СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ ЛАДЫГИНА В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ПРЕДТЕЧИ.
30 лет его воспитывала пустыня...
Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, поздравляем с праздником Рождества честнаго славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна!
Чью память мы сегодня празднуем? Господь говорит об Иоанне Крестителе, этом удивительном проповеднике благодати, так: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). Это был первый мученик за Христа Спасителя, Господа нашего. Его рождение было особенным, сугубым. Когда Господь хочет посвятить человека особому служению, то Он дает ему и особое рождение, потому что всегда исполняются законы Божественной природы. Конечно, «идеже, где хочет, — говорит нам Церковь Христова, — ...там Господь побеждает естества чин», побеждает всякие законы природы, но Господь в основном делает так, чтобы течение жизни способствовало удивительному служению и предназначению человека. «Ихже предуведе, — говорит нам апостол Павел, — тех и предустави» «кого Он предузнал, тем и предопределил быть» (Рим. 8, 29). То есть, кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего.
Предвидел Господь в Иоанне Крестителе особого служителя и соделал его Своим Предтечей, который приготовил путь для пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. Но кто-то может спросить: «Неужели Господь не смог бы прийти в мир без Иоанна Крестителя?» И наш ответ: «Не смог бы». Потому что мы по опыту знаем: если землю не вспахать, если ее не подготовить к посеву, то, сколько бы ни сеяли в эту землю даже самого отборного зерна, оно бы никогда не принялось и не взошло. Не примется зерно на твердой земле дороги, не примется, потому что оно не сможет напитаться влагой и взойти, да и птицы прилетят и склюют это зерно. Невозможно было и Слову Божьему прийти в мир и быть проповеданным, пока сердца человеческие были к этому не готовы. Кто-то их должен был приготовить. И кто их приготовил? Пророк Божий Иоанн Креститель. Крайний пророк, как его называет Церковь, то есть последний среди пророков, потому что миссия всех пророков состояла в проповеди пришествия в мир Христа Спасителя. И когда Господь пришел в этот мир, нужда в пророках уже отпала. Поэтому, когда вы слышите о каком-то очередном появившемся пророке, помните, что это лжепророк. Нет и не будет больше пророков, потому что пророки исполнили свое предназначение. Они проповедовали пришествие Христа Спасителя, и Господь пришел. И земля приняла Его. И тот, кто принял, дал обильный плод: каждый — свою меру и по своим силам.
Конечно, Господь особо готовил Иоанна Крестителя, и родился он не от молодых родителей, которые были бы исполнены страстей, забот, суеты, всякого земного попечения и которые были бы далеки от молитвы. Нет, Господь послал ему праведных родителей — Захарию и Елисавету. Они были священнического рода, воспитывались в благодати, в служении Богу, жили благочестиво и имели глубочайшую искреннюю веру. Но при всем этом благочестии Господь не давал им детей. В Ветхом Завете не иметь ребенка — значит иметь проклятие от Бога. Только грешники не имели детей, потому что был закон узничества, и если в роду были дети, значит, была надежда через них увидеть Христа и войти в Царство Небесное. В этом — смысл продолжения рода человеческого. Там, где не прерывается родовая нить, там есть надежда, что молитвенники освятят весь свой род. Как один человек, совершив смертный грех, такой, как самоубийство, может осквернить весь свой род, так и один праведник любовью к святости может свой род освятить. Поэтому для рода очень важно, чтобы в нем рождались дети, рождалось много детей. Эта не просто земное попечение, не просто земное служение. Когда наши предки рожали по десять-двенадцать детей, они понимали, что жизнь одного ребенка должна быть посвящена служению Отечеству, другого ребенка или двоих они обязательно приобщали к монастырской монашеской жизни, чтобы они молились в монастыре и освящали этот род. Остальные дети оставались в земной жизни, то есть каждая семья давала определенный плод на служение Богу, дабы род этот был освящен.
И вот в такой святости были Захария и Елисавета, но Господь не давал им детей. Они скорбели, плакали. Конечно, они принимали поношения от тех, кто окружал их, потому что им каждый раз напоминали о том, что они грешники и по их грехам Господь не дает детей. И уже пришла старость, сугубая старость, уже 90 лет, можно уже не думать о детях, и вдруг Захария служит Божественную службу в Иерусалимском храме, выпала его чреда идти в Святая Святых кадить алтарь жертвенника Божьего, он пошел и, справа от алтаря кадильного жертвенника, увидел явившегося ему Ангела. Захария, конечно, испугался и смутился, а Архангел Гавриил возвестил волю Божию, возвестил ту волю, которая была предначертана в исполнение Захарии. Он сказал: «Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн. (...) Он будет велик пред Господом (...) и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 13, 15, 17).
Но сомнение шевельнулось в душе этого великого благочестивого праведника. Он сказал: «По чему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных». Не стал его убеждать Архангел Гавриил, а сказал: «Ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим» (Лк. 1, 18, 20). Потому что мы не должны нисколько сомневаться в воле Божьей, творящейся ради нашего спасения.
Так и произошло. Когда после каждения Захария вышел из храма, народ изумился, потому что его долго не было, а когда он вышел, то не мог говорить. И тогда все поняли, что какое-то особое видение и явление было ему. Пришел он домой, и после тех дней зачала Елисавета, жена его. И, как говорит нам Священное Писание, таилась пять месяцев. Она бы и дальше таилась, но пришла к ней Матерь Божия, которой в 6-й месяц непраздности Елисаветы, «нарицаемой неплоды», был также явлен Архангел Гавриил, возвестивший Ей о воле Божией. И когда пришла Матерь Божия к Елисавете, та встретила Ее удивительными словами. Помните, как взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа и воскликнула: «Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего. И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 42-43). Такие удивительные слова. И тогда Матерь Божия сказала: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге. Спасителе моем». И тоже воспела Богомладенца Христа и сказала о том, что «... отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 46-48).
