Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). НЕДЕЛЯ О САМАРЯНКЕ.


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
НЕДЕЛЯ О САМАРЯНКЕ.

    Можно ли оставаться спокойным или равнодушным, когда слышишь беседу Господа Иисуса Христа с самарянкой? Умилением наполняются сердца наши, изумлением перед таинственностью и глубиной Его слов, в этой беседе изреченных. Это одна из важнейших и глубочайших бесед Господа Иисуса Христа, записанная в Евангелии.
    Господь шел пешком из Иерусалима в Галилею, - шел в знойную пору, по горам, и устал. В жаркий полдень он сел отдохнуть у колодца Иаковлева вблизи города Сихарь в Самарии. И вот сюда же пришла женщина-самарянка почерпнуть воды из колодца. Иисус попросил ее дать Ему пить. Самарянка удивилась: "Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются" (Ин. 4, 9). Господь ответил ей удивительными словами: "Если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4,10). Самарянка ничего не поняла. Она считала Господа Иисуса Христа обыкновенным странником-иудеем. Как же это Он говорит, что она сама должна просить воды живой? Какой воды живой? Она с удивлением говорит Господу: "Господин! откуда же у тебя вода живая? Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь?" Господь Иисус Христос отвечает ей: "Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную".
    Самарянка и теперь ничего не понимает, она думает только о свежей ключевой воде. Она поражена тем, что Господь может дать ей такую воду, после которой не нужно будет терпеть жажду, и просит Его: "Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать". Она совершенно не поняла, о какой воде живой говорил ей Господь Иисус Христос.
    О чем же Он говорил ей?
    Не о простой воде, не о той, в которой нуждается тело наше, в которой нуждается все живое, не о той, без которой все засыхает, все умирает, без которой все пустыни остаются бесплодными. Он говорил о той воде, о которой не помышляла самарянка, которая была ей совершенно неведома. Он говорил о воде, текущей в жизнь вечную. О ней говорил потом и св. ап. Иоанн Богослов в своем Откровении, изображая Небесный, Иерусалим. В этом Небесном Иерусалиме он видел чистую реку жизни, светлую, как кристалл, исходящую от Престола Бога и Агнца, и древо жизни, растущее по ее берегам, древо, которое приносит каждый месяц плоды и этими таинственными плодами питает всех праведников, сподобившихся войти в Новый Иерусалим. И Господь говорил о воде жизни, текущей от Престола Отца и Престола Сына. Еще раньше говорил Он об этом в праздник Преполовения Пятидесятницы в храме Иерусалимском: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин. 7,37). Кто будет пить воду, которую Он даст, у того реки потекут из чрева, реки воды, дающей жизнь.
    Что же это за вода жизни? Что это за чудесная вода, о которой говорил Господь Иисус Христос?
    Вы знаете, что без воды не может жить ничто живое, что без воды невозможна и жизнь тела нашего, ибо от воды непосредственно зависят те многосложные процессы, совершающиеся в теле нашем; где все в движении, и это движение составляет сущность всех тех процессов, которые происходят во всем мире, не только в телах живых.
    Во всей природе закон постоянного движения есть основной закон - все движется, все течет, все изменяется, ничто не покоится. Даже камень, который кажется неподвижным, изменяется, ибо в недрах его происходит нескончаемое движение. Это движение, для того, чтобы возникнуть и продолжаться, должно быть под властью движущей силы, от которой исходит всякое движение.
    Водяные турбины приводят в действие электрические машины и рождают электрический ток, а электричеством все приводится в движение. Установлено, что движение электрическое есть основа всякого движения.
    И в духе нашем совершается непрерывный процесс движения, и это движение направлено к жизни вечной, направлено к тому, чтобы совершенствовался дух наш, чтобы, совершенствуясь, приближался к Духу Божию и тем осуществлял высшую цель своего существования.
    Это движение - наш рост духовный, наше движение по пути, указанному Господом Иисусом Христом, по пути добра, добродетели, милосердия, преклонения перед Богом. Это движение есть высшая форма движения во всём мире, и для него тоже нужен источник.
    Вот об этом источнике жизни духа, движения нашего в деле совершенствования духа, и говорит Господь Иисус Христос самарянке. О воде, текущей в жизнь вечную, которая служит источником энергии в направлении добра, к Престолу Божию, - о благодати говорил Господь Иисус Христос самарянке!
    Она, конечно, не поняла Его. А мы будем помнить и знать, что в жизни нашей, в жизни духа нашего, должно быть непрестанное движение - движение, приближающее нас к Самому Богу, к Духу Божию. Не может и не должен ни один христианин оставаться бездеятельным в духовном отношении, не может он не стремиться к непрестанному движению в направлении к Духу Божию.
    Ап. Павел говорил о себе: "Я не считаю себя достигшим". Он никогда не считал себя достигшим, он всегда стремился все вперед и вперед по пути к Богу. Это заповедь и для нас - заповедь движения духа нашего по пути, указанному Господом Иисусом Христом.
    Самарянка ничего не поняла о воде живой, но она была поражена необычностью слов Господа Иисуса Христа. Он говорил ей: "Пойди, позови мужа своего и приди сюда". Она отвечала: "У меня нет мужа". Иисус говорит: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе". Самарянка была изумлена: "Значит, это пророк, ведь Он сказал все, что было в жизни моей". И строй мыслей ее внезапно меняется. Если это пророк, то надо говорить с Ним, как с пророком, Он может устранить все мои сомнения. И она говорит: "Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме".
