ТОЛКОВАНИЕ АРХИЕПИСКОПА НИКАНОРА (КАМЕНСКОГО), КАЗАНСКОГО И СВИЯЖСКОГО (+1908Г.) НА АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ В ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

      (Евреем 2, 11-18). 

Глава 2, ст. 11. Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:

  1. возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. (ср. Пс. 21, 23)
  2. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. (ср. Ис. 8, 17-18)

 

Единство природы Христа Спасителя со смертной природой людей и вытекающее отсюда братство, в особенности же то отеческое попечение, которое возложил на Него Бог Отец, должны были сделать Его не только страдальцем в этой (земной) жизни, но и свести во гроб, чтобы там Он сокрушил виновника смерти (диавола) и всех ужасав ее, из-за которых раболепствует греху человек, долженствующий по подобию Божию жить в правде, святости и бессмертии, что и даруется ему через освящение его Христом и спасение, устрояемое Им. Все эти мысли апостол высказывает словами богодухновенного псалмопевца и пророка, чем делает их наиболее восприемлемыми для евреев, читавших Священное Писание (см. Ин. 5, 39). По объяснению святого Иоанна Златоуста, «апостол опять соединяет их (читателей) со Христом, воздавая им честь, утешая и называя их братьями Христовыми, потому что все — от Единого (Евр. 2, 11; ср. 1 Кор. 8, 6), но вместе с тем определяет слова свои и показывает, что он говорит о Христе по плоти, выражаясь так: святяй и освящаемии. Он освящает, а мы освящаемся. И выше Он назван Начальником спасения. Видишь, как апостол опять показывает Его превосходство? Ибо выражением не стыдится он показывает, что все это зависит не от сущности предмета, но от милосердия и великого смиренномудрия Того, Кто не стыдится. Хотя все от Единого, но Он освящает, а мы освящаемся. Великое различие! Он — от Отца, как Сын истинный, т.е. из сущности Его, а мы — как твари, т.е. из ничего: следовательно, между Им и нами великое различие. Поэтому апостол говорит: не стыдится братию нарицати... Приняв плоть, Он принял и братство; вместе с плотыо произошло и братство. И следующие слова: се Аз и дети —сказаны не напрасно. В них Он называет Себя Отцом. Здесь опять выражается превосходства Его». «Останавливаясь на свидетельстве о детях, апостол слагает слово о спасительности страданий». «Так Господь в Священном Евангелии сказал божественным апостолам: Дети! недолго уже быть Мне с вами (Ин. 13, 33; ср. Лк. 24, 41). Ради спасения человеков не стыдится употреблять и унизительные для собственного Его достоинства слова: Аз буду... Этим показывает, чтобы и мы надеялись на Бога».

 

  1. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
  2. н избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержны рабству.

 

Постепенно раскрывая необходимость страданий Иисуса Христа для нашего спасения, апостол прежде всего показывает необходимость тех страданий, которые обусловливались явлением Его во плоти, бывшим положительно необходимым, в видах победы над диаволом в той же немощной плоти и той же горячей крови, живя под воздействием которых, люди согрешали постоянна и через это подвергались рабству грехам и смертной ответственности за них перед Богом, предавшим нераскаянных грешников в руки мучителя-диавола (см. Ин. 8, 44; 1 Кор. 5, 5).

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Апостол не сказал только: и Той приобщися техже — и не остановился на этом, но выразил еще больше, присовокупил: приискренне. Не привидением, говорит, и не призраком Он явился, но истинно; иначе не должно быть выражения: приискренне. Показав братство Его с нами, апостол далее приводит и причину такого домостроительства: до смертию, говорит, упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола. Здесь он выражает то удивительное, что чем диавол побеждал, тем и сам побежден, и каким орудием он был силен против вселенной, тем и его самого поразил Христос, также означает и великую силу Победившего. Видишь, какое благо произвела смерть Его? И избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Для чего же вы страшитесь упраздненной смерти? Притом он внушает, что не только смерть упразднена, но через нее поражен и тот, кто постоянно восстает и ведет против нас непримиримую войну, т.е. диавол; ибо кто не боится смерти, тот находится вне власти диавола. Все маловажна для того, кто не дорожит даже собственной душой, подобно блаженному Павлу (см. Деян. 20, 24). Поэтому не скорбите и не говорите: для чего мы терпим то-то и то-то? Ибо таким образом приобретается славнейшая победа, и она не была бы славной, если бы Христос не разрушил смертью смерть. Будем стоять мужественно, посмеиваясь над смертью».

