ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ МИТРОФАНОВА В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ. ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ.

(Мф. 6, 14-21)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этот воскресный день, дорогие братья и сестры, предваряет начало Великого поста. Каждый из нас с разными чувствами ожидает Великого поста: кто-то с радостью и надеждой, предчувствуя, что, может быть, в этот период времени ему удастся, наконец, вырваться из обыденной суеты житейских страстей, и подумать о вечном, о Господе; кто-то с равнодушием и безразличием, как будто предчувствуя, что и этот период его времени пройдет также бессмысленно и бесцельно, как проходит и вся предшествующая часть года, не ожидая ничего ни от себя, ни от Бога; а кто-то, может быть, даже с недовольством и раздражением, размышляя над тем, что возникнут новые трудности, новые проблемы, связанные с постным столом, с отсутствием немногих, но кажущихся необходимыми в нашей скучной обыденной жизни развлечений. Каждый из нас со своими чувствами пришел к сегодняшнему дню.

Однако символично, чти именно это воскресенье в уставе церковном называется воскресеньем об изгнании Адама из рая. Именно это событие должны мы вспоминать сегодня, находясь в преддверии Великого поста.

Какое значение для нас, православных христиан, вступающих в Великий пост, имеет это событие, произошедшее еще тогда, когда не было той земли, на которой жили все последующие поколения потомков Адама? Господь создал человека таким, чтобы он был способен совершенствовать себя, и неслучайно из всех творений Божиих только человек был сотворен па образу и подобию Божию. Эти образ и подобие Божии особенно явно проступали в человеке тогда, когда он жил в Эдеме. Многие из нас представляют Эдем как нечто, напоминающее наш мир. Да там были реки, там были деревья, там был животный мир, там были люди, мужчина и женщина, но их жизнь, их естества очень отличались от той жизни, от того естества, которыми живем мы с вами. Мы знаем, что они не испытывали голода и болезней, что у них была какая-то удивительная способность непосредственно общаться с Богом. И животный мир был иным; не было борьбы за существование, закон пожирания друг друга еще не вошел в этот мир, даже н мир животный. Были мир и покой и возможность общаться с Богом лицом к лицу.

Но то, что человек был сотворен по образу Божию, давало человеку великую возможность добровольно любить Бога, добровольно принять или ослушаться воли Божией. И это было серьезное испытание для человека, ибо Богу не нужен был тот, кто безвольно, бездумно любит Его как некая бессловесная тварь. Ему нужен был тот, кто бы принял Его свободна, осознанно, ибо только такая любовь, только такое приятие воли Божией, действительно, достойно того, кто сотворен по образу и подобию Божию.

Но дьявол уже тогда сопротивлялся Богу, и он выбрал самое совершенное из божественных творений, то творение, которое более других напоминало Бога, для того, чтобы через это творение, то есть через человека, разрушить все мироздание, разрушить все Божие творение. Диавол очень хорошо знал, что, если он явится перед человеком в своем истинном обличии, человек отвергнет его, ибо тогда еще люди могли бояться дьявола и распознавать дьявола во всей его истинной сути. Поэтому он явился не в своем истинном облике, но в облике змия. Дьявол очень хорошо знал, что, если он призовет человека ослушаться воли Божией и восстать против Бога, человек не пойдет за ним, так поступают только грешные потомки Адама, живущие сейчас вокруг нас. Поэтому дьявол солгал. Он воззвал к самому лучшему, что было в человеке — к его искреннему желанию стать подобным Богу, стать еще ближе к Богу, и он предложил ему для того, чтобы стать еще ближе к Богу, ослушаться только один раз воли Божией и вкусить плоды от дерева познания добра и зла. Исполненный самых лучших побуждений человек решился по своему уму, по своему разумению, не исполняя воли Божией, стать таким, как Бог.

Ослушание воли Божией привело к страшным последствиям для человека и не только для человека, но и для всего мироздания. Мы часто воспринимаем изгнание Адама из рая как наказание, данное Богам человеку за его ослушание. Но дело было не только в этом. После того, как человек ослушался воли Божией, он изменился в глубинах своего бытия, он стал другим, и пребывание в раю стало для него невыносимо, стало для него опасно, ибо, как учили святые отцы, если бы согрешивший против Бога человек сохранил способность вечной жизни, которая была открыта для него в Эдеме, не было бы ничего страшнее для мироздания, ибо отныне и до века человек и мир оказались бы вне Бога. Поэтому изгнание Адама и Евы из рая было великим благом для человека, но именно потому, что человек ослушался Бога.

