СЛОВО ИЕРОМОНАХА МЕФОДИЯ (ЗИНКОВСКОГО) В НЕДЕЛЮ 13-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
На притчу о винограднике.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, матери, братья и сестры, сегодня за Божественной литургией мы слышали отрывок из Евангелия, в котором Господь наш Иисус Христос рас­сказывает притчу о некотором господине, который имел виноградник, и дал определенным людям, они называются в притче «делатели», то есть рабочие, слу­ги, послушание работать в этом винограднике. А сам хозяин на какое-то время удалился и ждал, когда ви­ноградник принесет плоды, и тогда он примет от труж­дающихся в его винограднике слуг то, что надлежит принять господину. Но лукавые слуги, согласно прит­че, решили, что они могут завладеть виноградником. И сначала убили тех людей, кого послал господин, чтобы забрать плоды виноградника. А когда хозяин послал своего единственного сына, надеясь на их со­весть, они не убоялись и не усрамились, видя сына хозяина, который пришел требовать то, что должно было отдать. Рабочие решили убить и сына — верно для того, чтобы таким образом, лишив господина на­следника, стать потом преемниками этого виноград­ника, видимо, желая и самого господина убить.

Господь заканчивает притчу такими словами: «Что же сделает этот господин, когда придет, наконец, в свой виноградник?» И Ему отвечают слушающие Его фари­сеи и саддукеи: «Он их жестоко накажет, погубит и от­даст виноградник другим людям, которые будут возда­вать плоды виноградника их господину в должное вре­мя». Притча эта, с одной стороны, есть притча о Христе и об отношениях Бога с ветхозаветным Израилем, пото­му что господин виноградника — это Бог; единственный сын хозяина — это Сын Божий; рабы, которых посылал Бог ветхозаветному Израилю — это пророки ветхозавет­ные, многих из которых евреи либо прогоняли, либо уби­вали. Сам виноградник — это Святая Земля, а делатели — ветхозаветные иудеи, и особенно их начальники, кото­рые плохо исполняли волю Божию и в конце концов были лишены виноградника. Поскольку виноградник в Свя­щенном Писании означает благодать Божию, они остались без благодати, отринув Сына Божия, распяв Его, и очень мало из людей Ветхого Завета, избранного народа, приняли Христа. Лишь горстка апостолов, Пресвятая Богородица и ряд уче­ников Христа. Остальные же остались богоборцами, не принимающими Сына Божия и по сей день. И этот виноградник, эта благодать Божия, по слову Христа был передан язычникам.

Но на этом мы не можем остановиться. К сожале­нию, эта притча относится не в положительном смыс­ле и к нам, потому что Россия, будучи виноградником Божиим на протяжении почти тысячи лет, в определенный момент вдруг решила оставить этот виноград­ник себе, как когда-то фарисеи считали, что обетован­ная земля, вера, храм и народ — их достояние, собствен­ность и что они сами вправе решать, каким должен быть Мессия-Христос, и судить Его.

Вот точно так же русский народ в определенный момент не только по вине внешних врагов, которых было много, и внутренних врагов, которые подтачи­вали Россию изнутри, но и по собственной воле — мы, к сожалению, не можем закрыть глаза на это, — пошел на уничтожение своих древних святынь и распятие Христа в нашей древней православной стране. И до сих пор, к сожалению, несмотря на видимое возрож­дение Церкви и веры, русский народ остается расхристовленным и расцерковленным более, чем другие православные народы. Например, такие, как грузинс­кий, сербский, которые тоже были под коммунисти­ческим игом, но гораздо меньше потеряли благочес­тия и благоговейного отношения к вере, Христу и Цер­кви, чем русский народ.

Бог довел нас быть этим летом в Грузии, там в каж­дом селе стоят покаянные и поклонные кресты, воз­рождаются храмы и обители. Отношение к священ­ству, монашеству и Церкви везде очень благоговей­ное. На Руси до сих пор мы видим: поставь поклон­ный крест — его сломают завтра.

Так вот, мы, русские люди, должны осознавать, что эта притча является обличением и для наших предков и для всех нас, помнящих еще период богоборчества в нашей земле. И просить у Бога прощения. Притча — о Христе, и она не останавливается на Его убиении. Христос говорит: «Камень его же не брегут зиждущие, сей бысть но главу угла» (Мф. 21, 42). То есть камень, который был отвергнут строителями, отброшен в сто­рону, как ненужный, оказался краеугольным, важным в строении всего здания, «и это есть дивно в очах ва­ших» (Мф. 21, 42). Однако воистину дивно Воскресе­ние Христа, Которого отвергли и выбросили за стены Иерусалима и распяли на Голгофе, а Он воскрес! Это было чудом, уверяющим тех, кого еще можно было уве­рить в том, что Он есть истинный Сын Божий.

Точно так же мы должны верить, что и Россия еще может воскреснуть, и русский народ еще может при­нести плоды истинного покаяния. Очень выгодно сей­час врагам Православия как внутри России, так и вне ее, убедить нас в том, что пришло время прятаться, и православные не успеют больше сказать ни одного веского слова на политической арене мира, пора им бежать в леса, если они хотят еще жить. Запад про­возглашает конец христианской истории. Но так не должно быть, и мы не должны верить этой полити­ческой «утке». Мы должны верить тем предсказани­ям, которые есть у нас. Завтра день рухоположения во иеромонаха преподобного Серафима Вырицкого. Он предсказывал возрождение России, фундамент кото­рого сейчас лишь закладывается. О каком возрожде­нии Церкви в России можно говорить, если в лучшем случае 1% населения по-настоящему воцерковлен, причащается и исповедуется? Но возрождение пред­сказано и должно состояться. Так и преподобный Иус­тин Сербский писал, что «православное славянство придет на смену западной цивилизации. Будучи но­сительницей и хранительницей Православия. Россия откроет новую религиозную эпоху мировой истории, духовно объединит и поведет человечество к потерян­ному им Христу. Россия сумеет спасти современный мир от духовной катастрофы и тупика».

Поэтому будем молиться о том, чтобы воистину, как воскрес Христос, так воскресла бы и Родина наша, и вера наша охватила бы как можно больше наших со­отечественников. Чтобы еще и иностранцы, по пред­сказанию преподобного Серафима Саровского, крести­лись бы в нашей стране, принимая Православие, и что­бы слава Троице возносилась здесь да скончания века. Ибо преподобный Серафим Саровский предсказывал — это забывают — что Россия и другие славянские наро­ды образуют, как некогда, такое мощное государство, которое будет неприступно самому Антихристу. И не надо уверять нас в том, что он еще воцарится здесь. Это неправда. И упадничество должно быть уничтоже­но в наших умах, ибо оно на руку только врагам Церк­ви и Православия, а насадить страх и ужас они стара­ются именно потому, что боятся Божией силы.

В Грузии тоже верят, что Антихрист в этот удел Божией Матери занесет ногу, но сломает ее, и не ут­вердит там свое богохульное царство. Наши народы сейчас пытаются поссорить, и это, к сожалению, час­то удается врагам Православия. Но мы будем верить в Воскресение Христа, в воскресение веры нашей, вос­становление единства православных, и каждый да приложит свое малое усилие на своем месте во славу Христа Бога и Троицы Единосущной и Нераздельной. Аминь!

10.09.06