БЕСЕДА ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ КОНСТАНТИНОВА (+2006Г.) В НЕДЕЛЮ 25-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ


БЕСЕДА ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ КОНСТАНТИНОВА (+2006Г.) В НЕДЕЛЮ 25-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Любовь к ближнему

В современной антирелигиозной литературе, издающейся в Советском Союзе, немало пишется о любви к ближнему, проповедуемой христианством и Церковью в частности. При этом указывается не только на невозможность «возлюбить ближнего как самого себя», но и на то, что, проповедуя эту любовь, Церковь не выполняет данной заповеди.

Остановимся на этом вопросе и попытаемся разобраться в нем. Каждый человек, совершенно естественно желает себе добра, здоровья, исполнения своих желаний, успеха в жизни и многого другого, создающего условия внешнего благополучия. Это внешнее благополучие для многих иногда является тем кумиром, которому они поклоняются всю свою жизнь. Нельзя не признать, конечно, что подобного рода умеренные стремления совершенно естественны и законны. Но все они относятся, главным образом, к материальным или душевным сторонам жизни человека.

Но духовно умудренные люди желают себе нечто иное. Они желают себе душевного мира, духовного здоровья, чистой совести, общения с Богом и их интересы переключены на область, главным образом, духовных вопросов.

Желания каждой полноценной человеческой личности и идут по этим двум направлениям.

Все эти желания наполняют нашу жизнь и, в зависимости от их содержания, формируют определенный «климат» нашей жизни.

Но независимо от того, каков «климат» нашей жизни, каждый из нас может понять, что не только у него самого, но и у других людей имеются определенные желания в жизни, определенные настроения, условия жизни и многое другое, определяющее их жизненное положение. И когда мы говорим о любви к ближнему, мы должны будем начать с того, что эта любовь начинается с желания понять, что хочет, чего добивается тот или иной человек, с которым мы имеем дело. И не только понять, но и отнестись внимательно к его стремлениям и, если они этого заслуживают, отнестись к ним не с пренебрежением, а с известным уважением. Ибо надо понять, что не только наши личные желания имеют определенную ценность, но и стремления наших ближних тоже имеют не меньшую ценность. В этом заключается сущность поднятого нами вопроса.

Если мы видим, что жизненные стимулы людей, известных нам, с которыми мы имеем дело, по нашему мнению носят ложный характер, то это означает, что мы должны попытаться направить этих людей или этого человека по иному пути, возбудив в нем сомнение в правомерности его стремлений. Но даже неудача, постигшая нас на этом пути, не должна изменить наше отношение к жизни другого человека, не должна заставить нас отвернуться от него. И если говорить о любви к ближнему, то первое ее правило говорит нам, что никогда нельзя, ни при каких условиях, сознательно поворачиваться к человеку спиной.

Надо сказать, что понимание другого человека — вещь нелегкая. Но именно оно, это понимание вызывает еще и нечто другое. А это другое мы назовем сознательным благожелательным отношением к людям, являющимся началом той любви, о которой учит Церковь. Благожелательность, умудренная известным житейским опытом, характеризует нам одну из сторон той любви, о которой учит Церковь.

Любовь к ближнему, о которой мы слышим в храме Божием, — это не сентиментальная восторженность к каждому человеку, не обезьянья любовь неразумной матери к своим распущенным и невоспитанным детям, не слепая безотчетная приверженность к какому-либо человеку, но это прежде всего благожелательное уважение к личности другого человека. Любовь к ближнему — это разумное внимание к людям, уважение к содержанию их жизни и, если нужно, оказание влияния на эту жизнь.

Если мы постараемся осознать эту благожелательность, соединенную с уважением и признанием значимости иной человеческой личности, то мы легко сможем понять, что значит любить ближнего как самого себя. Это не слова, а совершенная реальность. Ибо, если мы будем искренне благожелательны к людям, то мы естественно войдем в их жизнь. Вход в жизнь другого человека приблизит к нам все его проблемы и они, часто независимо от нас, станут нам близкими. Эта близость приведет к тому, что нам совершенно естественно захочется помочь, если окажется нужным, этому человеку, или более подробно заинтересоваться содержанием его жизни. Нам захочется оказать тоже, в случае необходимости, помощь этому человеку. При этом под помощью нельзя только понимать ее материальное воплощение. Это, конечно, тоже бывает нужным. Но часто гораздо важнее оказать помощь другую, заключающуюся в моральной поддержке человека в нужный момент. Добрый совет, организационная помощь, дружеская беседа, всестороннее понимание другого человека, сердечное отношение — имеют огромное значение для всех без исключения людей.

Та разумная благожелательность, о которой мы здесь говорим, не оторвет нас от другого человека и при несчастье, обрушившемся на него. Мы не сможем пройти мимо и отвернуться от человека в его горе, ибо «рефлекс благожелательности» не допустит нас до этого.

Все это совершенно реально и просто и едва ли можно говорить о неосуществимости Божьего закона в людях.

Но есть еще и другой аспект вопроса о любви к ближнему, аспект негативного характера, тесно связанный со всем сказанным ранее. Та благожелательность к человеку, о которой мы говорим, вместе с тем, не допустит никогда нас до того, что так часто, к сожалению, мы встречаем в жизни. Мы имеем в виду всякого рода злопыхательство, осуждение другого человека, сплетни, распространяемые о нем, и тому подобное. Появление злобы и клеветы по отношению к другим людям также относится к этой категории явлений. Очень часто в жизни нас больше всего интересует в другом человеке не его положительные стороны, а именно его отрицательные стороны, которые мы всячески иногда преувеличиваем и ими объясняем все его поступки. Этим особенно грешит безрелигиозное сознание людей и этим, видимо, объясняется всяческое муссирование мнимых и действительных отрицательных сторон людей, так часто встречающееся на страницах советской печати. И вот та любовь к ближнему, о которой мы говорим, учит нас еще одной совершенно простой заповеди. Стараться видеть, прежде всего, в человеке его хорошие стороны, на них сосредоточить свое внимание и с этой точки зрения подходить к человеку. А что касается его плохих сторон, то надо не преувеличивать и смаковать их, а, наоборот, попытаться как-то исправлять.

В этом и заключается мудрость евангельского призыва любить ближнего своего, как самого себя. Примеры самопожертвования отдельных людей и даже народов во имя своих ближних говорят о реальности и выполнимости этой совершенно простой заповеди.

Но бывают в жизни случаи, когда любовь к ближнему сталкивается с такой реакцией, что ни о каком контакте с человеком или с группой людей быть не может. Бывают случаи такой человеческой испорченности и одержимости, когда то отношение, которое мы здесь называем любовью к ближнему, принесет ему не пользу, а вред, и вообще не сможет быть осуществлено. Тогда Церковь учит нас отсечь эту безнадежно засохшую ветку, ставшую мертвой при жизни и, не проявляя к ней никакого недоброжелательства или зла — отойти от зла и сотворить благо. И подобные случаи говорят не о том, что Церковь учит тому, что она сама не исполняет, а о том, что она мудра и знает, когда и как надо применять в жизни тот вечный и единственный Толковник жизни, который оставил нам Христос Спаситель.