ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ИОВА, ПЕРВОГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ.</a>


ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ИОВА,
ПЕРВОГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ.

Патриарх Иов      Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI в. в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита.
    В 1571-1572 годах он - настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575-1580 годах — Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским.
    Благочестивый царь Феодор, услаждавший душу свою только делами набожности и благочинием церковных обрядов, желал почтить митрополита всея России саном Патриарха. Надежда найти в Русском Патриархе защиту Православию, угнетенному на востоке игом мусульманства, а с запада теснимому папизмом, также располагала желать возвышения сана для Русского митрополита. Об этом же радел и ближайший советник и, фактически, соправитель государя Борис Годунов. Вскоре представился к тому удобный случай.
    В июле 1588 года прибыл в Москву святейший Патриарх Константинопольский Иеремия, пастырь знаменитый как просвещением, так и страданиями за Церковь. С ним были начаты переговоры о возведении российской митрополии на степень Патриархии, тем более что фактическое положение Русской Церкви было значительно более соответствовало этому статусу, нежели уровню митрополии. Вскоре Патриарх дал свое согласие.
    Оставалось избрать Патриарха. Царь и Собор русских пастырей предлагали святителю остаться в Русском царстве и патриаршествовать, но он отказался и благословил Государя избрать Собором Патриарха Русского, с тем чтобы и вперед патриархи поставлялись в России своими митрополитами, по чину церковному, не испрашивая разрешения Восточных Патриархов.
    Собрался многочисленный Собор русских пастырей, и царь предложил им сделать совет о Патриархе. В храме Успения Богоматери, в приделе Похвалы Ее, где совершалось вообще избрание пастырей, происходило совещание о назначение великого первосвятителя Русской Церкви. По окончании совещания Патриарх принял на себя представить царю имена трех избранных, и вынулся жребий митрополита Иова. Поставление Патриарха происходило 23 января 1589 года.
    Когда служивший Патриарх со всем собором епископов вошел на малом входе в алтарь и пели песнь Трисвятую, протоиерей соборный и архидиакон привели нареченного Иова пред царские двери, а два епископа ввели его в алтарь. Патриарх вселенский, возложив на него руки, развернув над головою Евангелие, призывал Божественную благодать, как на нуждающегося в сугубой благодати для высокого своего звания. Так совершилось посвящение Патриарха всероссийского.
    Через два года Патриарх Иеремии прислал соборную грамоту об утверждении патриаршества в России за подписью его, патриархов Иерусалимского и Антиохийского (Александрийский в это время скончался), 19 митрополитов, 19 архиепископов и 20 епископов. В грамоте писано: “Во-первых, признаем и совершаем в царствующем граде Москве поставление и поименовение патриаршеское господина Иова, да почитается и именуется и впредь с нами патриархами и будет чин ему в молитвах после Иерусалимского; а главным и начальным содержать апостольский престол Константина града, как и иные патриархи держат; во-вторых, дарованное ныне имя и честь патриаршества не только одному господин Иову дано и утверждено непоколебимо, но позволяем и по нем поставлять Московским собором начальных властей в патриархи по правилам”.
    Промысел Божий незримо устроил обстоятельства дела так, что патриаршество Русское явилось как бы по внезапному стечению случаев, к взаимному утешению востока и севера.
    Как сан, так и преимущества священнослужения сообщали Патриарху Иову высокое значение в глаз духовенства и народа, и благочестие чад Церкви окружало его глубоким уважением.
    Патриарху, как и митрополиту всей России, окончательно принадлежал суд церковный но с прежним ограничением: дела, касающиеся всей Церкви, решались на Соборе. И Соборы при патриархах были часты. За Патриархом оставалась особенная важность голоса на Соборе.
    Патриарх Иов заботился о распространении веры Христовой между татарами Казанскими. По его ходатайству перед царем, приказано было построить слободу с церковью и туда переселить всех новокрещенцев из уезда.
    Апостольская ревность первосвятителя распространялась и на отдаленную, но единоверную Грузию, страдавшую под игом самых тяжких бед и опасностей. Турция тревожила ее набегами, а Персия принуждала к принятию мусульманства.
    Установлены некоторые новые праздники: в 1591 году написан канон и самим Иовом исправлена и самим Иовом исправлена служба преподобному Иосифу Волоколамскому, а Собор положил праздновать память его во всех церквах; в 1600 году установлено повсеместное празднование преподобному Корнилию Комельскому.
    Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол, служил по памяти литургию Василия Великого, по памяти же читал длинные молитвы на вечерне Пятидесятницы. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель. Святителя также отличало редкое для русского человека качество - он вообще не брал в рот вина.
    После смерти царя Бориса Годунова Патриарх Иов, понимавший какая опасность грозит от Польши Церкви и государству, как только дошел до Москвы слух о появлении самозванца, со всею твердостью восстал против него и употреблял все средства остановить зло в самом начале. Он посылал грамоты в Польшу и в разные места России с увещанием не верить Лжедмитрию, предал его анафеме, велел во всех церквах читать особую грамоту о прежней жизни Отрепьева, и предавал проклятию всех, кто будет стоять за него. Бояре, единомышленники приближавшегося к Москве самозванца принесли ему присягу. Тщетно патриарх Иов обличал их в Успенском соборе. Сторонники Лжедмитрия вторглись в храм и совлекли с Иова святительские одежды. Патриарх, сложив в себя панагию к образу Владычицы, с твердостью произнес: “Владычице Богородице! Здесь возложена на меня панагия святительская, с нею исправлял я слово Сына Твоего и Бога нашего и 18 лет хранил целость веры. Ныне, ради грехов наших, как вижу, бедствует царство, обман и ересь торжествуют. Спаси и утверди православие молитвами к Сыну Твоему”.
    На него надели рясу и клобук простого монаха, позорили на площади и, наконец, посадив в телегу, повезли в Старицкий монастырь, прежнюю его обитель. Патриарх Иов преставился 8 марта 1607 года. В книге о Российских святых он причислен к лику Московских чудотворцев. По воле царя Алексия Михайловича, мощи первого Патриарха Русского перенесены в Москву, поставлены в Успенском соборе.