Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). АПОСТОЛ ФОМА.


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
АПОСТОЛ ФОМА.

     Все святые апостолы далеко не сразу, с большим трудом поверили в то, что Учитель их, Господь Иисус Христос, воскрес из мертвых.
    Позже всех поверил в это св. ап. Фома. До такой степени трудно было ему вместить в свое сознание изумительный факт Воскресения Господа Иисуса, что он категорически заявил, что не поверит до тех пор, пока не вложит перстов своих в раны гвоздные, пока не вложит руку свою в рану на груди Его. И пришел Господь Иисус Христос к ученикам Своим и преподал им мир. А Фоме сказал: "Подойди сюда, подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверен, но верен". Со страхом и трепетом вложил св. Фома персты свои в раны Христовы и воскликнул: "Господь мой и Бог мой!"
    А Господь ответил: "Ты веришь, потому что видел. Блаженны не видевшие, но уверовавшие". Что же, можем ли мы эти слова Христа считать укором святому Фоме? Осудил ли Господь его неверие? Нет, никак. Нисколько не осудил, Он знал сердце Фомы, знал, что трудно было поверить ему, и потому дал ему осязать раны Свои.
    Почему же св. Фома с таким трудом поверил - гораздо позднее, чем другие ученики? Чтобы понять это, надо вдуматься, как вообще люди относятся ко всяким слухам, ко всему новому, неожиданному. Есть много людей легковерных, есть много таких, которые без рассуждения, без критики воспринимают всякий слух и всему легко верят. Есть и такие, которые верят с большим трудом. Таковы все люди глубокомысленные, серьезные, - они все исследуют, обдумывают и принимают за истину только то, что выдерживает их критику. Есть еще и такие люди, которые не хотят верить в то, что им не по душе. Так, злые не хотят верить ничему доброму. Люди вообще охотнее всего принимают то, что соответствует их собственным желаниям, их собственным мыслям, их собственным настроениям, и упорно не принимают то, что этим их душевным свойствам противоречит. Множество, огромное множество людей не поверили во Христа и Его воскресение именно по этой причине - им не нужно было воскресение Христа, оно мешало им жить своим умом, своим самолюбием. И потому отвергли они веру во Христа, отвергли все Святое Евангелие. Есть и просто скептики, во всем сомневающиеся.
    К какому же из этих трех типов людей, с трудом верящих, принадлежал св. Фома? Он принадлежал к числу глубокомысленных, не легковерных, тех, кто желает во всем вполне и точно удостовериться. Разве это отрицательное качество души и ума? Нисколько. Это положительное качество души, и никто не смеет ни в чем винить св. Фому.
    Господь Иисус Христос его не обвинил, а только, считаясь с тем, что ему трудно было поверить, что ум его был настроен критически, предоставил ему удостовериться своим осязанием в воскресении Его. И Христос сказал при этом: "Ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны не видевшие, но уверовавшие".
    Кто же эти не видевшие, но уверовавшие? Это все те бесчисленные миллионы людей, христиан, которые жили и до сих пор живут силою воскресения Христова. Это они поверили всем сердцем в Господа Иисуса, не видев Его, это их ублажает Господь.
    Что же, скажем ли мы, что нам труднее поверить, чем святым апостолам? Будем ли мы удивляться тому, что с таким трудном поверили в Воскресение Христа Его ближайшие ученики, которые всегда были с Ним, которые всем сердцем любили Его, которые слышали и видели Его, руками прикасались к Нему? Почему трудно было им поверить?
    В Евангелии не раз повторяется, что Господь Иисус Христос еще задолго до страданий Своих и крестной смерти Своей говорил ученикам о том, что будет предан в руки грешников и будут Его бить, и оплюют Его, и распнут на кресте.
    Он говорил это вполне ясно, а ученики, как сказано в Евангелии, не понимали этих Его Слов.
    Почему они не понимали? Но разве легко было ученикам, которые даже не раз видели, как Господь Иисус Христос воскрешал мертвых, поверить в то, что мертвец, недвижимый, бездыханный, в котором нет ни мысли, ни чувств, может сам себя воскресить? Это неизмеримо более непонятно, чем великое чудо воскрешения дочери Иаира или сына вдовы Наинской. Не могли себе представить апостолы, чтобы мертвец сам воскрес.
