СЛОВО МИТРОПОЛИТА ПАВЛА (ЛЕБЕДЯ), ВЫШГОРОДСКОГО И ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО В НЕДЕЛЮ 12-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Собирайте состояния свои в Царствии Божием
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные во Христе братия и сестры! И снова мы с вами стали свидетелями великой тайны: Богочеловек во всей полноте своей Божественной и человеческой природы указал нам, что Он действительно есть тот Мессия, о Котором говорили пророки, — Бог Слово, нашего ради спасения принявший человеческую плоть, чтобы Своею Пречистою Кровию омыть грехи наши, нас с вами спасти.
…Шел уже последний год трехлетней проповеди Иисуса Христа и тридцать третий от рождения Его Пречистою Девою. Приближались крестные страдании Спасителя, и Он начал говорить об этом своим ученикам. Заметив в них скорбь и желая облегчить ее, а также чтобы поддержать веру в учениках Своих, когда они увидят Его страдающим, Господь обещал показать им Свою Божественную славу, в какую Он облечется по Своем отшествии от них. Имев обыкновение удаляться ночью от учеников для уединенной молитвы Богу Отцу, Иисус Христос спустя шесть дней после данного обещания, взяв из учеников с Собою только Иакова, Иоанна и Петра, взошел с ними на вершину горы Фавор, чтобы помолиться, и здесь, отойдя от них на небольшое расстояние, на возвышенном холме предался молитве. Три же Апостола, утомившись — частью от восхождения на гору, частью от продолжительной молитвы, — уснули. Во время их сна, когда близился рассвет, Господь Иисус Христос преобразился, блистая неизреченною славою Своего Божества: лице Его сияло, как солнце, ризы сияли белизною снега. Апостолы пробудились и в трепете наслаждались созерцанием этой Божественной славы, насколько возможно это было для их телесных очей.
Почему же Иисус Христос, чтобы показать им славу Своего Божественного Преображения, из двенадцати Апостолов взял с Собою лишь троих? Потому, что среди двенадцати был и Иуда, недостойный лицезреть славу Господню: Сердцеведец Господь знал злобу, ненависть и коварство его. И чтобы потом не было никаких кривотолков в народе, — что Господь относился к одним с любовью, а к другим с ненавистью, Он из-за Иуды не взял и остальных восьми Апостолов. Те трое, что были с Ним, по чистоте своей души, характеру действительно были ближе всех Спасителю: преданный Церкви и Богу Иаков, как он назывался — брат Господний по плоти; девственная чистота и святость — Иоанн, возлегший на Тайной Вечери на персях Господних и спросивший: «Кто предаст?»; ревностный, пламенный исповедник Петр, засвидетельствовавший, что Христос — истинный Сын Божий и что всякому человеку от этого благодатного спасительного источника уходить не нужно, и не нужно никого другого искать. Впоследствии Иаков и Петр примут мученическую кончину. А сейчас, взирая на Божественную славу Преображения Господнего, эти три громогласные свидетельные трубы возвещают нам о том, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир.
Сиянию Божественной славы Иисуса Христа были свидетелями еще двое людей: это — Пророк Илия и Моисей, говорившие с Господом о предстоящих ему вольных крестных страданиях, потому что уже приближалась Страстная Седмица Господня. Илия живым был взят на Небо для того, чтобы снова прийти на землю перед концом света и благовестить о том, что приближается для нас, грешников, Страшный Суд, а для праведников — вечная блаженная жизнь о Господе. Моисей же — свидетель от умерших, ждущий той минуты, когда Спаситель Своей пречистой Кровию искупит весь человеческий род, который находится во власти диавола, ибо, как было сказано, пока Господь не воскреснет, ни одна душа не может взойти в Горний Иерусалим, поскольку дерзновенная рука Адама сама грехом своим закрыла рай.
Как же нам обрести этот вожделенный Рай — Царствие Небесное?
Евангельское чтение научает нас этому. Здесь я хочу снова подсказать всем: идя на Литургию, прочтите еще раз те страницы Евангелия, прочтите еще раз те страницы Апостола, которые на Богослужении будет читать священник или диакон, для того чтобы вы имели полное понятие о том, что говорится на Божественной службе, чему посвящена служба данного дня. Потому что тайная часть Литургии — Жертвоприношение, безкровная жертва — она уже является актом искупления человека от греха.
Итак, Евангелие повествует о том, что к Господу подошел богатый юноша с вопросом: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16). Этот юноша желал узнать верное средство к получению вечной жизни от того учителя небесной истины, Который так прославился Своим учением и делами. Сегодня этот вопрос звучал бы так: «Что сегодня недостает человеку, чтобы войти в Царствие Небесное?» Господь, даруя и нам животворный свет истины, указывает, открывает путь ко спасению — путь Заповедей Божиих. Немного слов, немного заповеден, а как они важны, потому что от них зависит жизнь вечная каждого из нас!