    У евреев был один храм - в Иерусалиме, и только в этом храме должны были совершаться жертвоприношения. А самаряне поклонялись Богу на горе Гаризим в Самарии.
    Господь говорит самарянке: "Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 21-24).
    Эти слова Господни, конечно, не вмещались в сознание тогдашних людей - и иудеев, и самарян. Ибо древний закон Моисеев был в значительной мере обрядовым. Он содержал великие истины богопознания, великие заповеди, но вместе с тем предписывал исполнение множества обрядов. Иудеи думали, что спасение в том, чтобы исполнять все обряды, предписанные законом, один из которых - приходить на праздник в Иерусалимский храм. Они совсем не понимали того, что существует и другая форма поклонения Богу - поклонение в духе и истине.
    Почему дан был иудеям этот древний закон, о котором я говорю, почему в значительной мере был он законом обрядовым? Потому, что этот народ был на историческом пути развития человечества еще младенческий. Как детей малых питают молоком, так и этому младенческому народу надо было дать такой закон, который мог быть понят им, - закон обрядовый. Но за этими обрядами, в глубинах этого закона, таились великие тайны богопознания.
    Что же значит поклоняться Богу в духе и истине? Как должны мы понимать эти великие, глубочайшие слова Господа?
    Бог есть Дух, и человек есть дух. Ограниченный в теле своем, человек есть частица Духа Божия. Поклонение Богу должно быть поклонением Духу Божию со стороны духа человеческого. Поклонение должно быть в том, чтобы дух человеческий входил в общение с Духом Божиим. Поклонение должно совершаться в истине. А что такое истина, вы слышали из уст Христа: "Аз есмь Путь и Истина и Жизнь" (Ин. 14:6). Он Истина, Он откровение Истины Божественной в мире.
    И служение Богу в истине должно быть шествием к той вечной Божественной Истине, которую явил миру Господь Иисус Христос, должно быть шествием по тому пути страданий, по тому пути подвигов духовных, который указал нам Господь.
    Духом своим, воспламененным любовью к Богу, верой пламенной в Господа, любовью к Нему должны мы устремляться все вперед и вперед, как устремлялся св. ап. Павел, должны входить во все более и более тесное общение с Духом Божиим.
    А это общение доступно будет только тем, кто дух свои очистит и освятит покаянием, постоянной молитвой, всегдашним стремлением исполнять заповеди Христовы. Такой дух будет иметь самое непосредственное, самое реальное общение с Духом Божиим. В этом и будет состоять служение Богу в духе и истине, о котором говорил Господь Иисус Христос. Вот что значат эти глубочайшие и святейшие слова Христовы.
    Несчастные сектанты, погибающие в гордости своей, понимают эти слова Господни совсем неверно. Они отвергают всякое богослужение, отвергают храмы, Таинства, думают, что им, без помощи Божией, доступно непосредственное общение с Духом Божиим. Они не ищут благодати Божией в Таинствах христианских, ушли от Церкви, придумали свои способы служения - дикие, нелепые. Несчастные хлысты, которых немало в нашей епархии, полагают, что могут привлекать к себе Дух Божий безобразными плясками и верчениями, беганием по кругу, что приводит их в исступление и от чего падают они в состоянии головокружения. Когда приходят они в это нелепое состояние, то говорят: "Накатил Дух Святый на нас".
    Вот до какого дикого извращения доходят сектанты, не понимающие истинных слов Христовых. А мы их понимаем, мы всегда будем помнить о воде живой, мы всегда будем помнить о том, что без этой воды живой невозможна жизнь наша, невозможно приближение духа человеческого к Духу Божию. Мы будем всегда искать этот источник воды живой.
    Прекрасные, простые слова сказал об этом великий подвижник благочестия, наш предшественник на архиерейской кафедре Тамбовской, Вышенский затворник Феофан: "В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: жаждущий да грядет ко Мне и да пиет. Если так, то пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы то ни противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания - идите ко Господу, ибо Он есть единственный свет, истинно просвещающий всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения - идите ко Господу, ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного - идите ко Господу: ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им Единым. Сила кому нужна - у Него всякая сила. Слава ли - у Него слава премирная. Свобода ли - Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу!"
    Последуем же этому призыву, как и призыву св. пророка Исайи, который задолго, за семьсот лет до того, как мир услышал Христовы слова о воде живой, тоже говорил о ней: "Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко" (Ис. 55,1). Он зовет нас всех к источнику жизни, он зовет нас к тому, чтобы мы без серебра, даром шли пить воду жизни, шли черпать из источника спасение и жизнь вечную.
    Пойдемте же все по этому пути, который нам указан св. пророком Исайей. Да будет наше поклонение Богу подлинным поклонением - в духе и истине.
    Да будет жизнь наша постоянным стремлением к истине Христовой, неустанным движением по пути, указанному Господом Иисусом Христом. Тогда возрастет дух наш, тогда приобретет он способность вечной жизни в Духе Божием, у Престола Самого Бога.

3 июня 1945 г.