СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ДИМИТРИЯ (МУРЕТОВА), ХЕРСОНСКОГО И ОДЕССКОГО (+1883Г.)
В НЕДЕЛЮ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА.

Иже постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми (Марк. 8, 38).

Это сказал Господь наш Иисус Христос в ободрение тем, которых призывал Он взять крест свой и итти в след Его, которым предсказывал в мире сем скорби и печали, поношения и уничижения, гонения и страдания.

В нашем падшем и греховном мире, при всеобщем смешении добра и зла, все является, братие мои, в превратном виде. Порок и нечестие нередко торжествуют и славятся; добродетель и благочестие — в стеснении, гонении, убожестве и безчестии. Заблуждения и ложь проповедуются на кровех, сретают даже похвалу и одобрение; а св. истина принуждена бывает скрываться под спудом, чтоб не быть осмеянною и поруганною. Праведники, благоугождающие Богу исполнением Его заповедей, служащие Ему преподобием и правдою вся дни живота своего, и алчут, и жаждут, и наготуют, и страждут; а грешники, бесстрашно преступающие всесвятую волю Его, презирающие божественный закон Его, одеваются в порфиру и виссон, веселятся на вся дни светло. Соблазны и беззакония, неверие и кощунство ростут и множатся в самой Церкви Христовой, и возносят до небес главу свою; а вера и благочестие смиренно преклоняются долу и не смеют возвести очей своих, чтоб не встретить кощунственного поругания.

Как же Святый святых, пред очами коего не пребудут беззаконницы, терпит в св. царстве Своем всякую нечистоту и беззаконие? Как Правосудный и Праведный не карает и не истребляет тотчас всякое нечестие и неправду? Как всемогущий Глава Церкви терпит поругание и уничижение Своих членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейного и грешного? Этой глубочайшей тайны милосердия и долготерпения Божия не постигают, братие мои, вполне и сами св. ангелы. Возмущаясь злобою и грехами человеческими, они просят дозволения у Господа погубить нечестивых, оскорбляющих величие и святость Божию своими злыми делами, исторгнуть эти плевелы из среды живых и ввергнуть их в геенну: хощеши ли, да шедше исплевем я? Но премилосердый и долготерпеливый Господь говорит им: ни, оставите расти обоя купно до жатвы. Все святые, предстоящие престолу Божию на небе, по сказанию Тайновидца, вопиют к Богу день и нощь: доколе, Владыко святый и праведный, не мстиши крове нашея от живущих на земли? Но Господь говорит и им: почийте мало, дондеже совершатся братия ваша и клеврети ваша. Впрочем, святое Слово Божие открывает нам, братие, часть этой тайны долготерпения Божия, сколько нужно для ободрения и укрепления чад Божиих среди соблазнов и искушений мира, для вразумления и пробуждения самих грешников от безпечности их о своей вечной участи. Господь долготерпит на всех потому, что за всех человеков принесена правосудию Божию величайшая всесвятая жертва — крестная смерть Единородного Сына Божия, за всех грешников пролита божественная кровь яко Агнца непорочна и пречиста Христа; посему самая правда Божия требует не смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему. Долготерпит Господь потому, что и награды и наказания жизни будущей безконечны; посему самое правосудие требует, чтобы святый святился еще, и праведный правду да творил еще среди всех соблазнов и искушений мира, да явятся достойными той высочайшей славы, которою просветятся праведницы во Царствии Отца их; чтобы обидяй обидел еще, и скверный осквернился еще в мире сем, да будут достойны того вечного огня, который уготован диаволу и аггелом его. Господь долготерпит потому, что одному всеведению Его известно число избранных, не только тех, которые теперь, быть может, блуждают еще или в неведении истины, или в ослеплении страстей, но и тех, которые произойдут на свет от рода самых нечестивых и грешников, но которые сделаются истинными чадами Авраама по вере и благочестию; посему премудрость Божия щадит всех, чтобы, восторгающе плевелы, не восторгнуть купно с ними и недозревшую и невзошедшую еще пшеницу. Словом, безконечная любовь и милосердие Божие ожидают, доколе не взойдет и не принесет плода вся посеянная, вся сеемая и имеющая сеяться еще на ниве Божией пшеница.