Но какие же это заповеди, дорогие брат и сестра? Заповеди: не убий, не прелюбы сотвори (не прелюбодействуй), не укради, не лжесвидетельствуй, то есть десятословие, или закон о любви к Богу и ближнему. На сих заповедях основаны весь нравственный закон и все пророческие сказания.
Сегодня диавол, изощряя свои козни, установил для людей на этом свои, как бы «богоугодные», правила жизни. И в результате человек сегодняшнего дня сосредоточил всего себя на деньгах, на добывании их, а на поверку — не знает, на что их тратить. Люди тратят сегодня деньги на заказные убийства, тратят на блудниц и блудников, проигрывают в казино и всяких игрищах, они крадут друг друга, за что после страдают родственники, семьи, дети. И, в конце концов, когда приходит суд, они лжесвидетельствуют на род безневинных, страдающих от безумия тех людей, которые не знают, где себя поставить и на какой пьедестал земной славы вознести себя.
…Юноша ответил, что он исполняет заповеди изначала, был научен родителями глубокой вере; по видимому, он был человеком из благоговейной еврейской семьи. И Господь говорит: «Не достает тебе еще одного, — если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое, раздай нищим и следуй за Мной». Как видим, возлюбленные о Господе, Иисус Христос ограничился указанием юноше на одну часть Закона, то есть на заповедь о любви к ближнему: потому что невозможно любить ближнего чисто, искренне, не любя Бога всею крепостию духа, во всей чистоте, а равно невозможно считать истинно любящим Бога того, кто ближнего ненавидит. «Почитай отца и мать, и люби ближнего твоего, как самого себя», — говорит Господь, ибо мерой любви к ближнему — всякому человеку — Спаситель полагает меру любви к самому себе (ведь сам себя человек любит более всего сущего на земле).
Следуй за Мной... Эти слова, мне думается, для верующего человека должны быть самыми желанными: услышать глас Христа, зовущий тебя к вечной, тихой, блаженной жизни в Царствии Небесном... Не каждому дано услышать этот глас, — только тому, кто этого жаждет. Н вот, как мы видим дальше, юноша опечалился. Потому что сердце его было прилеплено к земным благам; он стремился к спасению своей души, но пристрастие к богатству, приверженность к своему состоянию оказались сильным препятствием к этому. Не случайно святые Отцы и Псалмопевец Давид говорят: «Где сердце ваше, там н вся жизнь ваша» и «от избытка сердца глаголят уста». Чем наполнено сердце сегодняшнего человека? Оно изливает из себя на окружающих такое, что может либо отвратить людей от этого человека, либо они, люди, действительно последуют его примеру.
...Господь сказал и увидел, как юноша опечалился, потому что ему было жаль расстаться со своим богатством. И Господь тут же указывает, что богатому очень трудно войти в Царствие Небесное: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24). Одним из толкований понятия «верблюду пройти сквозь игольные уши» есть такое: под названием «верблюд» разумеют канат корабельный, понятно, несоразмерный по толщине своей с ушком иглы, который, однако, если истончен будет на тонкие нити, может быть протянут в игольное ушко. И в этом-то смысле более понятным становится слова — удобнее, потому что и богатому, если он истощает свое имение на нищих, если созидает свою душу в милосердии и праведности, постепенно также можно войти в Царствие Божие и там обрести обещаемое Спасителем сокровище на Небеси.
И далее Господь, отвечая ученикам на их вопрос, кто же может спастись? — раскрывает им пути спасения человека (Мф. 19, 25-30). На примере богатого юноши, с верою вопрошавшего Спасители, как войти в Царствие Небесное, Иисус Христос показывает, как одна страсть в человеке может повредить многим добродетелям, как пристрастие к земным вещам отягчает душу, омрачает ум, связывает волю, угашает уже разгоревшееся желание благ небесных, удаляет от благодати, уже обретенной исполнением Заповедей, разрушает надежду вечной жизни с Господом, по-видимому, не без труда и благоразумия основанную. Богатого юношу опечалило условие спасения, названное Господом.
Что же делать, скажете вы, неужели всем оставлять свое состояние и становиться нищим? — Нет, не в этом дело, ибо и Христос не от всякого требовал добровольной нищеты. Ведь живущим среди мира состоящим в семьях невозможно не заботиться о своем пропитании и об удовлетворении нужд домашних своих. Поэтому в Священном Писании не осуждаются ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни Давид, жившие среди изобилия благ земных, приобретая их праведными трудами и незазорным стяжанием. Потому и нам следует иметь только то, что вызывается необходимостью и позволяет правило нашего звания, что ныне называется — статус.
