БЕСЕДА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГИЯ (МЕЧЕВА) (+1942Г.) В НЕДЕЛЮ 2-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА.

Учение святителя об истинной смерти

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святитель Григорий Палама оставил нам не только те заветы, о которых я говорил вам вчера и относительно которых Святая Церковь заповедует памятовать во дни поста, но еще и то, что всем нам необходимо принять и, несомненно, особенно важно помнить во дни поста, — учение его о смерти.

Григорий Палама, раскрывая перед учениками свое учение о смерти, говорит и нам, что есть явление, которое все мы называем смертью, — тот момент, когда душа отделяется от тела, когда тело умирает, а душа только «преставляется», — и эта смерть не есть настоящая смерть, подлинная смерть, это есть только преставление, переставление, «перестановка». Святитель Григорий учит, что подобно тому, как тело, отделяясь от души, умирает, так умирает и душа, отделяясь от Бога, и это есть смерть истинная. Первому человеку так и было сказано, что если он вкусит от запрещенного плода, то «смертию умрет» (см.: Быт. 2, 16-17), а мы знаем, что жил он после того на земле 930 лет (см.: Быт. 5, 5). Григорий Палама утверждает, что человек умер в момент преступления заповеди Божией. Есть грех к смерти (1 Ин. 5, 16), указывает он на слова Иоанна Богослова, это есть настоящая, истинная смерть, уже не только преставление, перестановка из одного состояния в другое, а подлинная смерть. В чем же она заключается? Григорий Палама говорит: подобно тому, «как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души». Помните, как Григорий Богослов говорит, что душа должна быть для тела «тем же, чем Бог для души»? Настоящая смерть есть, когда душа разъединяется с божественной благодатью и сочетается с грехом. Если Господь есть истинная жизнь, то и мы в Нем только и живем, ибо если мы удаляемся от Него и начинаем жить по похотям мира сего, наша душа, лишившись источника жизни, начинает тлеть, а затем и умирает.

Есть смерть первая и смерть вторая. Вторая смерть наступает тогда, когда будем позваны на Суд и осуждены на вечную муку.

На Страстной неделе мы будем петь: «Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши...» (Тропарь на утрени.)

Как же это так? Бессмертная душа и вдруг — ‹‹смерти предана будеши». Можно было бы еще и посмеяться над этим: говорите — душа бессмертна, а в то же время поете, да еще Великим постом, — «да не смерти предана будеши». Как будто просто хотите запугать человека.

Нет, это не запугивание, а истинное, подлинное учение Церкви, и это учение с особенной силой раскрывает прославляемый нами ныне святитель Григорий Палама.

Он говорит, что в будущем пакибытии одни души будут обречены на смерть, а другие на жизнь.

В чем же жизнь и смерть?

Господь пришел, как мы слышали ныне, да живот имут и лишше имут (Ин. 10, 10). Эти слова приводит и Григорий Палама. Господь пришел дать нам жизнь, и не только жизнь, но и лишшее, большее. Что же это лишшее?

Тот, кто не на словах только верует во Христа, тот всем своим существом знает, что жизнь истинная в Боге, как и Сам Он сказал: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14, 6); и каждый христианин, желающий не болтать о Христе и [не] развлекаться той или иной истиной христианского мировоззрения, а опытно, ‹‹деяньми» изучающий Писания, как говорят святые отцы, знает хорошо, что слова эти непреложная истина, что Христос есть наша жизнь, а удалившиеся от Него примут смерть и будут ввержены во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов (ср.: Мф. 8, 12). И в этом нет ничего особенного — они этого и хотели, и мы — если не будем думать ни а первой, ни о второй смерти, если не будем заботиться о жизни нашей души, она будет все больше тлеть и наконец умрет, и в этом не будет ничего особенного, ибо исполнена будет желание наше, — во Второе пришествие прежде Суда Христова мы будем осуждены гласом Его в нас — нашею совестью. Востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос(Еф. 5, 14), — напоминает Григорий Палама слова апостола.

Если смерть души — удаление ее от Бога — может быть при жизни тела, то есть и обратное: может быть воскресение прежде телесной смерти. Человек еще на земле живет, а для Бога он уже воскрес. Об этом учит и Иоанн Лествичник.

Всем, не только именующим себя христианами, но и желающим исполнять заповеди Христовы, надо проверять — живы ли мы, не умираем ли?

Берегите свою душу. Помните, что есть одна жизнь — жизнь в Боге и одна смерть — отчуждение от Него, лишение общения с Ним. Так, в притче Господней отец, обращаясь к сыну, с негодованием взирающему на то, как принят блудный, расточивший имение брат, говорит: Брат твой сей был мертв и ожил (Лк. 15, 32).

Братия и сестры, Григорий Палама призывает нас к тому, чтобы мы вгляделись в свои души, посмотрели бы — живы ли мы или умерли.

Если Бог — наша Жизнь, то почему мы без Него живем? Почему нет у нас того, что было главным деланием исихастов, безмолвников, представителем которых является Григорий Палама?

Если я исполняю те или другие обязанности на службе или дома, если я лечу, если я инженер, рабочий, я должен непрестанно предстоять не перед теми, кому я это делаю, а перед Ним, Который все создал, в Ком моя истинная и подлинная жизнь.

Григорий Палама и говорит: почему вы так живете, почему вы умираете душой? Ведь если будете все время предстоять пред Богом, то и переход в другую жизнь не будет для вас тем ужасом, каким является для живущих в суете мирской и в нее погруженных, он явится для вас радостью: «Господь зовет, и пойду, в Нем моя жизнь». Мы можем воскреснуть еще здесь, на земле, прежде смерти телесной.

Пусть в день памяти святителя Григория Паламы каждый проверит себя, живет он или умер, и если умер, пусть помнит, что может воскреснуть.

Пользуйтесь днями поста. Вспомните, что за этот год многие из наших близких умерли, и они не ожидали этого, а оказалось, что то был их последний пост, последнее удобное время для покаяния, для спасения души.

Вспомните об этом, загляните в свою душу, проверьте свою веру и свою жизнь. Постарайтесь здесь, на земле, прежде смерти получить обновление и воскресение вашей души.

Тогда вы поймете, почему Григорий Палама ставится Святою Церковью одним из камней в прохождении нами Великого поста. Аминь.