ПРОПОВЕДЬ АРХИМАНДРИТА ПАВЛА (КРИВОНОГОВА) В НЕДЕЛЮ 12-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ


ПРОПОВЕДЬ АРХИМАНДРИТА ПАВЛА (КРИВОНОГОВА) В НЕДЕЛЮ 12-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Дорогие братья и сестры! Представьте себе сейчас тонущий огромный корабль. С этого тонущего корабля пассажиры спасаются, кто как может. Один прыгнул, схватился за доску и плывет, второй сбросил спасательный круг, прыгнул к нему и плывет с помощью этого круга. Кто-то плывет, используя только свои силы. Какой-то человек спустил шлюпку и плывет на этой шлюпке. Кто из них в большей безопасности и кто больше может проплыть, и наоборот, кто ближе к погибели? Тот человек, который сел в шлюпку, как ни странно, может оказаться, ближе к погибели всех, прежде прыгнувших с корабля. Ибо спустившись в шлюпку, он вспомнил, что нужно взять ему с собой еще мешки с продуктами и вещами. Он вернулся на корабль и перенес их в шлюпку. Потом он вспомнил еще какие-то вещи, необходимые в шлюпке и пошел за ними. На корабле он увидел серебряные подсвечники, какие-то драгоценности, взял их с собою и также перенес в шлюпку. Он говорил себе: хватит, но он вспомнил, что там еще есть деньги и золото, он возвращается на корабль и с тонущего корабля тащит к себе в шлюпку и это. Он вспомнил, что ему нужен керосин и топливо. Он опять залезает в корабль и перетаскивает и это в шлюпку. Увидел книги, чтобы скоротать время во время плавания в шлюпке ему нужны эти книги и он берет эти книги опять в шлюпку. И много, что осталось на корабле, но он уже уходит ко дну. 

С великим сожалением провожает этот человек тонущий корабль, сожалением, что взял не все, что бы мог еще взять. Он остался в шлюпке и вот он начинает грести к берегу, но его шлюпка почти что вся погружена в воду, переполнена вещами. Начинается ветер, поднимается волна и его шлюпку начинает заливать водой. С великой скорбью он начинает выкидывать самые неценные вещи, потом еще другие вещи выкидывает, скорбя об этом. Но он очень много потратил сил, таская все это в шлюпку. И теперь у него нет сил все это выбросить. И он тонет вместе со шлюпкой, перегруженной вещами. 

И вот сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали слова Христа, которые сказал Господь две тысячи лет назад, что неудобно богатому войти в Царствие Небесное, говорит Господь, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому в Царствие Небесное. Мы с вами видим, что сей человек, который был в шлюпке, он не имел это богатство, он стащил его с тонущего корабля, расхищал чужое добро, незаработанное им. Он бы стащил еще больше, если бы было куда положить. С другой стороны человек этот был небогат свободой, он был рабом вещей, которые он видел. Он как раб работал на эти вещи, перетаскивая их. 

Неважно, чем человек обладает внешне, важно чем обладает его сердце. Если в сердце только одно богатство, и в этом сердце нет места Христу, то бедный тот человек. В истории человечества были великие богатые люди: Авраам Праведный, которому явился Сам Господь, был очень богат. 

Но когда Господь сказал принести в жертву не только богатство, но своего единственного сына, Авраам не пощадил сына ради Бога и этим показал такую сильную веру Богу. Праведный Иов имел огромное состояние и он благословлял Бога, когда его имел, и благословлял Бога, когда не имел ничего и был изъеден язвами, струпьями и гниением. Когда был поругаем всеми. он и тогда благословлял Бога. Как мы видим, не само богатство губит человека, а отношение человека к тому, что он имеет.

Бедный человек может также не стяжать спасение, если он будет постоянно роптать, возмущаться и осуждать, если он будет порабощен самыми маленькими вещами, которые Господь благословил ему. Если он сам беден и не может помочь более нищему, то он также похож на того человека, который собирал все в свою шлюпку. И Господь, говоря молодому человеку, вопросившему Ему, как ему получить совершенство, перечислил заповеди. Не все заповеди Моисея, а главные заповеди. Начал Он с тех, которые запрещают делать зло: не убий, не прелюбы сотвори, а закончил Господь заповедями любви к ближним и к Богу. Так и мы в жизни должны отходить от зла, стараться не делать зло, не только руками и ногами. Первое дело — не делать зло своим сердцем. Вести битву в своем сердце, чтобы в сердце делать добро, благословлять Бога и ближнего. И руками своими, как продолжением своего сердца делать добро в жизни. Памятуя об этих словах Спасителя: «Как сложно войти богатому в Царство Небесное»

Постараемся запомнить эту притчу об утонувшем человеке. Чтобы видя вещи, видя окружающий нас мир, первое, что должно приходить нам на мысль — это благословение Богу, благодарность за то, что Господь дает нам все необходимое. Благословение Господне пребудет на том человеке, который будет с радостью, терпением и благодарением Богу жить в этом земном мире, и Господь с радостью введет его в Небесные обители. 

Аминь. 

15.09.2013 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра