Праздник «Казанской» иконы Божией Матери
Сегодня праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, Заступницы всех христиан. Она, Пречистая, хранит не только царства и народы, но и отдельных людей, хотя бы самых простых и горемычных.
8/21 июля 1579 г. в Казани была обретена сия святая икона, представляющая собой точный список с иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» — путеводительница. Обретение совершилось при следующих обстоятельствах: 10-летней дочери стрельца, Матроне, явилась во сне Богоматерь и повелела объявить начальникам города, чтобы они взяли икону Ея из земли, скрытую на пепелище сгоревшего дома этого стрельца. Девочка скрыла это видение, Богоматерь явилась ей снова и вторично повелела объявить о видении. Тогда девочка рассказала о видении своей матери; но та не обратила внимания на ея рассказ. Через некоторое время Матрона во время сна увидела икону Богоматери, от лица Которой исходили огненные палящие лучи, и послышался грозный голос, приказывающий сказать людям о видении Божией Матери и взять Ея икону из земли. Пораженная ужасом девочка, когда очнулась, со слезами стала упрашивать мать немедленно объявить о виденных ею снах архиепископу и воеводе. Архиепископ Иеремия и власти не поверили рассказам и не обратили никакого внимания.
Попытки матери девочки и других с нею отыскать икону успехом не увенчались. Тогда девочка взяла заступ и стала разрывать землю на месте печи в сгоревшем доме и открыла святую икону Богоматери, завернутую в кусок старого сукна (рукав). Очевидно, св. икона была зарыта во время владычества в Казани татар кем-либо из русских пленных или уверовавших татар.
Икона оказалась совершенно новой, светлой, как бы только написанной. Первый принял святыню на свои руки священник ближайшей к месту обретения иконы церкви Св. Николая, в Гостинном Дворе, Гермоген, впоследствии святейшый Патриарх Всероссийский, великий патриот и исповедник. Слухи об обретении святой иконы быстро распространились по городу, и толпы народа собрались к месту ея явления.
Святая икона сначала была отнесена в ближайшую церковь св. Николая Тульского, а отсюда, по совершении молебствия, в кафедральный Благовещенский собор. На этом пути совершилось много чудес, между прочим исцелились слепцы: Иосиф на пути шествия иконы, и слипец Никита — в соборе.
Это явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери имело громадное значение для жителей покоренного Казанского царства.
В 1579 г. Казань очень сильно пострадала от пожара. Татарское население города считало это несчастие Божьим наказанием за распространение в ней христианства. И святая вера Христова, по словам летописца, сделалась притчей и поруганием.
Для укрепления веры своих последователей и для вразумления неверных, Господь и благоволил явить Свою Божественную силу явлением Казанской иконы Божией Матери, прославленной многими чудесами.
В том же 1579 году список с явленной чудотворной иконы был послан царю Ивану Васильевичу Грозному. Он повелел на место явления иконы построить церковь и при ней женский монастырь, где потом Матрона, обретшая икону, была игуменьей, с именем Марфы.
Святая обитель развивалась, расширялась и благоустроялась, привлекая к себе много верующих людей, искавших утешения в своих часто трудных и скорбных жизненных обстоятельствах. Обитель имела несколько прекрасных храмов, прекрасную школу для девочек, обширные корпуса для 500-600 сестер, из которых многия занимались работой в иконописной и рукодельной мастерских.
В последнее время пред революцией, по желанию и при содействии в Бози почившей Великой княгини Елизаветы Феодоравны, на мести явления святой иконы, под летним собором был устроен пещерный храм.
Великая Княгиня после смерти своего мужа, Великого Князя Сергия Александровича, все свои драгоценности отдала на украшение храма Богородицы и Ея дивной иконы.
Богородицкий монастырь усердно посещали жители города Казани; особенно много было богомольцев в летнее время, с открытием навигации по Волге. В 1904 году обитель, граждане города Казани и вси верующие люди в России были поражены страшным несчастием. Святая Казанская икона Божией Матери с драгоценной ризой были похищены, в ночь на 29 июня, шайкой грабителей, во главе с Чайкиным. Нельзя словами изобразить великую скорбь, пережитую всеми верующими при этой тяжелой вести. Несмотря на все поиски, икону не нашли. Конечно, она не уничтожена, так как Чайкин знал ценность этой святыни, которую так легко было скрыть при ея небольшом размере, 4-5 вершков.
Во время суда, когда присяжные заседатели ушли в совещательную комнату, и сознание Чайкина не могло иметь на приговор их никакого влияния, протоиерей Воскресенской г. Казани церкви, Порфирий Руфимский, спустился в подвальное помещенге суда, где, закованный в цепи, сидел Чайкин, и задал ему вопрос: где находится икона, и что он сделал с ней? Чайкин никакого ответа не дал.
Спрашивается, зачем грабители взяли святую икону?
Очевидно, с целью или продать ее любителям старины, или для того, чтобы надругаться над православной Церковью, чтобы поколебать благоговение к святым иконам православных верующих, свято чтущих их.
Но напрасна была эта мечта злоумышленников. Это печальное событие была всеми принято, как попущение Божие, как действие гнева Божия, было признано наказанием Божиим за грехи наши и беззакония.
Нечто подобное было и в Ветхом Завете. У избранного народа была главная и единственная святыня — Ковчег Завета, где лежали скрижали Завета, жезл Аарона прозябший и сосуд с манной. Эта святыня хранилась во Святая Святых храма. И вот эту единственную святыню постигла страшная участь: она погибла в то время, когда храм Соломона был сожжен Навуходоносором. Что же, еврейский народ утратил веру в Бога, перестал чтить Его? Не только ничего подобного не случилось, а, наоборот, евреи стали гораздо благочестивее и богобоязненнее; несчастие образумило их. Они убедились, что Господь попустил это, и они заслужили это наказание. С утратой святыни, вера и благоговиние к Богу не уменьшились, а усилились. Подобное явление видим мы и в церкви Нового Завета.
Много было случаев разрушения христианских памятников, утраты святых мощей и икон от пожаров, поджогов и похищений. Христиане скорбели, но на Господа не роптали, признавая себя виновными и заслуживающими гнева Божия, призывающего нас к покаянию.
Подобное случилось и с Казанской Божией Матерью, оказавшей величайшую милость нашей родине чрез святую икону в смутное время.
Казанская икона находилась в 1-м ополчении. В начале она имело успех, но вражда, раздоры, буйство, своеволие ратников и воевод отвергли от них милость Божию, и оно кончилось печально. Зимой 1611 года святая икона была отправлена в Казань. Когда она в пути находилась в Ярославле, туда прибыло 2-е ополчение Минина и Пожарского, и ратники взяли с собою святыню. Пресвятая Владычица приняла их под Свой покров, и Ея заступлением была спасена Москва, а вместе с ней и вся Россия.
В Бозе почивший Блаженнейшый Митрополит Антоний (Храповицкий), после пропажи святой Казанской иконы, сказал: «не стало Казанской иконы Матери Божией, не будет и России, пока Господь, смиловавшись, не пошлет нам вновь великое утешение в явлении иконы Матери Божией, и через Нее спасет и помилует Землю Русскую».
Ей, Господи! Да будет так. «Только веруй, и будет тебе», сказал Христос. С этой верою в помощь Божию и заступление Богородицы и будем взывать усердно: «Не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице; на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся».