СЛОВО ИЕРОМОНАХА МЕФОДИЯ (ЗИНКОВСКОГО) В НЕДЕЛЮ 13-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
На притчу о винограднике.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, матери, братья и сестры, сегодня за Божественной литургией мы слышали отрывок из Евангелия, в котором Господь наш Иисус Христос рассказывает притчу о некотором господине, который имел виноградник, и дал определенным людям, они называются в притче «делатели», то есть рабочие, слуги, послушание работать в этом винограднике. А сам хозяин на какое-то время удалился и ждал, когда виноградник принесет плоды, и тогда он примет от труждающихся в его винограднике слуг то, что надлежит принять господину. Но лукавые слуги, согласно притче, решили, что они могут завладеть виноградником. И сначала убили тех людей, кого послал господин, чтобы забрать плоды виноградника. А когда хозяин послал своего единственного сына, надеясь на их совесть, они не убоялись и не усрамились, видя сына хозяина, который пришел требовать то, что должно было отдать. Рабочие решили убить и сына — верно для того, чтобы таким образом, лишив господина наследника, стать потом преемниками этого виноградника, видимо, желая и самого господина убить.
Господь заканчивает притчу такими словами: «Что же сделает этот господин, когда придет, наконец, в свой виноградник?» И Ему отвечают слушающие Его фарисеи и саддукеи: «Он их жестоко накажет, погубит и отдаст виноградник другим людям, которые будут воздавать плоды виноградника их господину в должное время». Притча эта, с одной стороны, есть притча о Христе и об отношениях Бога с ветхозаветным Израилем, потому что господин виноградника — это Бог; единственный сын хозяина — это Сын Божий; рабы, которых посылал Бог ветхозаветному Израилю — это пророки ветхозаветные, многих из которых евреи либо прогоняли, либо убивали. Сам виноградник — это Святая Земля, а делатели — ветхозаветные иудеи, и особенно их начальники, которые плохо исполняли волю Божию и в конце концов были лишены виноградника. Поскольку виноградник в Священном Писании означает благодать Божию, они остались без благодати, отринув Сына Божия, распяв Его, и очень мало из людей Ветхого Завета, избранного народа, приняли Христа. Лишь горстка апостолов, Пресвятая Богородица и ряд учеников Христа. Остальные же остались богоборцами, не принимающими Сына Божия и по сей день. И этот виноградник, эта благодать Божия, по слову Христа был передан язычникам.
Но на этом мы не можем остановиться. К сожалению, эта притча относится не в положительном смысле и к нам, потому что Россия, будучи виноградником Божиим на протяжении почти тысячи лет, в определенный момент вдруг решила оставить этот виноградник себе, как когда-то фарисеи считали, что обетованная земля, вера, храм и народ — их достояние, собственность и что они сами вправе решать, каким должен быть Мессия-Христос, и судить Его.
Вот точно так же русский народ в определенный момент не только по вине внешних врагов, которых было много, и внутренних врагов, которые подтачивали Россию изнутри, но и по собственной воле — мы, к сожалению, не можем закрыть глаза на это, — пошел на уничтожение своих древних святынь и распятие Христа в нашей древней православной стране. И до сих пор, к сожалению, несмотря на видимое возрождение Церкви и веры, русский народ остается расхристовленным и расцерковленным более, чем другие православные народы. Например, такие, как грузинский, сербский, которые тоже были под коммунистическим игом, но гораздо меньше потеряли благочестия и благоговейного отношения к вере, Христу и Церкви, чем русский народ.
Бог довел нас быть этим летом в Грузии, там в каждом селе стоят покаянные и поклонные кресты, возрождаются храмы и обители. Отношение к священству, монашеству и Церкви везде очень благоговейное. На Руси до сих пор мы видим: поставь поклонный крест — его сломают завтра.
Так вот, мы, русские люди, должны осознавать, что эта притча является обличением и для наших предков и для всех нас, помнящих еще период богоборчества в нашей земле. И просить у Бога прощения. Притча — о Христе, и она не останавливается на Его убиении. Христос говорит: «Камень его же не брегут зиждущие, сей бысть но главу угла» (Мф. 21, 42). То есть камень, который был отвергнут строителями, отброшен в сторону, как ненужный, оказался краеугольным, важным в строении всего здания, «и это есть дивно в очах ваших» (Мф. 21, 42). Однако воистину дивно Воскресение Христа, Которого отвергли и выбросили за стены Иерусалима и распяли на Голгофе, а Он воскрес! Это было чудом, уверяющим тех, кого еще можно было уверить в том, что Он есть истинный Сын Божий.
Точно так же мы должны верить, что и Россия еще может воскреснуть, и русский народ еще может принести плоды истинного покаяния. Очень выгодно сейчас врагам Православия как внутри России, так и вне ее, убедить нас в том, что пришло время прятаться, и православные не успеют больше сказать ни одного веского слова на политической арене мира, пора им бежать в леса, если они хотят еще жить. Запад провозглашает конец христианской истории. Но так не должно быть, и мы не должны верить этой политической «утке». Мы должны верить тем предсказаниям, которые есть у нас. Завтра день рухоположения во иеромонаха преподобного Серафима Вырицкого. Он предсказывал возрождение России, фундамент которого сейчас лишь закладывается. О каком возрождении Церкви в России можно говорить, если в лучшем случае 1% населения по-настоящему воцерковлен, причащается и исповедуется? Но возрождение предсказано и должно состояться. Так и преподобный Иустин Сербский писал, что «православное славянство придет на смену западной цивилизации. Будучи носительницей и хранительницей Православия. Россия откроет новую религиозную эпоху мировой истории, духовно объединит и поведет человечество к потерянному им Христу. Россия сумеет спасти современный мир от духовной катастрофы и тупика».
Поэтому будем молиться о том, чтобы воистину, как воскрес Христос, так воскресла бы и Родина наша, и вера наша охватила бы как можно больше наших соотечественников. Чтобы еще и иностранцы, по предсказанию преподобного Серафима Саровского, крестились бы в нашей стране, принимая Православие, и чтобы слава Троице возносилась здесь да скончания века. Ибо преподобный Серафим Саровский предсказывал — это забывают — что Россия и другие славянские народы образуют, как некогда, такое мощное государство, которое будет неприступно самому Антихристу. И не надо уверять нас в том, что он еще воцарится здесь. Это неправда. И упадничество должно быть уничтожено в наших умах, ибо оно на руку только врагам Церкви и Православия, а насадить страх и ужас они стараются именно потому, что боятся Божией силы.
В Грузии тоже верят, что Антихрист в этот удел Божией Матери занесет ногу, но сломает ее, и не утвердит там свое богохульное царство. Наши народы сейчас пытаются поссорить, и это, к сожалению, часто удается врагам Православия. Но мы будем верить в Воскресение Христа, в воскресение веры нашей, восстановление единства православных, и каждый да приложит свое малое усилие на своем месте во славу Христа Бога и Троицы Единосущной и Нераздельной. Аминь!
10.09.06