И вот, исполнилось то, что обещал Архангел Гавриил: родился сын у праведной Елисаветы. Пришли родственники. Было, конечно, ликование, была радость, потому что снял поношение Господь с этих праведных людей. Начали спрашивать: «Как вы решили назвать его? Захарией, наверное, в честь отца». Но мать говорит: «Нет, назовем его Иоанном». Все удивляются: «Как Иоанн? У тебя же в роду Иоаннов не было!» Ведь в честь кого раньше называли? Это сейчас мы можем назвать ребенка в честь героя какого-нибудь фильма или сериала, выдумываем такие имена, что и не выговоришь. А тогда строго соблюдали традиции: ребенку давали имя, которое было в роду, или смотрели по святцам и называли детей в честь великих святых. А если нет такого имени в роду, то уже все удивлялись (а уж давать имя человеку в честь этих пустых, беспутных и блудных образов, которые мы видим по телевизору, — такое людям и в голову не могло прийти).
Возмутились родственники, говорят: «Да нет в твоем роду Иоаннов? Спросим у отца». Показали ему знаками, Захария попросил дощечку и написал: «Иоанн имя ему» (Лк. 1, 63). И тут же Господь отверз ему уста, и он заговорил и стал пророчествовать о сыне своем.
Такое удивительное рождение. Но не менее удивительной была и дальнейшая судьба Иоанна Предтечи. Мы знаем, что Захария был убит между алтарем и жертвенником по приказу царя Ирода. А произошло это вот почему. Когда волхвы возвестили Ироду о том, что появилась Звезда, и явился Царь Израилев, они спросили: «А где он должен родиться?» «В Вифлееме», — сказали первосвященники и книжники. Тогда Ирод повелевает: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2, 8).
А у него был замысел убить Богомладенца Христа. И волхвы, после тоги как поклонились Христу, во сне получили откровение не возвращаться к Ироду, и они отправились в свою страну другим путем. Ирод почувствовал себя обманутым. Тогда он приказывает убить в Вифлееме и во всех пределах его всех младенцев до 2 лет. И хоть Иоанн Креститель был уже старше 2 лет, ему было уже около 3-х, Ирод подумал, что такой праведный богоугодный младенец мог родиться у Захарии. И когда Захария был на череде в Иерусалимском храме, совершая службу Божию, в его дом пришли воины. А жили Захария и Елисавета на Горней окраине: сейчас это окраина Иерусалима, где находится русская Горняя обитель. Пришли воины на это место, но младенца Иоанна не нашли, потому что Елисавете было видение, и она с младенцем убежала от воинов в пустыню. Воины кинулись за ними и уже стали нагонять беглецов. И тогда Елисавета, подбегая к горе, взмолилась и сказала: «Гора, покрой младенца и матерь его». Гора расступилась, впустив Елисавету с младенцем Иоанном, и вновь закрылась, и воины не догнали их. Сейчас на том месте находится монастырь. Это примерно в часе ходьбы от Горненской обители.
Тогда воины вернулись к царю Ироду и сказали: «Мы не нашли младенца». Ирод приказывает идти и узнать у Захарии, где они находятся. Захария говорит: «Я не знаю». И воины убивают его между алтарем и жертвенником. А Елисавета остается в пустыне вместе с младенцем, не возвращаясь домой. Но так как она была в преклонном возрасте, вскоре она умирает, и Иоанн Креститель с трех лет остается один в пустыне.
Пустыня воспитывала его до 30 лет, да того дня, когда он вышел на свое служение. Это, конечно, был подвижник, который принял святость от младенчества, еще во чреве матери своей. Он воспитывался в строгости: жесткая власяница была его одеждой, мед и акриды были его пищей. И когда он воспитывался (конечно, об этом нигде не говорится, но мы знаем), Ангелы Божии были его собеседниками. И после такого подвига в 30 лет Господь призывает его на служение в пределы Иорданские, и святой Иоанн выходит из пустыни и обращается к народу. И народ слышит его слово, потому что жизнь его была особой, его слова не расходились с жизнью. Люди видели перед собой подвижника благочестия, слышали его слова, доходившие до глубины сердца, и отвечали ему. Отвечали искренностью, отвечали глубочайшей верой, потому что истосковалось, говорит нам Предание, сердце народа по святости, и они приходили и каялись в своих грехах. И он омывал их в Иордане в знак очищения и избавления от грехов. И Сам Господь пришел к нему, о Котором Иоанн Креститель говорил: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви; Сей будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). И, действительно, его рука коснулась главы Христа. Когда несколько лет назад привозили к нам из Черногории десницу Иоанна Крестителя, именно правую руку, правую кисть, то мы были поражены тем, что ее нисколько не коснулось тление. Потому что она была озарена этой великой благодатью: своей десницей Иоанн Предтеча коснулся главы Самого Христа Спасителя!
Вот какого мы сегодня празднуем Пророка! Удивительного, великого святого, который призывам народ к покаянию, и слава которого нынче обращены к каждому из нас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!» (Мф. 3, 2). Пусть эти слава, дорогие мои, постоянно звучат в нашем уме, в нашем сердце, потому что Царствие Божие близко к каждому из нас, как никогда. Царствие Божие, говорит нам сегодня Церковь, внутри вас самих есть, потому что мы обретаем это Царствие через соединение с Самим Господом нашим Иисусом Христом, и нам не нужно ехать куда-то и искать Царствие Небесное. Нам только нужно найти силы, прийти в церковь Божию, покаяться и соединиться с Самим Господом, ради Которого в этом мире полагали жизнь и несли великие подвиги такие великие угодники Божии, как святой Иоанн Креститель.
Аминь.