Человек стал испытывать голод и жажду, болезни и смерть, ненависть и корысть. И животный мир стал пожирать сам себя, явились страшные виды животной жизни, сведения о которых доносит нам наука, и которые были смыты с лица земли водами Всемирного потопа. Действительно, мироздание, будучи творением Божьем оказалось извращено в своих глубинах. И тем не менее Бог не забыл обетования, данного им человеку, Он не оставил его отпадшим от Себя окончательно и бесповоротно, но пришел к нему тогда, когда неимоверными трудами святых еще ветхозаветной Церкви стало возможным появление в этом мире Пресвятой Богородицы, через Которую Господь вошел в этот мир.

Какое же отношение грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая имеет для всех нас?

Когда-то созданный для того, чтобы пребывать в гармонии, в единстве с Богом, человек решил испытать нечто лучшее и нечто большее, чем пребывание рядом с Богом и исполнение воли Божией. И он согрешил против Бога, и жизнь всего мира исполнилась страданий, и мы, потомки падшего Адама, еще до рождения начинаем испытывать несовершенство этого мира. Мы знаем, что такое скорбь, что такое боль, что такое страх, знаем то, чего бы никогда не знали, если бы не отпал некогда Адам. Мы не можем сейчас чувствовать иначе, чем чувствовал отпадший Адам, и мы действительно много страдаем. Но далеко не всегда наши страдания являются искупительными. Часто мы страдаем потому, что жизнь исполнена очень больших искушений и испытаний для нас. И тем не менее, нет другого пути возвращения к Богу, чем путь страдания, который каждый из нас вынужден пройти, потому что мы рождены от отпадшего Адама, потому что мы несем в себе его греховность, как наследственную, заразную болезнь, которая передается из поколения в поколение. Однако первый согрешивший Адам испытал глубокие страдания, каких не испытал никто из нас, ибо он из рая попал на эту грешную землю. Но точно также первый Адам и прославился как святой праотец, потому что прошел через все эти страдания, сохранив веру в Бога. Нам в чем-то легче, нежели ему, но вместе с тем и труднее, потому что память о Боге у нас еще менее глубока и сильна, чем была у него, потому что воспоминание о том подлинном общении с Богам, которое дано человеку, у нас практически отсутствует. Но Церковь возвращает нас к Богу, хотя и не избавляет нас от труда прохождения через страдания. И сам Господь наш Иисус Христос — безгрешный Богочеловек добровольно обрек Себя на страдания, какие по Его безгрешному естеству не полагались бы Ему, в отличие от нас.

Однако я бы хотел обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на очень важный момент, который открывается нам именно Великим постом начинающимся завтра. Великим постом нам дается возможность добровольно наложить на себя малые страдания, малые испытания: ограничить себя в пище, ограничить себя в свободном времени, в досуге, в возможности осуждать, ожесточаться, ненавидеть, обманывать. Уж Великим-то постом мы все-таки будем стараться грешить меньше. Нам это трудно, но это страдание, эта испытание мы налагаем на себя добровольна, и в этом отношении мы уподобляемся Господу нашему Иисусу Христу. И в этом отношении Великий пост указывает нам тот единственный путь, который и приведет нас к некогда утраченному Адамом раю. Это путь страдания, которое мы сознаем, как благо, это путь страдания, которое мы добровольно берем на себя, чтобы стать лучше, это путь страдания, который не обрушивается на нас извне, со стороны, это путь такого страдания, которое принимая на себя добровольно каждый из нас может сделать себя лучше.

Когда мы говорим об изгнании Адама и Евы, мы больше думаем о них, нежели о Боге. А ведь вспомним, что в тот момент Бог страдал гораздо больше, чем Адам и Ева, ибо Он был предан самыми дорогими Его детьми, которым Он дал все, даже великую возможность свободно быть с Ним. Бог страдал тогда, когда изгонял Адама и Еву из рая, Бог страдал тогда, когда пришел в этот мир и взошел на Крест, чтобы спасти нас. Мы тоже страдаем, но часто страдания вызывают в нас гнев и ропот, обиду и ненависть. Пусть же страдание Великого поста будет иным страданием, страданием, которое вызовет в нашей душе мир и терпение, покой и радость от предстоящей встречи со Христом в празднике Пасхи, в Его явлении Воскресшего для нас зримо и конкретно на этой земле в Церкви Христовой.

Будем помнить о том, что нет у Бога иного пути, чтобы вернуть нас к Себе, кроме как провести нас по пути страдания, и попытаемся пройти по этому пути Великим постом с должным смирением, с должным терпением и с должной любовью о Боге. Адам сделал нас грешными, поможем же Новому Адаму — Христу — сделать нас праведными. Аминь.