Священник Владимир Маслов. О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ.


Священник Владимир Маслов.
О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ.

     В субботу накануне празднования Дня Святой Троицы, именуемую Троицкой родительской субботой, св. Православная Церковь усердно молится об упокоении душ усопших православных христиан. Это поминовение усопших совершается накануне Пятидесятницы в утверждение той мысли, что событием сошествия Св. Духа завершалось дело спасения человека Богом, и в этом спасении участвуют все христиане, и ныне живущие на земле, и усопшие. Поэтому св. Церковь, воссылая в сам день Пятидесятницы молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит, чтобы и для усопших благодать Святого Духа, которой они сподобились ещё при жизни, была источником вечного блаженства, т.к. "Святым Духом всяка душа живится".
    Все мы дети одного Отца Небесного, Бога, призвавшего нас из небытия к бытию, поэтому нам необходимо молиться друг за друга и эти молитвы должны быть выражением нашей искренней любви к ближним. Мы молимся как за живых людей, так и за умерших, потому что у Бога все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20:38). И св. апостол Павел писал христианам: "Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим.14:7-9).
    Молитва за умерших является древней традицией Православной Церкви, освящённой веками. Ещё в ветхозаветные времена совершались молитвы за умерших: так в книге пророка Варуха мы находим такую молитву: "Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время, ибо Ты - Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи" (Вар. 3:4-6). А во 2-й книге Маккавейской так повествуется о молитве и принесении жертвы за погибших воинов Иудой Маккавеем: "Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! - Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха" (2Макк.12:43-45).
    И в новозаветное время не прекращается возношение молитв за умерших. Так молитвенно ходатайствовали сестры об умершем Лазаре: "Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой… Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию" (Иоан.11:32,40). Иаир просил о своей дочери, и Господь воскресил её из мёртвых: "И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти… Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя… Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть" (Лук.8:41,42,49,54,55).
    Покидая тело, душа человека уходит из видимого, вещественного мира, но она продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, свт. Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая".
    В молитве об умерших мы проявляем свою любовь к ним, которая не прерывается физической смертью человека. Молитва облегчает посмертную участь человеческой души, и Господь принимает молитвы не только об умерших праведниках, но и о грешниках, находящихся в муках. Известен рассказ о преподобном Макарии Великом, который молился за всех, ушедших в мир иной. Однажды, идя по пустыне, он увидел лежащий на песке череп и, прикоснувшись к нему палкой, спросил: "Кто ты?". Череп отвечал: "Я был жрецом идолопоклонников, которые жили на этом месте, а ты - авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа; когда умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, молишься о них, они получают некоторое облегчение".
    Церковное поминовение усопших совершается на Божественной литургии и в особых заупокойных молитвословиях на панихидах и литиях по просьбе их близких.
    О необходимости поминовения на Литургии, свидетельствуют следующие примеры, которые приводит иеромонах Серафим (Роуз) в своей книге "Душа после смерти": "Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). (До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения.) "Как можешь ты, Святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" - спросил иеромонах. - "Да, это верно, - ответил св. Феодосий, - но приношение на Литургии сильнее моих молитв".
    Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно необходимо им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".
    Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос: "Есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57,60).
    Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей - именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59)".
    Но важно помнить, что молитва Церкви не спасет того, кто не желает спасения или кто никогда сам в дни земной жизни не приложил для этого ни малейшего усилия. В определенном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы и не молился никто, если бы за всю свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.
    Не будем также забывать и того, что и нам самим не вечно жить на земле, и если мы молимся об упокоении душ наших умерших близких, то и за нас помолятся, когда мы перейдём в мир иной, где всякий человек получает воздаяние по делам своей земной жизни.


www.na-gore.ru