СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ИЛИИ (МИНЯТИЯ), ЕПИСКОПА КЕФАЛОНИЙСКАГО (+1714Г.) В НЕДЕЛЮ 4-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ.
О чем должно молить Бога
И рече Иисус сотнику: иди, и якоже веровал еси, буди тебе. И исцели отрок его в той час. (Мф. 8, 13)
Какой-то сотник, значит рожденный в язычестве и воспитанный в заблуждении, без всякого света богопознания, решительно без знания о Божестве Христа, просит от Христа особенной милости и тотчас получает ее. Один дорогой для него раб был разбит параличом, ужасно страдал и был в опасности с часу на час умереть; и тот (сотник), как только Иисус вошел в Капернаум, подходит к Нему, молит Его поистине с глубоким смиренномудрием и горячей верой. Господь мой, говорит он, я недостоин того, чтобы Ты вошел в бедный мой дом, но Ты только словом повели и, я верю, мой раб тотчас выздоровеет. Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши; но токмо рцы слово, и исцелеет отрок мой (8 ст.). — Иди, ответил ему Иисус, и по вере твоей пусть исполнится твое желание: иди, и якоже веровал еси, буди тебе (13 ст.). И что же (случилось)? — Тот больной раб тотчас выздоровел: и исцеле отрок его в той час. И так, слушатели мои, какой-то сотник, повторяю, человек совершенно чуждый, обращается ко Христу с молитвой и тотчас достигает (желаемого); а мы, христиане, не странные и пришельцы, как говорит Павел, но сожители святым и приснии Богу (Еф. 2, 19), братия Христа, рожденные и воспитанные в Его Церкви, просвещенные Его верой, мы молим Его о той, или другой милости и — или получаем (ее) поздно, с большим трудом, или вовсе не получаем. Что же это значит? Он — наш Отец, и не внимает нам? Он сказал, чтобы мы просили, и не подает нам? Обещал нам и не исполняет? О, это, должно быть, наша вина! Мы не знаем, чего просим, и поэтому не получаем. Это непременно так. И вот, сегодня приходит великий Иоанн Златоуст научить нас, чего мы должны просить у Бога, если хотим быть услышанными.
Нет никакого сомнения, что высочайший Промысл Божий всегда бодрствует неусыпным оком над людскими нуждами. Он, говорят богословы, хотя и есть одно из самых простых действий Божиих, как и прочие, однако по своим действиям, которые он производит на нас, есть как бы соединение трех божеских свойств: премудрости, силы и благости Божией. Он есть премудрость, потому что ясно знает, какие нужды у каждого. Есть сила, потому что может совершеннейшим образом помочь этой нужде. Есть благость, потому что поистине хочет помочь. Поэтому Бог действует, как провидящий, как податель всего и всемудрый, Который именно знает, что нужно Его тварям: весть бо Отец ваш, ихже требуете (Мф. 6, 8): как всемогущий, Который может совершить все, в чем есть нужда: велий Господь наш и велия крепость Его (Пс. 146, 5); и как всеблагий, Который хочет и стремится подать помощь по нужде: щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102, 8).
От всемудрого, всемогущего и всеблагого Бога чего мы должны просить, чтобы получить это? Божественный Златоуст отвечает (нам): «что и нам, просящим, полезно, и для Подающего (Бога) подать прилично. Поэтому святой Дамаскин и говорит: «молитва есть испрошение у Бога того, чего просить подобает». Но мы, во-первых, не знаем, какие вещи полезны нам; это говорит и Павел: о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы (Рим. 8, 26). Это он говорит, по объяснению того же Златоуста, «научая нас не считать вообще полезным то, что таким кажется людям по их рассуждению». Поэтому в первенствующей Церкви Бог посылал одному из христиан особенный дар молитвы, о котором пишет тот же Павел: но сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8, 26). Это объясняет сам златословесный учитель именно так же, как я сказал: «так как мы, не зная очень многого, для нас полезного, просим неполезного, то снисходила благодать молитвы на одного из тогдашних (Христиан), и он за всех молился о полезном вообще для всей Церкви; и теперь образом его служит диакон, возносящий молитвы о народе».
Мы много предметов считаем полезными, а они (на самом деле) вредны; и когда мы просим их у Бога, Он или совершенно не слушает нас, или, если и услышит нас, мы гораздо больше терпим вреда, чем (получаем) пользы; мы, поэтому, похожи на тех больных, у которых извращен вкус и которые хотят блюд, приятных только на вкус, но для здоровья вредных и смертоносных.