Но, дорогой брат и сестра, берегись присваивать и удерживать что-нибудь сверх этого и не позволяй себе желать большего. Пользуйся богатством, законно приобретенным, но при этом не забывай правила, провозглашенного еще Псалмопевцем: «когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61, 11).
Но если ты не умеешь с сохранением богатства сохранить свою душу, то не лучше ли погубить богатство, нежели чтобы оно тебя погубило? Если не можешь вдруг, сразу, то, по крайней мере, понемногу выпутывай душу свою из сетей пристрастии, действуй вопреки этим пристрастиям. Заставь себя благо творить бедному, пусть бы даже сердце твое не проникалось к нему состраданием. Отторгай себя от дел житейских, от праздной суеты и, пускав с некоторым принуждением, поставь себя на дело благотворения и благочестия. Бог узрит эти, пусть несовершенные еще, но благонамеренные жертвы и ниспошлет тебе мудрость и силу на то, чтобы приносить их в большей чистоте и совершенстве.
Теперь, возлюбленные во Христе, давайте остановимся на сегодняшних проблемах жизни. Многие люди нуждаются нынче в помощи, просят нас о помощи, но и многие из нас часто отказывают им — отказывают не потому, что не имеют, а потому, что не известно для чего собирают свое состояние. Мы открываем страницы Библии — Евангелия, Апокалипсиса, где сказано, что придет время — не будет денег, но только будут спрашивать тебя, кому ты принадлежишь — Христу или антихристу, диаволу. И время это уже при дверях! Вот тогда ты должен будешь сделать свой выбор, потому что тогда только ты сможешь во всей полноте увидеть свое сердце, ибо придется выбирать: принимать или не принимать вот эту болезненную печать антихристову, которая будет ставиться на чело и правую руку человека — об этом нам свидетельствует Апокалипсис. Н тогда никому не нужно будет это состояние. Кому тогда оно останется? Оно останется только для погибели, потому что в нем и слезы людские, и страдания. Ибо честным трудом человек миллиарды, миллионы, сотни тысяч не может нажить, — только мошенничеством, воровством, обманом. Но на слезах человеческих свое счастье никогда не построишь — в какую-то минуту оно развеется в прах. Горе богатым, не в Бога богатеющим! Неудобен вход во врата, ведущие к Царствию Небесному, для тех, у кого умножены прихоти, порождаемые богатством.
И все же богатство само по себе есть дар Божий, знамение Его благости: Господь посылает его человеку для того, чтобы он своим богатством поделился с неимущим. Вспомним житие преподобного Филарета Милостивого: он, уже не имея ничего, раздавал свое имущество — отдал даже последнюю веревку, которой была привязана его скотина: отдал вначале корову, а после отдал и теленка, дабы не разлучать. И Господь послал ему царское достояние — настолько удостоил чести, настолько дал благости, что он снова, до конца жизни, мог подавать неимущим, тем самым собирая свое достояние в Царствии Небесном.
Возлюбленные о Господе брат и сестра! Я призываю вас сегодня не к тому, чтобы вы отдавали свое последнее. Но чтобы вы были милосердными друг к другу; чтобы в наших сердцах была воистину христианская любовь — нелицемерная; чтобы мы всегда помнили, что у нас есть нуждающиеся братья. Если ты не можешь помочь чем-то вещественным, материальным — ты имеешь слова Вечной Жизни. Словом проповеди Евангелия ты должен утешить, должен помочь. Если это старик — поднять его на постели или утешить иным способом; если это младенец — должен наставить его на путь истинный, чтобы он не согрешил тем или иным грехом, ведущим к погибели. ибо совершенна Церковь Христова, потому что сам Господь совершен, призывающий нас быть такими, как Он Сам: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) и «я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14, 11).
Поэтому, дорогой читатель, не вырывая из евангельской истории какое-либо слово, но прочитывая страницы, вдумывайся, изучай, читай мудрых святых Отцев, которые стоят сегодня у Престола и молятся о грешном мире Богу. Будем же их просить и молить, как друзей Христовых (а Господь сказал, что Он слышит молитвы праведных — тех, кто приближается к Нему с чистым сердцем, не лицемерно, а с истинно христианской душой), дабы Господь помог и нам услышать глас Его, обращенный к богатому юноше: следуй за Мной, н наследуешь вечное блаженство в Царствии Небесном (Мк. 10, 21).
Аминь.