СЛОВО МИТРОПОЛИТА ПАВЛА (ЛЕБЕДЯ), ВЫШГОРОДСКОГО И ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО В НЕДЕЛЮ 7-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ


СЛОВО МИТРОПОЛИТА ПАВЛА (ЛЕБЕДЯ), ВЫШГОРОДСКОГО И ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО В НЕДЕЛЮ 7-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Да не будут слепы души наши

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе друзья! Вся земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа проходила в молитве, труде, милосердии, любви к ближнему, в любви к сотворенному миру — природе, человеку; и все то, что делал Господь Иисус Христос, Он делал для нашего спасения. И вот Евангельское чтение 7-й Недели по Пятидесятнице повествует нам о великой тайне чудотворений Господних — исцелении такого горького человеческого недуга, как слепота. Казалось бы, уже не раз беседовали мы с вами о разных человеческих недугах как результате греховности нашей жизни; о том, что мы каждым нашим поступком, повседневным достоянием нашей души — поврежденной ли творимыми грехами, или стремящейся к единению с Богом — создаем для себя ту самую нашу жизнь, наполненную проблемами, болезнями, горечью неустройств. Говорена об этом не раз — и с амвона церковного тоже. Но повседневность наша свидетельствует, что немногие задумываются об этом.   

...И вот пришли к Иисусу, который проходил по весям, городам и селениям, два слепца: в недуге своем они не видели Богом созданной красоты. Они не видели окружающего их мира, но только слышали, как красиво солнце, как прекрасна пора лета, весны, осени, зимы. Они не видели и человека, не могли видеть своих близких, — может быть, у них были дети, — они не могли насладиться и красотой их лиц. И вот они, эти слепцы, услышали о том, что пришел в мир Человек, который, не прилагая никаких внешних физических усилии и действии, дарует зрение слепым; единому Его слову повинуются все болезни, страдания всякого рода. И они решили прибегнуть к этой спасительной силе, которую Господь дарует немощному человечеству.

Господь был в доме, учил народ великой тайне — тайне Царствия Небесного. И два этих больных человека приступили к Иисусу и стали просить: «Господи Иисусе, сыне Давидов, умилосердись над нами!» Обращаясь так к Иисусу Христу, эти незрячие, слепцы говорят об очевидном: этим обращением они подтверждают, что Иисус Христос — Истинный Бог, Сын Божий, Мессия, Который пришел для того, чтобы спасти род человеческий. Они, слепым, как бы указывают духовно слепому народу, что Он, Иисус, как раз и есть тот Обетованный Сын царя-Пророка Давида: то есть, от его потомства, от процветшего корня Иессеова пришел в мир Христос. Фарисеи и книжники, ревнуя Господа, пытались отвратить от Него народ. Но свидетельство слепцов об Иисусе как сыне Давидовом говорит неверующему народу о там, что Иисус Христос есть Человек, Он подобен во всем человечеству, как и мы, кроме греха. И они, эти больные люди — слепые, действительно страдавшие как никто другой, указывая на Его род и происхождение, исповедуют Сына Человеческого Богом, то есть — Богочеловеком.

Не сразу удовлетворяет Спаситель просьбу слепцов, чтобы и их самих научить терпению, и в терпении их показать другим силу их веры. Господь говорит им: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9, 28).

О какой вере Он спрашивает? Может быть, эта вера сегодняшних дней? Нет. Он спрашивает о той вере, которую Бог даровал от первых дней творения Адаму, Аврааму, Исааку, Давиду и через них — всем потомкам, нам. Веруем ли мы, что может это совершить Христос? Веруем ли мы, что Бог пришел на землю? И когда они сказали, что веруют: «Ей, Господи!», то есть «Верую, Господи! Исповедую, Господи», — тогда только прикоснулся Он к их глазам. И они прозрели, и увидели Славу Божию.

Это чудо исцеления слепых повествует нам Евангелист Матфей; другие Евангелисты описывают еще одно чудо исцеления слепого: Господь сделал брение и, помазав им глаза слепца, исцелил его, как бы досоздал человека, довершил его, очистив от слепоты, бывшем следствием какого-то, быть может, прародительского греха.

Совершив чудо исцеления, Господь запрещает исцелевшим кому-либо рассказывать о том, кто и как возвратил им зрение. Почему? Потому, что Иисус не желал, чтобы слава Его раскрылась прежде определенного времени: Он знал, что люди будут сомневаться в происшедшем. Ведь и тогда, как и сейчас, были люди, которые говорили, что они знают все, видят все, — подобно сегодняшним сектантам. Они ведь тоже говорят, что знают все: они уже устанавливают день Второго Пришествия в мир Христа, они уже устанавливают число, день, месяц конца мира, хотя Сам Господь говорит, что никто, даже Сын Человеческий, не ведает сего, только Бог Отец. Как видим, люди сегодня присовокупили себе больше власти, нежели это им дано от Бога.