Мы не знаем, действительно ли полезно нам то, чего мы просим от Бога; о чесом бо помолимся, яко же подобает, не вемы, действительно ли полезно (все то), что так кажется человеческому мышлению.
Древние рассказывали одну притчу: будто какой-то царь, в высшей степени сребролюбивый, умолял Бога оказать ему милость, чтобы все предметы, каких он коснется, тотчас превращались в золото. Бог сказал ему в ответ, что то, чего он просит, вредно, и если получит его, то раскается. Но тот продолжал умолять еще пламеннее. Наконец он получил эту милость. И что же с ним случилось? — Все, чего бы он ни прикоснулся, тот же час превращалось в золото: прикасался ли к камню, к дереву, они превращались в его руках в золото. Вначале этот жадный царь радовался такому чудесному превращению; но когда он прикасался к одежде, чтобы надеть на себя, и она на нем превращалась в золото, когда прикасался к пище, к питью, и все это превращалось в золото во рту его, тогда он понял, как вредно было то, чего он просил. Короче говоря, не будучи в состоянии ни есть, ни пить, изнуряемый постепенно, он плохо окончил свою жизнь. Он сам думал, что с испрошенной милостью будет самым счастливым, и оказался самым несчастным человеком в мире. Множество золота сделало его в высшей степени богатым, но и в высшей степени жалким: желая много есть, он умер от голода. Да, когда он просил этой милости, не знал чего просил; стало быть, он не знал своей пользы.
Так христиане. Просите, говорит Бог, и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам (Мф. 7, 7). Кто есть от вас человек, егоже аще вопросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? (Мф. 7, 9. 10). Аще убо вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него (11 ст.). Зло в том, что мы просим у Него не хлеба, а камня, не рыбы, а змеи, т. е. вещей не полезных, а вредных. Чего мы, люди, вообще просим у Бога? Мы просим славы, чести; не довольствуясь тем положением, в какое нас поставил Бог, мы желаем другого, но находим там волнение, несчастие, разорение. Мы, как оный приточный царь, желаем золота всей земли, богатства всего мира, но это богатство причиняет нам сугубую смерть, так как разрушает нашу жизнь трудами, заботами и рассеянностью, и вводит нашу душу в грехи ростовщичеством, обидами и грабительством. Значит, повторяю, мы не знаем, действительно ли полезно для нас то, чего мы просим от Бога. О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, полезно ли оно.
О, христианин! Желаешь ты просить от Бога того, «что тебе, просящему, полезно», т. е. предметов действительно полезных? Проси того, чего просили те древние христиане с истинным «духом молитвы», который, по выражению Павла, ходатайствует воздыхании неизглаголанными, именно, проси общего блага для всех христиан, — мира и утверждения Церкви. Проси отпущения твоих грехов и прощения твоих врагов. Проси христианской кончины жизни твоей и совершенного покаяния. Проси доброго ответа и чистой совести в день второго Христова пришествия. Вот это выгодно и полезно, так как оно духовно. А если ты хочешь и чего-либо (из) мирского, открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит (Пс. 36, 5). О богодухновенные слова Святого Духа! Открый ко Господу путь твой; яви Богу свою цель. Он, как всемудрый, просветит тебя и наставит тебя; уповай на Него, возложи надежду твою на Бога, и Он, как всеблагий, помилует тебя; Той сотворит, — Он, как всемогущий, Сам (это) выполнит. Освободилась ли какая-нибудь должность духовная или мирская? Предлагает ли судьба какое-либо выдающееся достоинство, выгодную службу, славную честь? Не смущайся вдруг, не ставь своих друзей в затруднительное положение, не обращайся к посредничеству, не бегай к дверям начальников, ко двору вельмож, не смешивай земли с небом (не сбивайся с толку, не перепутывай все): открый ко Господу путь твой. Подыми очи и сердце твое к Богу, испроси совета этой божественной Премудрости и скажи: Боже мой, как Тебе является, полезно ли это мне? И если Бог, Который есть Отец всех и главным образом верных, признает, что это полезно, ты успокойся и надейся на Него. Пусть не утруждаются друзья, пусть противодействуют враги, Той сотворит: Он Сам исполнит желаемое, Сам устранит препятствия, Сам проведет тебя в безопасности, куда стремишься. Он охранит тебя от людской зависти, от перемен счастья; Он утвердит тебя, как гору Сион. Имей только свою волю подчиненною воле Господа и всегда обращайся к Нему (с молитвой): не яко аз хощу, но якоже Ты. да будет воля Твоя (Мф. 26, 39; 6, 10); в немногих словах — открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит: если мы так просим, то получим. Вот (что) опять говорит Златоуст, которому принадлежит поучение: если мы так просим, то тот же час получаем желаемое, так как мы молим о том, «что нам, просящим, полезно»; с другой стороны, мы получаем желаемое, когда молим о том, что дать прилично Богу, Которого мы молим.
