Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Братия и сестры, сегодня, в Троицкую родительскую субботу, Святая Церковь, готовя нас к празднику, вспоминает всех своих чад и нам заповедала молиться в эти дни особенной молитвой, потому что Бог есть любовь (Ин. 4,16), и Бог не есть Бог мертвых, но [Бог] живых (Мф. 22, 32; см. Мк. 12, 27; Лк. 20, 38). У Бога все живы (см. Лк. 20, 38).
Смерть разлучает душу от тела, и они по воскресении соединяются, и вместе вечно блаженствуют или вечно страдают, судя по тому, кто как прожил жизнь на земле. Но всем нам после смерти предстоит предварительный суд, так называемые мытарства. И мы не просто ожидаем Страшного Суда в неведении, а уже после мытарств явно получаем то, что предварительно заслужили нашей жизнью. Но предварительный суд — не окончательный, и по молитвам близких людей, молитвам святых всей Церкви, участь грешника, его мучительная жизнь, которая определена на этом предварительном суде, может быть изменена, облегчена. По молитвам Церкви грешник может даже вообще избавиться от вечных мук. Об этом свидетельствуют нам события из жизни святых.
Вспомним, почему мы молимся за наших близких, усопших родных и братьев? Молитва за близких нам усопших людей — это наше ходатайство пред Богом, и эта молитва прямо действует на души усопших, воодушевляя, согревая и укрепляя их. Эта молитва и нам помогает сохранить память о них, и есть надежда на то, что и нас будут поминать. А полное дело поминовения усопших — это наша сердечная память о них, а со стороны Церкви — это бескровная жертва на Литургии. «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих», — читает священник на каждой Литургии.
Мы поминаем наших близких потому, что, как было сказано, отшедшие живы пред Богом. И как о живых мы молимся за них, не отличая, шел ли кто путем праведным или кто распорядился своей жизнью недостойно. Мы не допытываемся, куда они причислены — к праведным или грешным. Молиться за них — это наш долг братской любви. Пока верующие не разделены последним Судом, не определена их участь, все они, живые и умершие, составляют единую Церковь Христову, единое Тело. И мы все — члены одного Тела, должны относиться друг к другу со взаимной любовью.
Поскольку участь всех людей считается нерешенной до всеобщего Суда, до тех пор мы не можем никого считать осужденными окончательно, и на этом основании молимся о их помиловании, утверждаясь надеждой на безмерное милосердие Божие.
Мы молимся за наших близких, усопших родных и братьев, еще и потому, что время их покаяния ушло. Когда тело разлучилось от души, то оно уже не может, приняв страдания, помочь душе очиститься от грехов, которые были совершены. Усопшие просят наших молитв, и мы тоже будем нуждаться в таких же молитвах, когда умрем.
И, наконец, мы молимся за наших близких, следуя заповеди Божией: возлюби ближнего твоего как самого себя (Мф. 22, 38). Бог не сказал — любите ближних пока они живы, но хочет, чтобы наша любовь перешла и в загробную жизнь. Особенность этой службы Троицкой родительской субботы заключается в том, что в каноне, который читается на утрене, говорится о самых различных случаях смерти, когда люди не получают узаконенных псалмопений и заупокойных молитв.
Святая Церковь молится об усопших почти в каждой песни этого канона (их девять — есть вторая песнь, в отличие от обычных канонов, где их восемь), подчеркивая особенную важность этого канона и этого поминовения умерших близких. Церковь молится о тех, кому Господь попустил умереть внезапной кончиной, от неожиданной печали или радости; о тех, кто погиб в море, на реках, источниках, озерах; при добыче зверей и птиц; о тех, кто сожжены молнией; замерзли на морозе, в снегу; погребены под обвалами или под стенами, или, как говорится, «прибиты плинфой»; убиты через отравления, удавления, повешения; от ближних, или погибли от других многочисленных смертей. И все они — верные православные, не получившие узаконенных песнопений церковных молитв. То есть те, кто ушел из жизни без священнического напутствия, без разрешительной молитвы и отпевания.
Сегодня, накануне великого праздника, молясь вместе со всей Церковью, мы веруем, что Божественная литургия, молитвы, приносимые живыми за усопших, милосердные подаяния, которые мы должны оказывать за усопших близких людей, освобождают души их от ада и содействуют им в достижении блаженного упокоения. Аминь.
Данилов монастырь, Москва.
www.na-gore.ru