Беседа святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского (+1926г.) в неделю 2-ю по Пятидесятнице.Наказание за грехи.


Беседа святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского (+1926г.)
в неделю 2-ю по Пятидесятнице. Наказание за грехи.


Скорбь и теснота всякой душе человека, делаю­щего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напро­тив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприя­тия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согре­шили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельст­вует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправ­дывающие одна другую) в день, когда, по благовествова­нию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. (Рим. 2. 9-16)



    Эти слова для беседы с вами в настоящую неделю, возлюбленные о Христе братья, мы взяли из Послания апостола Павла к Римля­нам, положенного для чтения в настоящий день. В этом послании к христианам, жившим в Риме, Апостол говорит сначала что через Господа Иисуса Христа даруется спасение всем людям: как иудеям, знавшим истинного Бога и уверовавшим во Христа, так и язычникам, не знавшим Его, но уверовавшим в Иисуса Христа. Спасение как иудеям, так и язычникам даруется по милости, а не за за­слуги какие-либо, ибо все согрешили пред Богом. Согрешили иудеи, ибо не сохранили закона, данного им Богом через Моисея; согрешили и язычники, ибо нарушили закон Божий, написанный в их совести.

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! (Рим. 2, 9). Скорбь и теснота на душу иудея, знающего закон Божий и нарушающего этот закон, — скорбь и теснота на душу еллина-язычника, не имеющего закона Божия и не знающего его, но имеющего в совести своей и нарушающего его. Как иудею ска­зано было в писанном законе: Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради (Исх. 20, 13-15; Втор. 5, 17-19), так и язычнику совесть говорила то же. А совесть есть также Божий закон: что говорит совесть, то говорит и Божий закон. Совесть мучит всякого грешника. По закону совести и Бог будет судить людей на Страшном Суде Своем. Поэтому никто не может тогда оправдаться незнанием закона.

Помните это все христиане, знающие писанный закон Божий и не знающие его, ученые и неученые, грамотные и неграмотные. Кто знал волю Божию и не исполнял ее, бит будет много, сказал Господь, а кто не знал закона Божия и согрешал, будет также бит, но меньше первого (Лк. 12, 47-48).

Кто пьянствовал, воровал, прелюбодействовал — грамотный ли он или неграмотный, многоученый или совсем неученьй, — будут биты одинаково, так как и те и другие по совести своей знали, что пьянства, воровство, прелюбодеяние — грех. Наказание за таковые и другие им подобные грехи грамотные и неграмотные, ученые и неученые, духовные и миряне понесут не только в будущем веке, но и в настоящей жизни, ибо сказано: Несть радоватися нечестивым (Ис. 57, 21): нет радости вору, пьянице, прелюбодею и другим нечестивцам. Чем кто согрешает, тем и наказывается (Прем. 11, 17). Вор воровством и наказывается: вора закон карает, вора бьют, вора и в темницу сажают. Развратник подвергается позору, растрачивает свое имущество, рас­страивает свое здоровье и мучается совестью день и ночь. Кому горе, кому стоны? Пьянице. Кого бьют, у кого глаза красные? У пьяницы. У кого трясутся руки и ноги? У пьяницы. Кто валяется в грязи на улице? Пьяница. Кто умер без покаяния? Пьяница. Кто пьянством грешит, тот через пьянство и наказывается.

Итак, никто не избегнет суда Божия: ни иудеи, ни еллины, ни гра­мотный, ни неграмотный, ни ученый, ни неученый. Все предстанут на судилище Божие, и каждый получит по делам своим: одни — по мере знания, учености своей, другие — по закону совести своей.

В наше время найдется немало таких людей, которые, начитав­шись книжек, наполненных учениями безбожными, безнравствен­ными, порицающими Церковь с ее пастыри и учителями и отрицаю­щими богоучрежденную власть, начинают и жизнь свою вести по этим книжкам: теряют веру в Бога и предаются порокам. По простоте своей они думают так: если бы был Бог, то писавшие эти книжки, люди умные и ученые, не стали бы отрицать Его. Если ученые не верят в Бога, то и нам, простецам, следует идти за ними и жить, как они живут Будем есть, пить, воровать, убивать, прелюбодействовать, ибо нет Бога и некому, значит, наказывать за это.

Напрасно эти люди думают, что безбожные и безнравственные книги все писаны людьми умными и учеными. Истинно умный, вполне ученый муж не станет отрицать Бога. Только безумец говорит, да и то в сердце своем:несть Бог (Пс. 13, 1; 52, 2). Кто-то сосчитал всех ученых, древних и новых, веровавших в Бога и отрицавших Бога, и нашел, что из ста ученых девяносто два за Бога и только восемь человек — против Бога. Мысль о Боге написана в сердце человека, и он не может навсегда изгладить ее. Верует ли кто в Бога — думает о Боге; отрицает ли кто Бога — волей-неволей также думает о Боге: ему не хочется, чтобы был Бог, Он страшен для него, ибо Бог должен быть праведным и святым, карающим зло и любящим праведника, а он — невер, лжив, неправеден и осквернен грехами. В такой борьбе помыслов проходит у него день за днем. Только тогда, когда он предается веселью, забывает о Боге и обретает как бы покой в душе, но когда остается один с самим собой, то опять подымается в нем борьба, опять помысл напоминает ему о Боге, опять говорит ему: ты говоришь, что нет Бога, — а что будет с тобой, если есть Бог, — и страшно и стыдно делается ему. Не от того ли грешник не любит уединения и ищет сообщества подобных себе, чтобы заглушить в себе голос совести? Нет радости для нечестивца. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое. Итак, больше всего хранимого храни сердце свое (Притч. 4, 23), совесть свою от упреков; Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека, — и знание, и жизнь, и счастье (Еккл. 12, 13).