ПОУЧЕНИЕ АРХИМАНДРИТА АЛЕКСАНДРА КРЕМЕНЕЦКОГО (+ НЕ РАНЕЕ 1918Г.) В НЕДЕЛЮ 19-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

(Читается Евангелие, положенное на литургии Лук. 6, 31-36).

Такие правила для нашей жизни преподает нам, братие, Спаситель. И если-бы мы исполняли, как-бы мы счастливо жили на свете. Не было-бы между нами ссор, неприятностей, разных обид; везде и между всеми людьми был-бы мир, лад, братство и порядок. Не было-бы между нами той вопиющей нищеты, которая нередко угнетает большую часть наших братий; и если-бы мы не все одинаково были богаты, по крайней мере бедным людям не так горек был-бы кусок насущнего хлеба, не так трудно было-бы добывать его.

Ах, злы мы, братия! Мы христиане только по имени, а по делам те же язычники. От того-то и зла между нами так много. А между тем избавиться нам от зла так просто, так легко. Спаситель открыл нам, как нам следует жить, чтобы избегнуть в жизни разных бед, несчастий. Яко-же хощете да творят вам человеци, и вы творите им такожде. “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”.

Христианин! ты страдаешь от врагов; твои недруги, твои завистники отравляют твою жизнь, не дают тебе покоя. Хочешь-ли избавиться от них? — не мсти, друг, им. Мщением ты усилишь только их злобу, а себе прибавишь лишних неприятностей. Поступай с своими врагами, как велит тебе Спаситель: люби твоих врагов. Пусть твой враг говорит о тебе дурно, а ты не молви о нем дурного; пусть он делает тебе зло, а ты за зло плати ему добром: аще алчет враг твой, ухлеби — накорми его (Рим. 12, 20); нуждается в чем, пособи ему. Посмотришь, какая перемена сделается с ним: твое добро, твой ласковый взгляд, твое ласковое слово обезоружат твоего врага; он возчувствует свою вину пред тобою, первый придет к тебе примириться с тобою и из ожесточенного врага сделается твоим преданнейшим другом, а в случае нужды твоей твоим первым благодетелем.

Христианин! ты живешь в довольстве; у тебя всего достаточно. Зачем-же ты так жесток, так скуп к своим ближним? Зачем, ссужая ближнего своего своим добром, ты требуешь от него, чтобы он возвратил тебе данное тобою, назначаешь ему срок отдачи, да еще сверх того, что ты дал ему, — ты налагаешь на него лихву, рост, проценты? Господь дал тебе даром; а ты даром не привык давать; Господь дал тебе больше против твоего ближнего, и ничего от тебя за то не требует, а ты на ближнего своего налагаешь рост!? Ах, брат, может быть, чрез того бедняка, на которого ты налагаешь рост, Господь и посылает тебе земныя блага? Помни, земныя блага — дар Божий. Сегодня Господь дал тебе, а завтра, за твое жестокосердие, отнимет у тебя; сегодня на ближнего своего ты налагаешь рост, а завтра, может быть, ты будешь вымаливать у него кусок хлеба. Не так должны делать христиане: взаймы давайте, заповедует нам Спаситель, не ожидая ничего; и будет вам награда великая. Какая? — и временная, и вечная. Временная та, что поделяясь с своими ближнеми по христиански, мы обезпечиваем себя на всю жизнь: какая-бы ни случилась с нами нужда, Господь не оставит нас Своею милостию, и добрые люди не забудут; те, которым мы помогали в нужде, первые будут наши пособники, готовые поделиться с нами последним. А вечная награда та, что делающие добро, помогающие своим ближним, без всякой корысти, удостоятся быть сынами Вышнего. Что может быть выше и лучше этой награды — быть сыном Бога?!.

1888 г.