Но это безконечное долготерпение Божие не может и не должно ни подавать повода к безпечности веселящимся ныне грешникам, ни повергать в уныние страждущих праведников, — да не величаются первые мнимым торжеством своим на земле, да не постыдятся последние Господа и словес Его в роде сем прелюбодейнем и грешнем. Придет пора жатвы, настанет день суда и воздаяния, когда соберут от царствия Божия вся соблазны и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненну, праведницы же просветятся, яко солнце, во Царствии Отца их. По ту сторону гроба есть другой мир и другая жизнь, где обитает вечная правда, где разлучатся на всю вечность овцы от козлищ, праведники от грешников, и идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный.

Тщетно сыны тьмы и нечестия утешают себя безумною надеждою уничтожения, тщетно хотят уверить себя и других: яко самослучайно рождени есмы, и посем будем якоже не бывше. В творении высочайшей премудрости нет и не может быть никакой случайности, недоведомой всеведению. Тут существует только то, что предусмотрено всеведением, что осуществлено всемогуществом, существует так, как предопределила высочайшая премудрость, как предуставила вечная правда, как возжелала безконечная любовь. Созданный по образу Божию дух наш не может исчезнуть и уничтожиться вопреки всемогущей воле Создавшего его. Живой закон правды и истины, составляющий, так сказать, основу разумной души нашей, сознаваемый самими беззаконниками, не изгладимый никакими ухищрениями лжи и обмана, не может не воскреснуть когда-либо во всей силе своей, как закон правды Божественной. Искупленная драгоценнейшею всего мира кровию Сына Божия душа наша и сама дороже всего мира, и, если бы исчез и уничтожился мир весь, она пребудет пред Богом жизни живою и бессмертною. Так хощет всемогущий Владыка духов и всякия плоти: аминь, аминь глаголю вам: яко грядет час, егда сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая во воскрешение суда (Иоан. 5, 28-29).

Тщетно нерадивые и безпечные о душе своей люди, по своих похотех ходяще, говорят подобно рабу лукавому: коснит Господь наш приити. Где есть обетование пришествия Его? Отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают, все так же и будет. Нет, заблуждающие и ослепленные, не коснит Господь обетования, но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Петр. 3, 4. 9). Неужели думаете, что в Царстве Всевышнего будет вечно господствовать зло и беззаконие, как господствует ныне на земле; что в Царстве Бога мира и любви пребудут навсегда вражды и зложелательства, обиды и угнетения, ненависть и злоба, как это видим теперь в наших обществах; что в Царстве Всеблагого будут вечно страдать неповинные, бедствовать добродетельные, плакать угождающие Богу, и, напротив, радоваться нечестивые, торжествовать обидящие, величаться враги Божии, как это бывает теперь в нашем мире; что в царстве Бога истины и правды будут вечно терпимы ложь и коварство, ухищрения и обманы, заблуждения и неправды, прельщения и соблазны, как все это бывает теперь между человеками? Где же закон, о котором говорит нам собственный наш разум, который составляет основание бытия вселенной, без которого невозможно самое существование мира? Где правда и воздаяние, о которых говорит наша совесть, без которых весь мир превратился бы в хаос? Ей гряду скоро, глаголет Господь: и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делом его!

Тщетно преданные суете миролюбцы воображают себе, что Евангелие Христово угрожает судом и казнию для одного токмо страха, что страшныя картины, коими живописует Слово Божие несчастную участь греншиков, существуют в одних токмо изображениях, что откровение Божие хочет только устрашить людей, подобно как устрашают детей вымышленными рассказами и изображениями. Нет, безпечные сыны века сего, небо и земля прейдет, словеса же Господня не прейдут! Неужели воображаете, что напрасно устрашал Тот, кто за беззакония человеческия погубил в потопе всю тварь — от человека до скота, кто огнем с небесе сожег грады Содомские, кто, по предречению Своему, предал разрушению и истреблению возлюбленный прежде град и народ Свой за его неверие и нечестие? Неужели мог напрасно устрашать Тот, кто Сам горько плакал, предвещая страшную судьбу Иерусалима и чад его, кто с тяжкою скорбию возвещал горе и горе нераскаянным, кто, идя под крестом на Голгофу, говорил плакавшим о Нем женам: себе плачите и чад ваших, яко се дние грядут, егда начнут глаголати горам: падите на ны, и холмом: покрыйте ны; зане, аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет? Неужели думаете, что оскорбление высочайшей святости и любви Божией может остаться безнаказанным, что пролитая за избавление людей кровь Сына Божия, пренебрегаемая и попираемая безчувствием и неблагодарностию безпечных грешников, не возопиет к Богу об отмщении, что вечная правда Божия не потребует вечного воздаяния за неправду и нечестие? Нет, братие мои, существо Божие неизменно и все суды Его непреложны, правда Его — правда во веки и слово Его — истина! Самое существо зла и греха таково, что оно необходимо рождает из себя скорбь и болезнь, страдания и муки. Самое блаженство праведных для полноты и совершенства своего требует отлучения злых и неправедных на всю вечность.

