Епископ Александр (Милеант).
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.


        В городе Назарете жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна - из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
    Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: "Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!" От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.
    Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: "Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария". Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: "Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!"
    Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: "Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у золотых ворот ты встретишь свою жену".
    Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников. Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.
    По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.
    Зачатие святой Анной празднуется Церковью 9-го декабря, называя это зачатие преславным и святым. Однако Православная Церковь не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь, которая в XIX веке провозгласила "Догмат непорочного зачатия". Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.
    Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом - от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, "из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения".
    В православной богословской литературе есть много трактатов, направленных против непорочного зачатия св. Анной Девы Марии. Мы приведем только мнение проф. Киевской Духовной Академии, прот. И. М. Скворцова, сказавшего: "Евангелие свидетельствует, что Св. Дух нисшел на Св. Деву и осенил Ее, и вследствие этого рождаемое от Нее - свято, совершенно чисто, безгрешно. Нужно ли поэтому, чтобы Св. Дева Сама родилась без порока? Не вследствие того, что Она от рождения была свята, а вследствие сошествия на Нее Св. Духа. Предание свидетельствует, что Богоматери необходимо было приготовление в храме с 3-х летнего возраста. Первородный грех не мог в Ней развиваться. Воспитание при храме и молитва очищали в Ней всю душу. Окончательное же освящение было в день Благовещения. Но как мог быть очищен первородный грех, когда еще не совершилось искупление? Эта тайна благословенного Семени Жены, от века уготованного. Благодать Св. Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное".
    Рождество Божией Матери для нас - особенно радостный день, потому что в нем исполнился целый ряд важнейших ветхозаветных пророчеств и прообразов. Именно Ее Бог избрал стать Той Девой, Которая, согласно предсказанию Исаии, должна была бессеменно зачать от Духа Святого и родить Сына-Еммануила, имеющего спасти род человеческий от тяготевшего на нем проклятия и смерти. Это Она стала той таинственной "лестницей" соединившей Небо с землей, которую видел во сне патриарх Иаков (Быт. 28:12-17). Она же стала и той "дверью заключенной," которой, согласно видению пророка Иезекииля (Иез. 44:2), прошел Господь Бог Израилев, чтобы посетить и сотворить избавление людям Своим. Она же и созидание дома Премудрости Божией (Притч. 9:1-10), которая "просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1:9), и рассеивающая тьму неверия и заблуждений.
    Словом, для нас рождество Пресвятой Девы Марии есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, - явление миру Той от веков и родов сокровенной тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого.
    Вот почему настоящий праздник, как учит св. Андрей Критский, есть "начало праздников и служит дверью к благодати и истине". Св. Иоанна Дамаскин сказал: "день рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Ей обновился весь род человеческий, и печаль праматери Евы переменилась в радость".