ПРОПОВЕДЬ СВЯЩЕННИКА ГЛЕБА КОЗЛОВА В НЕДЕЛЮ 10-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сын пришедшего ко Христу в прозвучавшем евангельском отрывке «тяжко страдает» (Мф. 17, 15). И страдание тут — не только подверженность неприятным жизненным обстоятельствам, появившимся откуда-то извне, без участия человека, не только пассивная порабощенность стихиям исковерканного грехом мира. Человек сам «часто бросается в огонь и часто в воду», мы сами совершаем шаги, поступки, ведущие к боли и саморазрушению. И это разрушение, изменяя самого поступающего, угнетает его волю и заставляет совершать следующие действия, все глубже ввергающие страдальца «в огонь и воду».

Таким образом круг замыкается. Чем больше человек ошибается, грешит — а в греческом языке слово, обычно переводимое на русский как «грех», означает также и «ошибку, заблуждение, непопадание в цель» — тем больше повреждается и сам человек, делается все более удобопреклонным к следующему заблуждению, но вместе с грешником искажается и весь изначально созданный совершенным мир. И в результате в этом поврежденном мире создаются условия, когда совершить неверный шаг легче, чем правильный.

И вот уже «вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим. 8, 22), вот уже, как говорит одна из религиозно-философских систем, «всё в мире — страдание».

Отец ведет бесноватого к ученикам Христовым и те «не могут исцелить его» возможно потому, что пытаются бороться со следствием, то есть со страданием, а не искать причину, по которой страдание входит в мир, пытаются нащупать способ, «технологию» лечения подобных болезней. Спаситель же вдруг называет учеников «неверными», укоряет в недостатке веры и, исцеляя отрока, говорит им, что они не смогли помочь не по незнанию, а — по неверию.

Так, казалось бы, теряется для человека последняя надежда. Надежда на свой разум, оказывающийся неспособным самостоятельно помочь в разрешении «вечных вопросов» смертности, страдания и разобщенности. Исчезает возможность ответить на вопль страдающего — рациональным советом, или хотя бы объяснить ему конкретные причины, приведшие к столь тягостным последствиям.

Не в информированности выход. Христос не обещает ученикам сокровенного знания, знания «от плоти и крови», с помощью которого можно было бы избежать трудностей. Не способ борьбы со страданием в этой, земной, жизни дает человечеству Спаситель, а призывает «выбрать путь жизни вечной». И эта Жизнь — Он Сам.

Последние два стиха сегодняшнего евангельского чтения повествуют о, на первый взгляд, не связанных с предыдущими событиях. Христос говорит ученикам о том, что «предан будет ... и убьют Его, и в третий день воскреснет» и ученики «весьма печалятся» (Мф. 17, 22-23). Понятна печаль человека перед лицом смерти, тем более — убийства, однако в обещании воскресения Богочеловека прикровенно содержится и обетование решения нерешаемых вопросов.

Апостол Павел пишет: «самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 16-18).

Тяжкие страдания «ничего не стоят»! Как страдающему принять и понести такие слова? Как применить их к конкретным тяготам своей жизни или жизни ближних?

Апостол пишет чуть дальше: «и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ... и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. ...Притом знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу» (Рим. 8, 22-28). То есть апостол не сам находит ответ, даже не находит нужных слов для молитвы, а предоставляет все Богу, веря, что Бог подкрепляет его в немощах, ходатайствует за него, веря, что все, что Бог ему дает, при наличии отношений не торга или технологии, а любви, содействует верящему и любящему во благо.

Христос призывает своих учеников и всех нас в прозвучавшем евангельском отрывке к вере. Вере Богу, Его заботе о каждом страдающем. И тогда «имеющему веру с горчичное зерно ... не будет невозможного» (Мф. 17, 20), тогда Господь помилует «бросившихся в огонь и воду» и исцелит страдающих.

«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31). Аминь.

26.09.2010. Храм священномученика Владимира Киевского, Московская область, г. Королев.