Тщетно закосневающие во грехах слабые христиане, предавшись в волю страстей и похотей своих, утешают себя мыслию о безконечном милосердии Божием, надеются на послабление заблуждениям своим от безпредельного человеколюбия Божия, чают снисхождения мнимым немощам своим от неистощимого долготерпения Божия. Милость бо и гнев у Него. Или о богатстве благости и кротости и долготерпении Божии нерадиши, говорит Апостол: не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? Благость Божия ищет твоего спасения; а ты, как бы посмеваяся ей, говоришь: Господь благ и многомилостив, простит мои согрешения, — и продолжаешь грешить безбоязненно и нерадишь о спасении души твоей! Долготерпение Божие на покаяние тя ведет; а ты, как бы посмеваяся ему, говоришь: долготерпелив Господь, не предаст меня погибели, — и не престаешь творить злое пред очами Его и не заботишься о том, что будет с тобою в вечности! Любовь Божия говорит тебе: хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему, и потому ищет тебя на всех распутиях порока, зовет тебя гласом милосердия в Царство Свое; а ты, как бы в посмеяние ей, упорствуешь в своем заблуждении, боишься разорвать связь свою с миром прелюбодейным и грешным, не хочешь разрушить обаяние греховных сетей, которыми опутал тебя диавол, медлишь предаться всей душею и сердцем в обятия любви и милосердия Отца небесного! Не сам-ли по жестокости твоей и нераскаянному сердцу собираешь себе гнев на день гнева и откровения суда Божия? Неужели думаешь, что человеколюбие Божие пременит святость существа Его, что милосердие Его упразднит суд и правду, что долготерпение Божие обратится в потворство беззаконию? Неужели можем надеяться, что нас введут как бы невольно в царство Божие, когда мы не хотим итти туда открытым нам путем заповедей Господних, что нас примут со всеми нечистотами греховными туда, куда не входит и не внидет никогда ничтоже скверно? Нет, возлюбленнии, не преселится ко Господу всяк лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Его. Вечная милость Божия токмо на любящих Его и хранящих заповеди Его, а на грешницех почиет ярость Его! Приидет Господь во тьмах святых ангел Своих сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их, имиже нечествоваша, и о всех жестоких словесех их, яже глаголаша нань грешницы нечестивии.

Тогда-то, братие мои, откроется вся слава сынов Божиих и все посрамление нечестивых. Тогда-то узрит небо и земля, что праведника, поруганного, презираемого в мире, не бе достоин весь мир; что участь грешника, как бы ни величался он на земле, ужасна! Тогда Господь и Владыка небесе и земли призовет избранных Своих: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира! Грешники вменяли вас ни во что, почитали отребием мира, глумились над вашим благочестием, посмевались над вашею верою и упованием; но Отец Мой запечатлел вас Своим благословением: приидите благословеннии Отца Моего. Вы не имели на земле, где главу подклонити, во всю жизнь, ради Меня и Евангелия, терпели, страдали, бедствовали. В воздаяние за то Я уготовал вам вечное Царство на небе. Приидите, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Здесь обретете вы вечное упокоение, здесь ожидает вас вечное наслаждение и блаженство! Здесь все ваши скорби и слезы земныя не помянутся ктому и радость вечная над главою вашею будет!

Тогда скажет Он и грешникам: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Вы славились и величались на земле, были в чести и почтении между человеками, изобиловали всеми благами мира; но правда Отца Моего запечатлела вас печатию проклятия, Его святость и истина судила вас достойными вечного отвержения от лица Божия: идите от Мене проклятии! За наслаждение земными, тленными благами вы променяли вечное Царство, которое обещал Я и вам вместе со всеми, искупленными Моею кровию; за пустую славу мира сего, за то, чтоб не казаться странными и презренными в очах рода сего прелюбодейного и грешного, вы отреклись от славы чад Божиих, братий и сонаследников Моих в Царстве Отца Моего; но есть в возмездие вам огнь вечный: идите во огнь вечный! Вы гнушались Моим уничижением и смирением, стыдились Меня, Моего Креста и Евангелия, презирали и глумились над меньшими братиями Моими, верующими в Меня; оставайтесь же на всю вечность в сообществе диавола и аггелов его!

Иже бо постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми. Аминь.