Для того чтобы наше моление было благоприятно, испрашиваемая милость должна быть соразмерна не столько с заслугами просящего, сколько с достоинством Дающего. Всякое тело, чем оно громаднее, тем большую бросает тень, и чем больше кто-нибудь по достоинству, тем большие он должен раздавать милости. Это — закон богатой дарами свободы, указанный мудрецами. Как бедного человека обижает тот, кто просит у него больших вещей, так богатого царя оскорбляет тот, кто просит у него малости. «Должно, чтобы просьба соответствовала тому мужу, к кому она обращена, — говорит (Григорий) Богослов (в послании к Кесарию); — одинаково неуместно у малого просить большего и у великого просить малого; первое невыполнимо, второе — мелочно». Один из друзей Александра Великого, по имени Перилл, попросил у него десять талантов, чтобы сделать приданое своим двум дочерям; Александр дал ему пятьдесят. Перилл (на это) сказал: «достаточно только десяти». — «Да, — ответил Александр, — тебе получить десять достаточно, но недостаточно мне дать». Другой солдат также попросил у него ради милости немного денег и тот подарил ему целый город. Пораженный таким великим подарком, этот бедняк сказал: «но это очень много для (простого) солдата!» — «За то для Александра, — ответил этот щедрый царь, — это немного».
Что я хочу сказать этим, христиане? — Кто хочет просить какого-нибудь дара у Александра Великого, пусть просит чего-либо достойного Александра Великого, иначе он оскорбляет эту высокую душу. Кто хочет просить какой-либо милости от Бога, великого Даря неба и земли, пусть просит того, что достойно Бога. Если вы просите у Бога жизни, здоровья, богатства, счастья, славы, чести, все предметов временных земных, — (ваше) прошение мелочно: не веста чесо просита (Мф. 20, 22; Мк. 10, 38); это — вещи, которые в сравнении с Богом не стоят ничего. Ясное этому доказательство в том, что, как ничтожные вещи, Бог дарит их и грешным, преступающим Его заповеди, и нечестивым, поносящим святое имя Его. Просите великих вещей, достойных великого Бога, «дать которые прилично Умоляемому». Просите, во-первых, царства Его, а все это прочее Бог даст вам, как приложение, если признает, что оно вам полезно: ищите прежде царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Лк. 12, 31).
Но, скажешь мне, если я такой грешник, и попрошу царства Божия, разве получу его? — Да, если будешь просить с теплой любовью, с живою верой, — ты уже его имеешь. Не христианин ли ты? — Значит, царство Божие есть твое наследие. Чтобы приобрести для тебя царство, Сын Божий сошел с неба на землю, вочеловечился, пострадал, был распят, умер, вознесся. Он отверз тебе путь к раю, оставил таинства Церкви, чтобы чрез них ты приобрел это неоценимое сокровище. Ты грешен, но и Христос пришел спасти грешников; но если ты и грешник, что мешает тебе в одно мгновение стать праведником? Ты раскаялся, исповедался, исправился и — тотчас оправдался; царство Божие — принадлежит тебе. Царства Божия просили блудники, прелюбодеи, разбойники и получили, а ты не решаешься?
Брат, нет ничего легче, как получить царство Божие; но знай, что к этому нет другого пути, кроме пути покаяния. Что ты говоришь? Что делаешь? Думаешь покаяться когда-нибудь? — Но тогда к чему же и думать о покаянии? Обожди немного, беспечный и нераскаянный, обожди, — и тебя спасет та любовь, которая доселе погубила для тебя все, и самую жизнь; обожди, и тебя спасет то богатство, которое ты нажил грабежом, увеличил ростовщичеством, и которое оставишь в чужих руках (по смерти); обожди, и тебя спасет твоя торговля, ремесло, честь, брат твой, друг... Подожди, подожди, и когда придет внезапная смерть и застанет тебя в прежнем грехе, тогда надейся получить царство Божие! Неразумный! Царство Божие нудится, говорит Христос (Мф. 11, 12); если ты хочешь его, то употреби усилия, — усилия во время, чтобы покаяться поскорее, усилия против дурных привычек, чтобы порвать узы грехов твоих; если употребишь усилия, ты восхитил, а если будешь ждать, — то потерял...