибли.

Возможно, что в своем разсеянии русский человик нашел смысл своих страданий: они не к смерти, но, если и не к славе, то к исправлению. Кто теперь на свете, не знает красоты нашего православия, нашего духовного богатства в области литературы, искусства и науки И узнали русского человека иностранцы, узнали душу его.

Мы с вами в разсеянии лишились всего, но самое главное с нами: это св. православная вера и св. Божий храм, где мы находим себе отраду и утешение, забывая страдания и ужасы жизни. Здесь больная русская душа находит себе, в умилительных напевах и чудных словах молитв нашего дивного богослужения, твердость упования, склоняя свою голову пред Всемогущим Промыслом Божиим: так угодно Богу.

И в этом терпении мы совершаем свой жизненный путь. Св. Церковь в своих благодатных молитвах, св. таинствах и в своих истинно материнских заботах о чадах своих дает нам силу в жизненной борьбе. Дивная сила в святых храмах и церковных молитвах, совершаемых во время Богослужения!

Открываем 3-ью книгу Царств, 8-ю главу, и читаем: «Царь Соломон, при освящении храма Иерусалимского, простер руки свои к небу и воскликнул: Господи, Боже Израилев! Кто подобен Тебе, Богу, на небесах вверху и на земле внизу? Богу ли жить на земле? Ведь небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее этот храм, который я построил. Но услышь воззвание и молитву, которою раб Твой молится Тебе ныне. Пусть очи Твои будут отверсты на этот дом день и ночь; услыши моление раба Твоего, народа Твоего, Израиля; когда Ты услышишь, то и помилуешь. Когда народ Твой будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе и будут просить и умолять Тебя в этом доме, тогда Ты услышь с неба, пожалей, помилуй, спаси и возврати их в землю их!»

И услышал Соломон голос с неба: «Я услышал твою молитву и освятил это место, и очи Мои будут отверсты на этот храм и уши на молитву молящихся здесь».

Так было в Ветхом Завете, но во сколько крат большая благодать и милость Божия пребывает в христианских храмах!

При освящений храмов, мы в молитвах просим у Бога милости Его — пребывать с нами, грешными, недостойными, просим слышать наши молитвы и воздыхания: «во еже быти очесом Твоим отверстым на ны день и ночь, ушесом Твоим вземлющим в молитву призывающих всечестное и поклоняемое имя Твое, да елико воспросят у Тебя, и Ты услыши на небесе горе, и сотвори милость и милостив будеши».

«Господи Боже наш! Сподоби нас, недостойных, безкровную жертву Тебе приносити и даруй нам все, еже на спасение просимое».

«Милостивым оком призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, пребывая в сем доме небоподобном, вселенныя похвало, жертвеници исполненной Твоея славы, и ниспосли Пресвятого Духа Твоего на ны и на наследие Твое; обнови в сердцах наших дух правый, и духам владычным утверди нас».

Слыша все это, так радостно, тепло и умилительно становится на душе и сердце верующего во Христа.

При освящении храма, епископ или священник, совершающей освящение  храма, когда обойдут с крестным ходом вокруг храма со св. мощами, подходит к западным дверям и говорит: «возьмите врата князи ваша, и возьмите врата вечныя, и внидет Царь Славы». Народ, в лице поющих, спрашивает: «Кто есть Царь Славы?» Архиерей или священник со св. мощами, освящающий храм, отвечает: «Господь Сил, Той есть Царь Славы». И так повторяют три раза и освящающий и певчие.

Подумайте: входит Царь Славы, Господь Сил! Он здесь, Он между нами. И тогда невольно спросишь: зачем христианин скорбит, зачем теряет спокойствие духа, зачем малодушествует, раз Господь Сил здесь, с нами?

Когда слышим совершенный чин освящения храма, трепет объемлет нас, содрогается сердце наше от величия Божией щедроты. Раз Христос с нами, нет места малодушию.

Пример из жизни: когда получаешь от родителей — отца или матери — в благословение св. икону, чувствуешь, что ты не один, а с тобою благословение родительское, с тобою благословенный образ. И становится человек увереннее в своих действиях. А здесь, в храмах, Сам Господь с нами!

В Апостольском чтении говорится о том, как Апостолы Павел и Сила в Македонском городи Филиппах исцелили девушку прорицательницу, доставлявшую большой доход своим господам. Последние возмутили народ и восстановили начальство, которое приказало бить Апостолов палками, а затем заключили их в темницу и ноги их забили в колодки. Как вели себя Апостолы? Пришли в уныние и роптали, жаловались на несправедливость к ним? Нет! Они воспевали Бога, становились на молитву. Темница, таким образом, обратилась в храм. Они радовались, что страдают за Христа.

Помнить это надлежит тем из нас, кто терпит злоключения и скорби. Грешно падать под бременем их. Надо помнить Господь кого любит, того и наказует. Путь к славе — путь креста. Земныя страдания очищают нас; и нынешнее Евангелие учит нас, что и слепые могут спастись. Господь дал, Господь взял. Буди имя Господне благословенно отныне и до вика. Господь низводит, Господь и возводит.

Ночью произошло землетрясение, двери темницы, где находились Апостолы, открылись, и узы у всех заключенных ослабли. Темничный страж очень испугался, думая, что все узники убежали. Апостол Павел успокоил его, что никто не убежал. Страж уверовал сам и весь дом его, и он предложил, по случаю этого радостного события, угощение. Таким образом, с духовным торжеством соединилось и телесное утешение.

И у нас есть обычай приглашать гостей и устраивать для них угощения по случаю праздничных событий или праздника в личной жизни, например, в день рождения, именин, брака и т. д. Церковь допускает эти праздники, но с тем, чтобы мы ели и пили во славу Божию: «аще ясте, аще пиете, вся во славу Божию творите» (1 Кор. 10, 31). Вот почему пред трапезой и после нея мы творим молитву и благословляем трапезу.

Маньчжурия, Китай.