CЛОВО АРХИМАНДРИТА ЛУКИ (ПИНАЕВА) В ДЕНЬ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

 



Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия».

Сегодня Святая Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодня мы почитаем Крест Господень, ему кланяемся, его лобызаем, его прославляем.

Этот праздник основан на действительных исторических событиях, которые произошли в Палестине в IV веке, в период становления христианства. Мать святого Константина Великого, святая равноапостольная Елена, по Промыслу Божию обрела Честной и Животворящий Крест Господень. Патриарх Иерусалимский Макарий воздвигал этот Крест, и весь народ, благоговейно поклоняясь Честному Кресту, восклицал: «Господи, помилуй».

В сознании обычного неверующего или нецерковного человека крест часто отождествляется с вечной смертью, с безысходной скорбью, трагедией, безотчетным страхом. Для верующих же людей крест — это орудие нашего спасения, надежда, знамя нашей веры, жертвенник, на котором Господь совершил наше спасение. На деле исполняются слова апостола Павла «Слово о Кресте для погибающих юродство, то есть безумие есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (см. 1 Кор. 1, 18). Крест заключает в себе тайну нашей веры, тайну искупления. Для принятия, познания этой тайны нужно изменить жизнь, нужно покаяние, которое открывает новые горизонты познания. Покаяние делает человека способным к восприятию тайн нашей веры, тайны Креста. Тайна животворящего Креста Господня заключается в словах: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Таким образом, тайна Креста — это тайна жертвенной любви Бога ко всему человеческому роду. На Кресте совершено спасение всех людей. Через Крест побежден грех и обновлено человеческое естество, чтобы и нам обновиться душой и телом.

Животворящий Крест Господень является не просто мировоззренческим символом христианства. Это путь к новой возрожденной жизни, к исцелению падшего человеческого естества, к обновлению духовно-телесной природы человека. И действительно Господь сказал о Себе: Я есть путь, истина и жизнъ (Ин. 14, 6). И этот путь указан в словах: Кто хочет за Мной идти, отвергнисъ себя, возьми крест свой и следуй за Мной (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). В словах «крест свой» заключается весь жизненный христианский подвиг человека — это крест и для тела: в терпении болезней, различных физических лишений и для души: в терпении зависти, клеветы, ненависти и других обид.

Позиция Креста — это не позиция пассивности, а динамизма, активности, устремленности.Царство Божие силой берется и употребляющие усилия достигают его, — говорит нам Евангелие (Мф. 11, 12). А усилие — это не только преодоление совне находящих жизненных испытаний, но и борьба со своим греховным естеством, со своими страстями. В этой борьбе нам необходима помощь Божия. И эту помощь, эту силу мы обретаем в Животворящем Кресте Господнем. Вот почему всякий православный христианин носит на груди животворящий крест, им себя осеняет, ограждает и надеется на его силу. Им побеждаются диавола козни. Им побеждаются диавольские искушения, поэтому мы поем: «Господи, оружие на диавола — Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его» (стихира на хвалитех, гл. 6-й). Сила совершаемых нами Таинств основана на силе Креста. Через Крест созидается духовно благодатная жизнь в церкви Христовой. На Кресте, на крестном подвиге основана сама Церковь Христова. Говоря о Кресте, Церковь никогда не останавливалась только на внешнем понимании страданий Христовых. Спасение человечества — это глубокий онтологический акт, который включает в себя Боговоплощение, Крестные страдания и Воскресение.

Крест нераздельно соединен с Пасхой Христовой, с Торжеством Воскресения и вечной жизнью. Поэтому Крест, на котором распялся Христос, именуется Животворящим. И в этом — наше главное упование. Недаром, согласно православному пониманию Священного Писания, Знамение Креста явится перед вторым и страшным пришествием Христовым. Как говорит Евангелие: ... тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24, 30). Воздавая сегодня поклонение Кресту Господню, церковь напоминает нам еще раз о тайне нашей веры, как откровении божественной любви и спасительной силы Креста, и призывает нас к христианскому подвигу.

Отцы Шестого Вселенского Собора в 73 правиле постановили: «Поскольку Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема честь тому, через что мы спасены от древнего грехопадения». Посему и мыслью, и словом, и чувством мы должны приносить Ему поклонение: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Аминь.