Святитель Лука (Войно–Ясенецкий).
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА.


    Солнце померкло. Земля сотряслась и затрепетала. Разодралась сверху донизу церковная завеса, отделявшая вход в Святая Святых, ибо Сам Господь открыл уже вход не только в Святая Святых, но и в самое небо, к Престолу Отца Своего.
    Содрогнулся ад, ибо рушились сила его и власть его. Расселись скалы, отверзлись высеченные в них гробы, и тела усопших святых поднялись и сели, озираясь с изумлением вокруг. И вышли из гробов, и направились в Иерусалим, и явились многим, с недоумением спрашивая, что случилось. Им отвечали: "Совершишася".
    Что совершилось? Совершилось дело спасения рода человеческого от власти дьявола, закончился святой подвиг Господа Иисуса, сбылись древние пророчества, святыми Исайей и Давидом изреченные уже несколько сот лет тому назад!
    Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы. исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих... Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого" (Ис. 53. 4—7, 9). Слышали мы в Евангельских чтениях утрени Великой пятницы то самое, что предсказал св. пророк Давид в своем 21-м псалме: "Псы окружили меня; скопище злых обступило Меня, и пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище; делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий" (Пс. 21,17-19).
    Вот что совершилось.
    Испустил последний вздох на Кресте Голгофском Господь Иисус Христос, сказав слово, которое потрясло весь мир: "Совершишася". Повисло беспомощно мертвое тело Иисусово, упала на грудь глава, терновым венцом увенчанная, кровью обагренная. Разодрались под тяжестью тела раны на прибитых к Кресту руках Его. Пришли близкие, пришла Мать Его, пришли апостолы, пришли мироносицы, пришел Иосиф Аримафейский, и в глубоком горе, обливаясь слезами, сняли с Креста Пречистое Тело учителя своего и положили на землю. И горький плач сотворили над Ним.
    Вот и ныне пред нами лежит изображенное на святой плащанице мертвое тело Иисусово. Сотворим же и мы плач о Нем... На Кресте воссияло Солнце правды, Солнце любви, озарившее весь мир светом своим, светом Божественного сострадания. И от этого Солнца зажглись миллионы сердец тех людей, которые всей душой возлюбили Господа Иисуса Христа, в сердцах которых огненными буквами были начертаны слова Его: "Аще кто хочет по Мне идти, да отверзется себя и возьмет крест свой и по мне грядет" (Матф. 16,24). Господь первый взял крест, самый страшный крест, а вслед за Ним взяли на рамена свои кресты меньшие, но часто тоже страшные кресты, бесчисленные мученики Христовы. Вслед за Ним взяли кресты свои огромные толпы народа, которые, тихо опустив головы, пошли с ними в дальний путь. В дальний и тернистый путь, указанный Христом, — путь к Престолу Божиему, путь в Царство Небесное, идут и идут уже почти две тысячи лет вслед за Христом толпы народа. На том пути стоят и кресты, на которых распяты мученики Христовы.
    Кресты, кресты... И дальше, дальше, все кресты, — сколько охватывает глаз, все кресты, кресты... Лежат в лужах крови истерзанные тела исповедников Христовых. Идут вереницей люди,которые отвергли все блага мира, все презрели ради Господа Иисуса Христа, люди, оставившие все, что им было дорого, и посвятившие всю жизнь свою служению Ему.
    Идут юродивые под тяжестью вериг и железных крестов, идут бесконечной вереницей монахи и монахини, идут Божии святители с крестом и со Святой Чашей в руках.
    Идут за ними, как за пастырями, толпы добрых и кротких людей — людей, покорных пути Христову, людей, идущих вслед за своими духовными вождями, за пастырями и учителями. Идут без конца...
    Идут толпы простого народа, любящего Христа, на которых исполнилось слово Христово: "В мире скорбны будете". Идут они, неся тяжелый крест скорбей своих.
    Идут длинной вереницей изгнанные за правду, изгнанные за имя Христово. Все идут.
    Идут чистые, непорочные жены, ведя за ручки своих маленьких детей, ибо и детям открыл Господь вход в Царство Небесное.
    Что же, неужели мы не присоединимся к этой идущей толпе, к этому святому шествию по пути скорбей, по пути страданий? Неужели мы не возьмем на себя кресты свои и не пойдем за Христом?
    Да не будет!
    Да содрогнется сердце наше от зрелища лежащего пред нами бездыханного Тела Христова.
    Да наполнит Христос, так тяжко, пострадавший за нас, Своей безмерной благодатью сердца наши.
    Да даст Он нам в конце нашего долгого и трудного крестного пути познание того, что сказал Он: "Мужайтесь! Яко Аз победих мир".


4 мая 1945 г.