СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ПАВЛА (ПАВЛОВА), СИДНЕЙСКОГО И АВСТРАЛИЙСКОГО (+1995Г.) В ПОХВАЛУ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО.


СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ПАВЛА (ПАВЛОВА), СИДНЕЙСКОГО И АВСТРАЛИЙСКОГО (+1995Г.)
В ПОХВАЛУ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, Митрополита Московского. Им славится и красуется Православная Русская Церковь. В ряду наших отечественных святых он занимает видное место. Святитель Филипп, в миру Феодор из рода бояр Колычевых, родился в 1507 году и, будучи воспитан своими родителями в страхе Божием и благочестии, скоро познал тщету мира. Несмотря на богатство и славу, которые его ожидали из-за связей и дружбы с самим царем, он оставляет все и уходит в отдаленный монастырь на диком русском севере, где подвизается как самый простой инок, монах, в течение 9-ти лет. После этого он был выбран всею братиею и занял место игумена Соловецкого монастыря.

В 1566 году царь Иоанн Грозный, слыша о святой жизни и подвигах смиренного инока, возжелал, чтобы он возглавил русскую митрополию и вызвал его к себе в Москву. После настоятельных уговоров и убеждений со стороны царя, святитель Филипп смиренно принял на себя архипастырское служение и первосвятительство в Русской Православной Церкви. Он начал со страхом Божиим, с трепетом, благоговением и благочестием править слово Христовой истины в русском народе. Пример его святой жизни и благодатность его словес действовали на всех вокруг, кто с ним соприкасался. В первую очередь его кротость, его смирение, его святая жизнь имели влияние на царя. Та жуткая кровавая оргия, которая в то время была страшным несчастьем русского народа, была царем оставлена. Казни прекратились, жизнь стала спокойная и все радовались и благодарили Бога, что наконец наступила Божья благодать после кровавой бани. Но через год вновь начали поступать всевозможные доносы, вновь начались казни, вновь стала проливаться неповинная русская кровь. Святитель Филипп, будучи добрым архипастырем своей паствы, не мог не печаловаться за нее, не мог не защищать ее перед гневом царским. Он безбоязненно стал печаловаться о всех тех, кого притесняли, мучили, заставляли страдать. Но царь, опьяненный кровью, не внимал его словам. Произвол царский с большей силой обрушился на русских людей. Тогда святитель Филипп сказал: «Не могу молчать, не могу не заступиться за паству свою, я поставлен для этого Богом». Он совершил беспримерный акт мужества: В храме Божием, наполненном народом, он обличил царя и всю его неправду. 3а это он был с бесчестием изгнан из храма, но он оставался твердым и непоколебимым. Ничто не смогло сломить его. Тогда царь приказал удалить его из Москвы и его заточили в Тверской Отроч монастырь. Но и здесь ничто не смутила доброго архипастыря. Он всегда и во всем черпал силы свои верой в Господа. Среди всех его страдании, его душа радостно светилась и согревала всех, окружавших его.

Однако царь не мог забыть такого поведения святителя Филиппа. И вот, пылая мщением, приказал отрубить голову его любимому племяннику и послал эту голову святителю Филиппу, думая, что может быть это может сломить мужественный дух великого архипастыря. Но когда святитель Филипп увидел дорогую для него голову, он не смутился. Он поцеловал ее и сказал: «Блажен, его же избрал и приял еси, Господи».

И вот, в 1569 году, по приказанию царя кровавыми руками опричника Малюты Скуратова, святитель был задушен. Прошло двадцать лет после этого. Иноки Соловецкого монастыря испросили себе его святые останки и их перевезли в Соловецкий монастырь. Скоро от этих мощей потекли широкой рекой чудесные исцеления и помощь всем тем, кто к ним прибегал.

Слух о благодатных мощах святителя Филиппа достиг Москвы и царь Алексей Михайлович пожелал, чтобы эти мощи были перенесены в Москву. Святитель Филипп был первосвятителем Московским, поэтому и надлежало почивать ему в том граде, где он был архипастырем. В 1652 году эти мощи были торжественно перенесены в Москву и когда их открыли, то увидели их нетление. С тех пор они почивают в Московском Кремлевском соборе.

Для нас, дорогие братья и сестры, жизненный подвиг святителя Филиппа является примером страха Божия. Что воздвигало святителя Филиппа на такое мужество? Страх Божий. Он знал, что он обязан поступать так. Страх ослушаться Бога воздвигал его на мужественный акт исповедничества.

Когда он еще был молодым человеком и жил при царском дворе, он не соблазнился ни роскошью, ни дружбой с царем. Воспитанный в страхе Божием своей благочестивою матерью, он размышлял прежде всего о том, как спасти свою душу и как угодить Богу. Эти переживания заставили его отказаться от брачной жизни и удалиться в Соловецкий монастырь. Когда же он был заточен в Отроч монастырь, сколько ему пришлось перенести оскорблений, страданий и лишений! Ничто не смутило его, ибо в нем жил во всей полноте страх Божий.

Таким образом, дорогие братья и сестры, страх Божий является источником благочестивой жизни. И в наши дни, когда так мало осталось страха Божия среди рода человеческого, мы должны взирать на подвиг святителя Филиппа и стараться подражать ему, и в себе самих умножать страх Божий. Только это и ничто другое может сегодня упорядочить нашу жизнь. Если мы будем обладать этим даром страха Божия, то у нас наступит мир и в наших семьях, и в наших душах, чего я от всего сердца желаю вам, дорогие братья и сестры. Аминь.