ПОУЧЕНИЕ СВ. ПРАВЕДНОГО ИОАННА (СЕРГИЕВА), КРОНШТАДТСКОГО ЧУД. (+1908Г.) В НЕДЕЛЮ 31-Ю ПО ПЯТЬДЕСЯТНИЦЕ


ПОУЧЕНИЕ СВ. ПРАВЕДНОГО ИОАННА (СЕРГИЕВА), КРОНШТАДТСКОГО ЧУД. (+1908Г.)
В НЕДЕЛЮ 31-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Вопроси Иисус слепца, глаголя: что хощеши, да ти сотворю? Он же рече: Господи! да прозрю. Иисус же рече ему, прозри: вера твоя спасе тя. (Лук. 18, 40—42).

В нынешнем евангелии, возлюбленные братия, говорилось о чудесном исцелении Иисусом Христом одного слепца в городе Иерихоне. Этот слепец имел сильную веру, что Сын Давидов, как он называл Иисуса Христа, непременно исцелит его от слепоты, и, когда на его вопль: Сыне Давидов, помилуй мя! проходящие мимо него говорили ему: "замолчи", он еще громче стал кричать: Сыне Давидов, помилуй мя! А громко он кричал потому, что Господь не близко от него находился, а был на довольно далеком разстоянии. Господь остановился и велел привести слепца, и когда тот подошел, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи, чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога. Весь народ, видя сие, воздал хвалу Богу. Величайшее чудо! Одним словом: прозри, Господь избавил человека от слепоты, сделав его очи совершенно ясными. — Счастлив слепец; блажен он невидевший и веровавший: ибо вера спасла его. Но вот что странно: отчего люди зрячие, как-то — книжники, фарисеи и священники, эта так называемая на современном языке интеллигенция, отчего эти ученые и знатные в еврейском народе не веровали в Иисуса Христа, как в Мессию, как в Богочеловека, как в Спасителя человеков? Ведь они видели своими очами чудеса Его; своими, не чужими только ушами, слышали божественное слово Его? Эти вопросы сами собою наводят нас на то, что кроме слепоты телесной, есть во многих и многих людях слепота душевная, слепота неестественная, произвольная, которую проще всего можно назвать самодурством и самопомрачением. Такая слепота добровольная царит и в наш высокопросвещенный век, век цивилизации и всякаго рода прогресса, т. е. шагания вперед и вперед. Этой духовной слепотой болит и простой народ, погруженный во мрак и бездну раскола, закрывший очи, чтобы не видеть, и уши, чтобы не слышать истины, и в особенности люди ученые, даже высоко ученые, по мнению света, и люди богатые, увлекающиеся ученым бредом и ослепляемые своими собственными порочными наклонностями. Они, эти ученые, на место веры и Церкви поставили человеческий разум, разум, столь близорукий, омраченный страстями, что едва разумевает то, что на земле и с трудом находит то, что под руками (Прем. Сол. 9, 16), а что в духовном царстве Божием, о том и понятия не имеет. Они верят во всезнание и в могущество человеческаго разума. верят безпрекословно в его изыскания, хотя эти изыскания весьма часто бывают явно ошибочны; не верят слову Божию, говорят вопреки ему; отвергают очевидныя истины, возвещенныя в слове Божием (например, шестидневное творение мира словом всемогущаго Бога и сотворение человека по образу Божию; безсмертие человеческой души, загробную жизнь; они считают ненужною Церковь с ея божественным учением, Богослужением, таинствами, священноначалием, и — мало ли что еще, — о чем и говорить не следует с этого места). Да что еще? Иногда очевидную историческую истину, принятую и святою Церковию, выворачивают на изнанку и говорят вопреки Церкви и самой истории; называют черное белым, белое черным, горькое сладким, а сладкое горьким. Избави Бог всякаго христианина от такой слепоты! Такой слепоте часто нет и исцеления: потому что ученые слепцы бывают заражены неисцельною гордостию, недопускающею, чтобы кто-либо правильнее их мог говорить о том, что они утверждают. Вот таковы были и современные Иисусу Христу книжники, фарисеи, первосвященники. О, если бы эти ученые пришли к смиренному убеждению, к которому пришел один древний мудрец, сказавший себе: "я знаю лишь то, что я ничего не знаю". Ибо что значат все наши познания научныя в сравнении с тем, чего мы еще не знаем, чего еще и око не видало и ухо не слыхало и на сердце человеку не приходило? Ничто. И то, что мы узнали своим умом, есть далеко несущественное для нас знание, и мы наичаще не обладаем существеннейшим из знаний, обладая, так сказать, осколками знаний и то кажущихся таковыми; и что узнали, то узнали при свете христианской веры, расширившей кругозор всех человеческих знаний. Но вот еще есть какая слепота, кроме слепоты гордой учености: это нелюбовь и ненависть к ближиему. Святый апостол Иоанн Богослов говорит: кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Иоан. 2, 11).

Эта слепота бывает во всяком звании и сословии людей. Тоже ужасная слепота! Человек ненавидит подобнаго себе, свою природу, своего брата, своего сочлена, согражданина, члена Христова и Церкви, подверженнаго, как и сам он, немощи и грехам. Братия мои! надобно грех, один грех ненавидеть, а брата своего, соестественнаго своего, сочлена своего и Христова должно любить и его беречь, как себя, с ним делиться благами земли, которыя от благаго Бога даны всем, а не нам одним; словом, — носить тяготы друг друга, ибо таким образом исполнится закон Христов (Гал. 6, 2).

Христе, Свете истинный, просвети нас всех светом разума святаго Евангелия Твоего и належащую мглу наших разумов и сердец разжени, верою молим Тя. Аминь.