Держава смерти есть грех как укрепляющий и поддерживающий силу смерти. А так как в диаволе грех и он есть причина греха, то и сказано, что он обладает державою смерти. А смерть Спасителя сокрушила владычества диавола, т.е. тем же, чем диавол сокрушал людей.

По объяснению святого Исидора Пелусиота, «Христос, определив бессмертие души и указав на суд, всех освободил от такой мысли (что душа есть искра, по угашении которой тело будет пепел — Прем. 2, 29), справедливее же сказать, от этой работы, потому что, содержа в уме Божий суд и как к цели устремляя к нему око, люди не осмелятся делать ничего худого. Ибо помышляющие о нелицеприятном суде после здешней кончины охотно идут путем, ведущим к добродетели, окрыляемые надеждой получить венцы, и избегают греха из страха будущих наказаний».

 

  1. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
  2. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
  3. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

 

Все более и более раскрывая великое служение Христа роду человеческому, апостол указывает теперь на Него как на Первосвященника, принесшего Себя в жертву за грехи людей. Совершенно уподобившись людям во всем существе их, приняв на Себя вместе с плотью от семени Авраамова все тяготы людские, Он все претерпел, все испытал, чтобы быть близким сердцу каждого страдальца, ищущего небесной помощи, и чтобы знать по опыту человеческой природы и силу многоразличных искушений, и немощь естества, и необходимость милости и снисхождения не только по Божественной любви и всепрощению, но и по братскому участию, и как Предстоятель (Первосвященник) перед Богом Отцом, от лица людей ходатайствующий за них.

По объяснению святого Иоанна Златоуста, «Павел (раньше) много говорил о величии и высшей славе Христа, поэтому он теперь ведет речь о домостроительстве Ею. И посмотри, с какой мудростью и силою доказывает, с каким великим тщанием Он восхотел уподобиться нам! Это знак великого Его попечения о нас. Сказав выше: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, апостол и здесь говорит: по всему подобитися братии, то есть как бы так говорит: Тот, Кто так велик, Кто есть сияние славы Божией и образ существа Его, Кто сотворил веки и сидит одесную Отца, Тот восхитил и потщился сделаться нашим братом во всем, а для того оставил Ангелов и горние Силы, низшел к нам и принял нашу плоть. И смотри, сколько Он доставил нам благ! И не только удостоил нас братства, но и других бесчисленных благодеяний; ибо Он восхотел быть нашим Первосвященником перед Отцом Небесным. Он принял плоть нашу единственно по человеколюбию, чтобы помиловать нас. Что значит: верен? Истинный Сильный, ибо один только Сын есть верный Первосвященник, Который может избавить от грехов тех, для которых Он есть Первосвященник. Поэтому дабы принести жертву, которая могла бы очистить нас, Он сделался человеком. Не было никого, кто бы принес за нас жертву. Он видел нас в таком положении и умилосердился, сделавшись Сам Первосвященником. В нем же бо пострада... Христос, придя, самим делом испытал то, что мы терпим; теперь Он не непознает страданий наших; ибо знает не только как Бог, но и как человек. Он пострадал, потому и нам может сострадать. Бог бесстрастен, но здесь апостол говорит о воплощении, как бы так сказал: сама плоть Христова претерпела много страданий, поэтому Он с великой готовностью подает руку помощи».

Достойно замечания, что в упоминании Авраама, как бы особенного избранника Божественного, все толковники видят угождение евреям. «Этим он и воздает честь патриарху, —говорит святой Иоанн Златоуст, — и показывает, что значит семя Авраамово, ибо напоминает им об обетовании, данном Аврааму: всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему (Быт. 13, 15), — намекая несколько и на близость (их к Нему) в том, что все они произошли от одного». Так тонко и в то же время веско богодухновенный апостол ведет дело христианского увещания евреем, пользуясь всем тем дорогим для них, чем они жили духовно. Нежно, отечески он обходит пламенные мечты евреев, но премудро возводит эти священные чаяния к их высшему, небесному осуществлению, о котором возрадовался бы и сам Авраам, и действительно возрадовался, но только уже в небесных обителях, как открыл это Сам Иисус Христос (см. Ин. 8, 56).

 


.