ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА МАРКА (АРНДТА), БЕРЛИНСКОГО И ГЕРМАНСКОГО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЕ СВВ. НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братия и сестры!
Кто ны разлучитъ отъ любве Христовой — так поет нам навстречу весь лик новомучеников и исповедников Российских. Не знает человеческий разум, не знает человеческая история подвига, подобного тому, который взяли на себя свв. новомученики и исповедники Российские. Нет описания всем тем страшным мучениям, которым они подвергались. Многие из тех, которые не потерпели телесных мучений, пережили гораздо более страшные душевные муки. Вспомним только о священнике, которого заставили перед собравшимися прихожанами его храма, среди которых были его жена и дочери, выкопать ров, в котором он должен был встать, и в котором мучители постепенно засыпали его землей. Вместо того, чтобы одним махом убить, истязали его и всех близких его: засыпали постепенно, сантиметр за сантиметром; и мы только отвлеченно можем себе представить, как у человека отнимается возможность двигать ступнями, коленями, бедрами, руками, грудью, и, наконец, головой. И каким мучением было смотреть на все это, и знать, что он еще дышит, потому что земля еще не утрамбованная, рыхлая, воздух еще проходит...
Один случай из тысяч, и тысяч, и тысяч... И те, которые смотрели, жена и дети, не переживали ли они, может быть, гораздо больших страданий и мучений, чем он сам?
Архиерей, которого в Сибири, в крещенские морозы обливали ледяной водой из проруби. Постепенно он начинает обрастать льдом, сначала тонким слоем, потом все более и более толстым, и, наконец, слой этот делается непроницаемым. Какие страдания претерпел он и видевшие его. Но не порывался ни тот, ни другой к бегству, не порицал своих мучителей. С верою, как из рук Божиих, они принимали эти страшные муки.
Святитель Владимир, митрополит Киевский, благословляет своих убийц, выведших его из действующего, живого монастыря со множеством монахов и послушников, выведших его яко агнца непорочна на заколение.
Что переживали прихожане, видевшие своего архиерея или священника, повешенного в царских вратах? На что способны человеческий ум, человеческое сердце, человеческие руки! Когда лишается человек общения с Богом, он теряет не только образ Божий, икону Божию. Он теряет свое человеческое лицо. Только душа, согласная с Господом во всех добродетелях, согласная с благодатию, которую она принимает от Него, только такая душа может пребывать в любви Божией, и может петь вместе с Апостолом: кто ны разлучитъ отъ любве Христовой (Рим. 8, 35). Только такая душа имеет орудие — благодать, силу, побеждающую всякое лукавое противление, всякое зло, окружающее ее. Эта сила благодати дается душе Господом, чтобы она имела власть над духами нечистыми, власть исцелять больных, воскрешать мертвых. Такая власть дается тому, кто любит Христа.
Да, Господь сказал нам не зря: посылаю васъ, яко овцы посреде волковъ (Мф. 10, 16). И так, словно овцы, мы выходим в мир. Но мы не должны бояться мира, будь то внешний мир или же внутренний — мир наших страстей, ибо тот же Господь сказал: не бойтесь, и власъ главы вашея не погибнетъ (Лк. 21, 18). Все в руках Божиих, и сила Божия дается нам для того, чтобы мы могли победить зло, окружающее нас, и прежде всего зло, пребывающее в нас самих.
Господь дал руководственное правило всем нам, сказав: иже любитъ отца или матерь паче Мене, несть Мене достоинъ (Мф. 10, 37). Как страшно услышать эти слова, если мы страстно привязаны к человеку или к вещи и не можем, как нам кажется, освободиться от этого страстного влечения. Но какое великое обещание Господь нам дает, когда говорит: иже исповесть Мя предъ человеки, исповемъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, иже на небесехъ (Мф. 10, 32). Что может быть выше этого, больше этого — чтобы Господь нас, тебя и меня, исповедал перед Отцом Небесным. Не стоит ли каждый раз, когда наваливаются грехи, греховные помыслы, когда мы утопаем в них, помышлять о том священнике, которого живым закопали: как от него отнималась свобода движения, так она может отняться от наших страстей, если мы будем применять этот образ в правильный и нужный момент.
Скорби даются нам для подвигов. Подвиг в скорби приводит к стяжанию терпения, а это терпение необходимо в нашей борьбе ежедневно. Всякую радость, говорит Апостол, имейте, братiе моя, егда во искушенiя впадаете различна, зная, что испытание вашей веры производит терпенiе (Иак. 1, 2-3). Это терпение приводит нас к готовности принять на себя любое испытание, любое мучение. Хотящiи благочестно жити о Христе Iисусе гоними будутъ (2 Тим. 3, 12). Должны ли мы ожидать другого? Нет. Ибо не говорит неправду апостол, который нас наставляет. Он знает, что гонения есть часть нашей христианской жизни. Смеем ли мы отказаться от этой основы нашей жизни — от слов Христовых и Его апостолов, составляющих совокупность Священного Писания, нам переданного на бережное охранение в сердцах наших?
Скорби полезны. Святой пророк Давид испрашивает себе скорби, говоря: искуси мя, Господи, и испытай мя, разжи утробы моя и сердце мое (Пс. 25, 2). Если мы примем эти слова в основу нашей веры, в основу нашей молитвы ежедневной, они будут приносить плод в наших сердцах и в нашей жизни.
Не смеем мы, дорогие братия и сестры, ослабевать в борьбе, которая нам необходима. Ибо Господь наказывает тех, кого любит. От евреев некогда он потребовал немалого труда — сорокалетнего путешествия через пустыню. А наше путешествие через пустыню наших сердец хотя и не великое, но постоянное, пожизненное. Те из евреев, кто не пожелал принять на себя этого труда — последовать за Ангелом в Обетованную землю — были лишены не только самой Обетованной земли, но и самые кости их были рассыпаны по пустыне. И наши кости рассыпаются, если мы не готовы принять на себя мучения и скорби ради Христа.
Если Псалмопевец был настолько велик своим подвигом, что мог испрашивать себе такие скорби, то нам надлежит хотя бы принимать их со смирением, когда Господь посылает — не по нашей просьбе, но по Его святой воле. Аминь.
2005г. Сказано в Мюнхенском кафедральном соборе свв. Новомучеников и Исповедников Российских в день престольного праздника