СЛОВО АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА) (+2017 Г.) В НЕДЕЛЮ 17-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
О силе молитвы хананеянки и об исцелении Иисусом Христом ее дочери.

         Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

         «О, женщина! Велика вера твоя: да будет тебе по желанию твоему», — сказал Господь жене-хананеянке в ныне чтенном Евангелии (Мф. 15, 28).

         Дорогие братия и сестры, в земной нашей жизни немало бывает бед и несчастий почти у каждого из нас. То постигают нас болезни, то злые и коварные люди наносят нам какой-либо вред и чем-либо обижают нас. При всех подобных несчастьях мы глубоко скорбим и молим Бога об избавлении нас от бед и несчастий. Но бывает, и очень нередко, что Бог как будто не внемлет мольбам нашим: несчастная участь наша не только не улучшается, но иногда еще более и более ухудшается. В таком положении мы охладеваем часто к молитве, оставляем ее, иногда даже и ропщем на свою судьбу и говорим: «Да чем же мы хуже других, живущих в благоденствии и счастье?»

         Но не подобает сему быть, дорогие братия и сестры! Как мы должны поступать, когда Бог, по нашим представлениям, не внемлет нашим мольбам? Хороший урок тому дает нам упоминаемая в нынешнем святом Евангелии язычница — жена хананейская (Мф. 15, 21—28). У нее была больная дочь, которую жестоко мучил вселившийся в нее бес. Глубоко скорбела, конечно, несчастная мать о страждущей своей дочери, но средств помочь горю в языческой вере своей не находила. И вот, зная о чудодейственной силе Спасителя, жена-хананеянка, когда Он на сей раз явился в их языческую страну, обратилась к Нему как к необыкновенному чудотворцу и стала просить Его об исцелении дочери своей: «Помилуй мя, Господи, сыне Давидов, дочь моя жестоко беснуется». Но Спаситель не обратил, казалось, внимания на эту мольбу ее и не отвечал ей ни слова. Женщина, однако, не отступает, идет за Спасителем и вслед Ему взывает: «Помилуй мя, Господи, сыне Давидов...» Иисус Христос отказал ей в просьбе, говоря: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Однако она не переставала просить, она неотступно просила о помощи. Чем же кончилось? Молитва матери была услышана: дочь ее немедленно выздоровела. Но не одна жена-хананеянка долго молилась, она, можно сказать, еще недолго молилась. Некоторые гораздо дольше молились: молились по десяти лет и больше и наконец получали просимое. Долго молилась Сарра, чтобы Бог даровал ей сына, — и сын дан был ей в старости. Долго молился Захария — и жена его Елисавета зачала уже в преклонных летах. Так иногда Бог долго медлит исполнить прошения молящихся. В притче о неправедном судье (Лк. 18, 1—8) Господь заповедует нам, чтобы мы не унывали и не переставали молиться, когда долго не получаем просимого. Господь желает и любит, чтобы Его просили. Чем дольше Его просят, тем Он щедрее бывает; чем дольше Он медлит, тем больше дает. В то время когда не дает нам просимого, Он как будто готовит, как будто обдумывает, как бы лучше наградить нас. Наша неотступная просьба столько же приятна Богу, сколько людям она противна: из нее Бог видит, что мы усердно желаем просимого и что мы не хотим получить этих благ ни от кого другого, кроме Бога.

         Смотрите, дорогие братия и сестры, на хананеянку, поучитесь у нее и берите ее себе в пример для подражания. Иисус Христос не сразу исполнил ее просьбу, а заставил долго просить — не потому, что Он действительно считал ее недостойною, а для того, чтобы неотступность ее молитвы, дерзновение упования, твердость веры и глубину смирения показать в пример и, пожалуй, в укор как евреям, так и нам, христианам. Если хананеянка — язычница, идолопоклонница — оказалась такою молитвенницей, смиренницей, терпеливейшей, такою непоколебимо верующей и надеющейся, то нам, считающим себя истинно верующими и православными христианами, стыдно не быть такими и на деле, и в нашей жизни. Нам тем более надо отличаться великодушным перенесением скорбей, обид, напастей, твердым упованием на милосердие Божие и усердною пламенною молитвою.

