Иерей Павел Телегин.
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Только встретили мы Рождество Христово, только закончились святочные дни, как наша мать - Церковь, снова готовит нас к духовному подвигу. Подвиг этот называется Великий Пост, и подготовка к нему начинается за несколько недель. В сегодняшнем Евангелии Святая Церковь предлагает нам притчу Господа Иисуса Христа для рассуждения и для лечения собственных внутренних нестроений, которые подчас совсем нам противны, но в которых мы пребываем. Эта притча называется «о мытаре и фарисее», и вся первая неделя, с которой начинается подготовка к Великому Посту, также называется «Неделя о мытаре и фарисее».
В храм зашли помолиться два человека, как и мы тоже заходим помолиться. Но как же это происходит с этими двумя людьми? Первый был человек внешне весьма праведный. Более того, это был фарисей, то есть принадлежал к ветхозаветной духовной школе, которая учила ревностно исполнять заповеди Божьих. Что в этом плохого? Это достойно только похвалы. И молитва у фарисея была от сердца, как говорит Господь: «в сердце своём молился». Итак, он молился не так, как мы часто делаем, когда молимся только умом, когда богослужение касается только наших ушей, а сердце остаётся или каменным, или носится вне храма, по местам земным. Этот ревностный служитель Божий молился в сердце. И посмотрите, молитва-то какая у него была! Молитва – благодарение. Как редко мы благодарим Господа, и как часто приходим в храм, только для того чтобы облегчить свои страдания, тот крест, который мы несём. А когда нам подаётся облегчение, мы забываем Церковь, перестаём благодарить Бога за Его милости.
Так вот, этот фарисей благодарил Бога. И вдруг мы видим, что же это за страшное благодарение. Он благодарит Господа за то, что он не такой, как все люди. Он говорит о том, что он праведный, не такой как «эти прелюбодеи и воры, и не так, как этот мытарь», которого фарисей в глубине своего сердца презирал. Вместо кадильного благовония духовного, приятного Богу, этот несчастный учитель, как оказывается не понимающий, как нужно служить Богу Истинному, возносит смрад своей гордости и самолюбия.
Что же мытарь? А мытарь даже не дерзнул подойти поближе к Святая Святых, он встал у входа. Ему было так стыдно, что он стоял в тени, чтобы его никто не видел. Стыдился ли он людей? Да нет, думаю людей он не так стыдился, как ему было стыдно перед Богом. Так как он себя обличал и осуждал, никто не мог его обличить, потому что никто не знал его внутреннего состояния. Мытарь не мог поднять глаз, ведь даже свет земного солнца обличил бы его тяжкий грех. Ему было невыносимо больно. Напомню, мытари были как правило сребролюбивые люди, ненавидимые и презираемые всем народом, за то что служили поработителям и на этом зарабатывали большие деньги, обирая свой несчастный народ. Это были люди далеко не бедные. Но каким-то образом, покаяние настигло сердце евангельского мытаря. Он пришёл к Богу тем же путём, который указывает народу Иоанн Креститель, призывая всех: «Покайтесь, ибо настало Царствие Небесное». И мы должны помнить, что другого пути к Господу не существует.
Мы видим, как мытарь, словно бы в отчаянии ударяет себя кулаком в грудь. Что же он этим хочет показать? Может быть, он хочет показать окружающим, что он кается? Нет, он хочет усилить это внутреннее ощущение своей греховности, и сокрушить этим ударом в грудь, в сердце, своё греховное устроение. Что это не отчаяние, мы видим из того, что он молится, и молится коротко: «Господи, милостив буди мне грешному». Казалось бы, и мы часто молимся этой молитвой. Она очень короткая, её легко запомнить, но вопрос в том, имеем ли мы такое устроение, как евангельский мытарь. Коснулась ли благодать Божия нашей зачерствелой души, проникают ли эти слова внутрь и растопляют ли они наше окаянство? Подчас мы только формальным соблюдением церковных правил, оправдываемся и утверждаем себя как христиане. Но, христианство не в этом. Христианство именно в сокрушении и видении своих грехов. Церковь, чтобы показать, что Господу не угодно только внешнее, формальное служение, делает эту неделю сплошной. В среду и пятницу отменяется пост.
Но должны ли мы в эти дни, стать как школьники, которых отпустили на каникулы, и они радуются, что можно предаться всем своим пагубным увлечениям, углубиться в компьютер, которому раньше мешала учёба, или предаться смотрению телевизора? Нет, нам нельзя забывать, что идёт подготовка к Великому Посту, и она не заключается в том, чтобы съесть как можно больше, чтобы меньше хотелось есть в Великий Пост. Это очень неправильное понимание. Эту неделю мы должны посвятить осознанию «притчи о мытаре и фаресее», и подготовить себя к следующей неделе, а затем и к встрече Прощёного Воскресенья. Чтобы в этот день мы могли чистосердечно, глядя друг другу в глаза, а не в пол, попросить прощения за все наши грехи друг перед другом, и достойно войти в Великий Пост. Давайте братья и сестры хотя бы на этой неделе, будем вспоминать молитву фарисея и покаяние мытаря. Пусть осмысление притчи станет нашей духовной пищей хотя бы на эту неделю. Будем не внешне, а внутренне сокрушаться о своих грехах, и говорить «Господи, милостив буди мне, грешному», не перед людьми, а в сердце своём, пред Богом.
Господу нашему слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
spashram.irk.ru