Проповедь епископа Леонтия (Козлова), Сызранского и Шигонского на Вознесение Господне.


Проповедь епископа Леонтия (Козлова), Сызранского и Шигонского на Вознесение Господне.

Горе имеим сердца.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем очень важное событие в земной жизни Господа, а именно, завершение Его земной деятельности и восхождение на Небо, окончание Евангельской истории и начало истории Апостольской. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Сын сотворившего мир Отца, движимый законом жертвенной любви, сошел к падшему творению и стал одним из нас, чтобы возвести нас в лоно Отца. Бог воспринял человеческое естество, чтобы человек вернул себе свое божественное достоинство. Христос победил зло и смерть, чтобы сообщить эту победу ищущим жизни и света. До воскресения Господь носил подобную нам плоть, по восстании из гроба являлся апостолам с преображенным, но не прославленным еще телом и потому говорил Марии Магдалине: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17).

И вот, приходит время дивного Вознесения Господа во славе и восшествия Его ко Отцу для принятия всей власти на небе и на земле. Власти уже не только как Бога, ибо божеством Сын никогда не отлучался от Отца, но и как человека, понесшего все наши тяготы и искушения, победившего тление и смерть и открывшего нам путь ко спасению. На сороковой день по Своем Воскресении Господь приводит апостолов на гору Елеонскую, дает обетование скорого схождения на них «иного Утешителя» и на глазах у всех со Своей пречистой плотью возносится на небо. Возносится не ангелами, не на огненной колеснице, как Илия, но Своей силой, как Царь вселенной, и возвращается туда, откуда пришел нашего ради спасения, возносится, не переставая благословлять остающихся на земле. Апостолы в изумлении смотрят туда, где за облаком славы скрылся их Божественный Учитель и Господь, вся их жизнь, вся их надежда и радость. Их любовь ко Христу столь велика, что необходимо даже вмешательство ангелов, чтобы вывести их из состояния изумленного созерцания и вернуть к деятельной жизни. Но нет у апостолов печали, ибо они знают, что Он идет приготовить им место, что Спаситель скоро придет и возьмет их к Себе, в уготованные им небесные обители. Весь первый век христианской истории проникнут духом ожидания Его скорого пришествия, и оно действительно скоро, ибо что есть наша жизнь, это обманчивое время, что есть тысяча лет и вся история человечества по сравнению с блаженной вечностью?! Они не скорбят, потому что на земле с ними пребывает благословение вознесшегося Христа, потому что Он передает их в надежные руки Святого Утешителя Духа, Который облечет их силою свыше и наставит «на всякую истину» (Ин. 16, 13). Напротив, они, а вместе с ними и мы, исполнены великой радости, что дом наш отныне на небесах, в лоне Бога Отца со Христом и Божественным Духом. Человек уже не беззащитная букашка в бесконечных космических пространствах, он законный сын Небесного Царя, свой в Царствии Божием, и восхождение его туда закономерно и невозбранно, если только по собственному неразумию не изберет он иной путь, путь греха и смерти.

Христос исполнил все, что надлежало Ему исполнить на земле. Положив начало Церкви, Он поручил ее дальнейшее устроение Апостолам при содействии Святого Духа, но и Сам всегда незримо присутствует в ней. Как говорят богословы, Вторая Ипостась Святой Троицы, Сын Божий соединяет в Себе и спасает всю человеческую природу, в то время как Третья Ипостась, Дух Святой совершенствует каждую отдельную личность. Исцелив наше естество и посадив его «одесную величествия на небесех» (Евр. 8, 1), Христос вручает Свою Церковь водительству Духа, Который ведет каждого человека, особенного и неповторимого, к личной святости.

Вот уже через десять дней, дорогие братья и сестры, мы с вами будем праздновать величайшее и всерадостное событие - день рождения Церкви на земле, победоносное сошествие на верных последователей Христовых Святого Духа, преобразившее мир. Но время Церкви берет начало в сегодняшнем празднике, ее небесное рождение совершилось в день Вознесения, когда Христос, наш небесный Первосвященник, вознесся ко Отцу, вошел с кровию Своею в небесную, нерукотворенную скинию и положил там основание Своей Церкви. И если здесь на земле Церковь воинствует, борясь с переменным успехом за сердца человеческие, и в нас самих подчас вера и радостное упование сменяются мраком сомнений и унынием, то там, на Небе, в Церкви Торжествующей всегда радость победы над злом, всегда славословие Спасителя Бога и ликование бесчисленного множества ангелов и святых во свете любви Христовой. Праздник Вознесения очень символичен, он передает саму идею небесного служения Церкви на земле, потому что в своих таинствах и богослужениях Церковь возносит нас от суеты и земных проблем горе, к престолу Пресвятой Троицы, к сиянию божества и святости. Пребывая и действуя в мире, она не от мира сего, существуя во времени, она приобщает нас вечности и уже здесь делает небесными жителями.

Все дал нам Христос, и на Небе, и на земле, и обещает дать несравненно больше, если последуем этому пути, пути спасения, если вся наша жизнь будет постоянным восхождением к небесному Отечеству. Наше жительство да будет отныне «на небесах, куда предтечею за нас вниде Христос» (Евр. 6, 20), и откуда мы ожидаем Его второго пришествия так же, как апостолы видели Его восходящим на небо, явно, «с силою и славою многою». И если внимание нашего ума и сердца будет постоянно обращено, как у апостолов на Елеонской горе, ко Христу Спасителю нашему и, в то же время, мы не будем «стоять праздны» от добрых дел, то пришествие Его будет для нас не страшным, а желанным и радостным. И, подобно первым христианам, мы всегда будем взывать из глубины сердца: «Ей, гряди, Господи Иисусе», а во Второе и славное Его Пришествие «восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1 Фесс. 4, 17). Аминь

21 мая 2015