ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА СИМОНА (НОВИКОВА), РЯЗАНСКОГО И КАСИМОВСКОГО (+2006Г.) В НЕДЕЛЮ 14-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры!
Со страниц Святого Евангелия мы слышали сегодня притчу о званных на царственный пир, которому Господь уподобляет Царствие Божие. Свою притчу Господь закончил малоутешительными для нас словами: «Много званных, а мало избранных» (Мф. 20, 16).
Святое Евангелие для нас — это книга жизни. В ней мы найдем указания, как жить, как спасаться, как к Богу приближаться, чтобы знать Его, чтобы любить Его, чтобы исполнять Его Святую волю.
Господь, по обыкновению, Свои Божественные истины излагал притчами, то есть уподоблениями или иносказаниями. Когда ученики спросили, почему Он говорит притчами, Господь ответил: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим же в притчах».
Чтобы понять эти слова Господа, следует иметь в виду, что Евангелие дана на все времена и для всех людей. Не все могут понять сразу, но все могут запомнить притчу. И если слово Божие западет в сердце, как в добрую почву, то человек рано или поздно уразумеет его и принесет плод сторичный. Или найдет человек ответ у Святых Отцов, которые больше нас молились, больше нас постились, у которых и здесь, на земле, душа уже граничила с раем, и они яснее нас прозревали Тайны Божии. Или же Господь Сам за смирение человека откроет ему Свою волю, как открыл ее Своим учениками апостолам. «И отверзе им ум разумети писания...»
Постараемся и мы с вами уразуметь смысл Евангельских слов: «Много званных, а мало избранных».
Мы с вами принадлежим к званным на вечерю. Но всем нам хочется быть и избранными, все мы хотим спасения, и не раз, по-видимому, каждый из нас задавался вопросом: «Господи, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
Обратимся за разъяснением к Святым Отцам.
Так, преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Многие спаслись, не достигнув совершенства, не сохранив целомудрия, как, например, преподобная Мария Египетская, не прияв мученического венца, — но никто не спасся, не стяжав умиления, благоговения перед Святыней, не стяжав страха Божия, не достигнув смирения».
В житии преподобного Антония Великого рассказывается, что одно время его стала одолевать мысль, будто он уже достиг высоты совершенства. Но услышал подвижник внутренний голос:
«Антоний, ты не достиг еще духовного роста, какого достиг один ремесленник из Александрии».
И преподобный Антоний разыскал этого ремесленника и стал просить его, чтобы тот рассказал ему, как он спасается. А ремесленник отвечал: «Я за собой ничего не знаю. Разве только то, что я взял за правило, начиная какое-то дело, говорить: “В этом городе все спасутся, один я погибну по грехам моим”».
Значит, этот человек достиг глубокого смирения. На всех он смотрел как на ангелов. Он никого не осуждал, только себя. А с такими людьми легко жить, легко работать, их сладостно слушать, с ними легко спасаться.
Нечто подобное рассказывается и в житии преподобного Макария Великого, которому был голос, спасающий его от самомнения:
«Макарий, ты еще не подвизался так, как подвизаются две женщины в одном селении близ Александрии».
Преподобный пришел к ним и попросил рассказать их о своей богоугодной жизни. Они так же, как ремесленник преподобному Антонию, сказали: «Мы ничего за собой не знаем. Разве вот это: мы замужем за двумя братьями, живем в одном доме и никогда не ссорились».
Разве мал этот подвиг? Он любезен в очах Божиих. Счастлив дом, считаем и мы, где нет ссор между собой или с соседями.
Когда к старцу Амвросию приходили со всех концов Матушки Руси и спрашивали: «Батюшка, как нам жить? Как спасаться?» — он отвечал:
Жить, не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем — мое почтение».
Пусть эти примеры из житий святых послужат нам уроками, помогающими идти по пути спасения. А я же вам, ваш Архипастырь, говорю, всем говорю:
«Спасайтесь о Господе!»
Аминь.