    А мы в каком положении находимся? Нам легко или трудно, не видев Господа Иисуса Христа, уверовать в Него? Легче, чем апостолам, гораздо легче, потому что со времени Воскресения Господа Иисуса Христа проповедь Святого Евангелия быстро покорила весь мир, угасила злой огонь язычества и просветила языческую тьму. И свет воссиял над миром.
    В древние времена и в более близкие времена средних веков огромное большинство народа уверовало во Христа. Евангельские заповеди, проповедь Иисусова жили в сердцах людей и руководили их жизнью. Свет Христов просвещал всю вселенную, и глубоким благочестием были проникнуты все народы в те времена. Велико и пламенно было тогда благочестие и в нашем русском народе. Во всем и всегда, во всех делах, и в государственных, и в общественных, и в личных - люди руководствовались духом христианства. На все свои дела, на все свои начинания призывали они благословение Христово.
    С именем Христа на устах побеждали они страшных врагов своих, как победил Дмитрий Донской полчища Мамаевы. Люди тогда с молоком матери своей всасывали любовь ко Христу и веру в Него. Вся литература тех времен, искусство, поэзия были проникнуты духом Христовым. И художники, и поэты, и литераторы приносили в жертву Господу Иисусу свои таланты, прославляли Его словом своим. Все было овеяно духом христианского благочестия; народ знал, как много мучеников пролило кровь свою за Господа Иисуса Христа, понимал, что так самоотверженно страдать можно только за святую истину, и верил он этой истине.
    Видел народ множество святых, которые светили в темноте мира, как звезды небесные. И преклонился народ перед светом их души. Множество русских людей в прежние времена ходили на поклонения святым в Киево-Печерскую лавру, несли туда любовь сердец своих и у святых, там почивавших, черпали веру свою. Но так было только в древние и в средние века, до XVI столетия. А дальше, чем ближе к нашему времени, тем больше и больше появлялось людей, старавшихся угасить свет Христов. Все больше и больше во всех народах развивалось неверие. Появилась ожесточенная, лживая критика Евангелия, появились теории научные, которые на первый взгляд как будто бы совершенно опровергали веру в Бога, веру во Христа.
    Наступило время, когда многие пришли к выводу, что вера во Христа несовместима с данными науки. И произошло массовое отпадение от Христа. Все больше и больше стала меркнуть вера в Него. Пропаганда учений мирских, пропаганда всего того, что противоречит нашим духовным стремлениям, нашему духовному пониманию, - эта пропаганда все росла, ширилась и углублялась, отравляла сердца и умы множества и множества людей. Поэтому должны мы сказать, что ныне трудно стало людям верить во Христа.
    Кто же верит теперь? Разве только легковерные?
    Нет, не легковерные. Верят те, в чьих сердцах горит и светится любовь ко всему святому, ко всему высокому, любовь к" Господу Иисусу Христу - такая сильная любовь, что никакие доводы лжефилософские и лженаучные не могут угасить в них эту любовь.
    А те, кто предпочитает жить умом мирским, - давно отвернулись от Христа, считают басней воскресение Его из мертвых. Что же, будем ли мы унывать, будем ли смущаться, будем ли идти за толпой безбожников? Ибо знаете вы, что люди чрезвычайно легко идут за большинством, легко воспринимают то, чему верит и чему учит большинство.
    Но все глубоко вникавшие в Святое Евангелие, все люди, сердца которых озарены благодатью Божией, очищены долгими молитвами и постом, - все они до конца мира будут сохранить свою святую веру. И Господь сказал, что Святую Церковь Его не одолеют и врата адовы, доколе мир стоит. Да укрепит же нас то, что слышали мы из уст Господа нашего Иисуса Христа: "Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте".
    Да не смущаются сердца ваши антирелигиозной пропагандой и тем, что большинство народа забыло Христа.
    Вы идите за Христом, вы верьте в Бога, никогда не допускайте смущения в сердцах ваших. И тогда вселится в вас Сам Господь Иисус Христос со Отцем Своим и обитель Свою сотворит.


      13 мая 1945 г.