Но исцеленные не смогли удержаться — из чувства благодарности они не смогли умолчать о полученном ими от Божественного Целителя благодеянии, и препрославили Господа, и воздали честь и хвалу Тому, Кто совершил это чудо. Как повествует Евангелист, «вышедши, разгласили о Нем по всей земле той» (Мф. 9, 31). Тогда же, свидетельствует Евангелист, Христос исцелил и немого бесноватого. Народ же, увидев столь дивные дела, удивлялся и говорил, что еще не было такого Пророка в Израиле. От начала мира действительно не было на земле такого Чудотворца и такого множества чудес разного рода. Все древние чудотворцы, каковыми были Пророки Моисей, Илия и другие, не сами собою творили чудеса, но испрашивали этот дар у Бога, а сей Чудотворец Истинный творил чудеса — творил как Сын Божий, как Истинный Бог.

...Иисус проходил по всем городам и весям земли израильской, проповедуя на улицах, площадях и в храмах, и везде учил Евангелию Царствия Небесного, исцеляя в людях всякие язвы, то есть всякие болезни, которыми люди были одержимы, которые были в их душе, в их сердце, в их теле. Он возвещал спасение верующим и утверждал веру в тех, кто не закрывал очей сердца своего, чтобы принять свет Истины. Христос никого не отвергал, а всех призывал в Царствие Небесное. И везде Свое учение о Царствии Небесном утверждал различными чудесами.

Чему же учит нас Евангельское чтение этого дня? О чем оно говорит нам? За грехи тщеславия, гордости, за грехи содомские, смертные Господь посылает человеку разные испытания. И сегодня, когда мы смотрим на наше человечество — не только в Украине, а и во всем мире — и видим эти страшные болезни, всяческие природные катаклизмы, ниспосланные нынче на землю, как сказано об этом в Апокалипсисе, мы приходим в ужас: насколько мы далеки от Истины, насколько тяжело мы согрешаем. И вот кровь праведников, пролитая за нас, грешных и недостойных, сегодня взывает к нам в наших страданиях. Если кто-нибудь в чем-то сомневается, пусть спросит у слепого человека: как ему живется? Если у нас болит рука, мы можем прийти к врачу, мы можем взять какое-то зелье и приложить к больному месту либо употребить какое-то иное снадобье. А что может слепой? Что поможет ему?

А теперь задумаемся о слепой душе. Она идет в пропасть, в погибель, не видя, что уже гибнет. Отец лжи — диавол — так ослепил ее, что все ей представляется, как мы привыкли говорить, в розовом свете — для того, чтобы окончательно погубить в духовной слепоте.

Возможно, возлюбленные братия и сестры, и эти наши слова, и постоянные наши напоминания о грехе кого-нибудь в чем-то задевают, но они являются всего лишь той маленькой путеводной звездой, которой Господь через нас, священнослужителей, открывает каждому человеку путь в Царствие Небесное. Мы стремимся донести до каждого христианского сердца веру Святую, Апостольскую, Православную.  Это слово священническое дано, чтобы мы не заблудились, чтобы все мы видели тот Свет Христов, который сияет от Вифлеема, — восшедший от Голгофы и пришедший на запад солнца, как об этом говорит Патриарх Софроний: «От восток солнца до запад будет имя Господне благословенно, и просвещением во тьме воссияет Свет».

Мы хотим также предоставить каждому из вас, возлюбленные во Христе, возможность понять, что такое грех, его значение, какие бедствия приходят в мир через грех. Однажды мы уже вспоминали о том, что не нашлось тех десяти праведников, которые могли спасти Содом и Гоморру, поэтому Господь попалил эти города огнем. Сегодня также есть села, города, где в греховном ослеплении некогда разрушили церкви и нет теперь православного канонического храма, где могла бы быть принесена молитва Богу. За грехи их Господь отнял Свою последнюю драгоценную Жертву, не давая этим людям возможности причаститься Своего Тела и Крови, словно Иуде. Поэтому каждый должен помнить о том, что Господь милостив и долготерпелив и ждет нашего покаяния, как Отец блудного сына. Но если не последует это покаяние... Господь сказал, что Содому и Гоморре отраднее будет в Судный день, нежели тем людям, которые не приняли и не принимают Христа.

Сегодня у нас достаточно примеров, свидетельствующих о том, что в мире действует уже не Закон, а благодать Божия, спасающая человека и ведущая в Царствие Небесное. Будем же помнить об этом.

Аминь.