         Вот постигла тебя беда большая — а без бед никто не проживает, — и ты молишься Богу об избавлении, но, не видя скорого избавления, покидаешь молитву, начинаешь безнадежно унывать, роптать, отчаиваться в милости Божией и дерзаешь говорить: зачем молиться Богу, когда Он не милует? А посмотри, как хананеянка неотвязчиво просила Бога об исцелении своей дочери и добилась своей цели. Вот так поступай и ты. Как бы долго и тяжко ты ни бедствовал, ни под каким видом не теряй надежды на Бога и не только не переставай молиться, но еще больше и усерднее молись, вздыхай, плачь. Чем дольше Бог не дает, тем неотступнее просите. Если Он, вместо того чтобы дать просимое благо, подвергнет вас несчастиям, и тогда не отступайте от Него. Если увидишь Бога, посылающего тебе меч, если ощутишь в сердце этот меч, то и тогда не отступай от Него, и тогда ожидай просимой милости. Когда гневается на нас человек, тогда всего безопаснее бежать от него, а когда гневается на нас Бог, тогда всего лучше и надежнее стоять пред Ним. Так уповай — и не посрамишься. Это и любит Он, за это и изливает на нас Свои великие и богатые милости.

         В молитве мы должны быть постоянны и молиться должны с верою и усердием. «Сомневающийся человек не тверд во всех путях своих, и такой человек да не думает, что получит что-нибудь от Господа», — говорит святой апостол Иаков (см.: Иак. 1, 6—8). Рассказывают о преподобном Псое Фивейском. Однажды ходил он на гору Синайскую. Когда возвращался оттуда, встретился с ним брат и сказал со вздохом: «Авва, мы страдаем от бездождия». Старец говорит ему: «Почему же вы не молитесь и не просите Бога?» Брат отвечал: «И молимся, и просим, а дождя все нет». Старец говорит: «Верно, неусердно молитесь. Хочешь ли знать, что это так?» И, простерши руки к небу, начал молиться. Тотчас пошел дождь. Брат, видя, ужаснулся, упал на землю и прославил Бога.

         Наконец, при горячем нашем усердии, молиться мы должны со смирением, с сердечным незлобием, с сознанием своего недостоинства и окаянства.

         Мы часто на словах называем себя грешниками, а на деле оказывается, что истинного смирения и сознания своего недостоинства не имеем. Прекрасный пример в этом случае подает жена-хананеянка. Господь ее сравнил с псом. Какое оскорбительное для всякого сравнение, особенно при людях! Как мы бываем невыносливы при оскорблениях и обидчивы! Нас часто возмущает на гнев заочная брань, насмешка, укоризна, сплетня, часто невинная, но неосторожная шутка. А оскорби нас в глаза, мы и публично тогда готовы вдвое отомстить обидчику и сильно раздражаемся. Но не так поступила хананеянка, когда ее Господь приравнял к псам. «Так, Господи, — сказала она без всякого гнева, — я точно не лучше собаки». Она не обиделась, за что и удостоена от Господа такой похвалы и милости. Так, дорогие, поэтому необходимо стремиться к достижению терпения. Упрекнет кто тебя — смолчи или лучше скажи: да, я таков на самом деле. И обидчик твой будет обезоружен.

         Терпеливое перенесение оскорблений есть величайший подвиг самоотвержения и любви к ближнему. Так, читаем в Патерике: если кто услышит оскорбительную речь и, имея возможность сам сделать подобное, подвизается понести труд стерпеть и не сказать ничего, или кто, будучи оскорблен на деле, сделает себе принуждение и не отплатит тем же огорчившему, такой человек полагает душу свою за ближнего своего. А больше сей любви не может быть.

         Итак, дорогие братия и сестры, будем усердно подражать хананеянке в ее великой вере, надежде и глубоком смирении, терпении и неотступной молитве. Будем и мы по примеру жены-хананеянки с верою и с сознанием своего недостоинства умолять милосердного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы услышать нам от Него вожделеннейший глас: «Чадо, велия вера твоя; да будет тебе по желанию твоему, иди с миром». Аминь.

         16 (29) сентября 1963 г.