ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ КЛИМОВА В НЕДЕЛЮ 13-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

В притче говорится о том, что один домовитый господин разбил виноградник, обустроил его и поставил людей, чтобы они ухаживали за виноградником, вовремя собирали плоды и отдавали их господину. Но работники стали поступать по-другому, они захотели присвоить виноградник. И когда господин посылал слуг за плодами, работники одних убивали, других побивали камнями, третьих били, прогоняли ни с чем. В конце концов господин послал в виноградник своего любимого сына, надеясь, что работники постыдятся его.

Но работники, увидев сына, подумали: «Это наследник, если мы убьем его, то тогда наверняка сможем завладеть виноградником». Они вывели из виноградника любимого сына господина и убили его. Эту притчу Христос заканчивает вопросом, обращая его к первосвященникам, фарисеям, иудеям: «Как вы думаете, как поступит господин виноградника с теми, кто убил его любимого сына?». И устами Своих врагов Он получает ответ: «Он зле погубит их».

Не будем обманывать себя, думая, что притча обличает исключительно древних иудеев, которые распяли Христа. Не будем надмеваться мыслью, что, если бы мы жили в те времена, когда жили эти окаянные ветхозаветные иудеи, мы бы так никогда не поступили. Евангелие чаще всего вскрывает внутренний мир человеческой души и сердца. Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17, 21), — говорит Христос. Но мы можем сказать, что не только рай, но и ад внутри нас находится. В сердце человека он начинает раскрываться, а потом, конечно, выходит во вне.

Вчитываясь в эту притчу, вслушиваясь в обличающие слова Христовы, мы должны понимать, что виноградником, который устраивает домовитый владыка, являемся мы сами. Теми работниками, которые поставляются для того, чтобы ухаживать за виноградником, вовремя приносить добро, отдавать отчет о работе, условно говоря, являются наши ум, совесть и душа. И как мы поступаем, когда приходят к нам слуги господина?

А они приходят извне часто в виде пророков, то есть символически нам свидетельствуют о том, что мы неправильно живем. Разве мы слушаем их? Разве мы идем ко Господу и приносим Ему отчет о том, что мы поступили неверно? Чаще всего мы не хотим их слушать, выгоняем их из своих голов, душ и сердец, оправдываясь тем, что нам сейчас некогда, не признавая своих ошибок.

Бывает так, что и сам Христос приходит к нам в виде Таинств Церковных: учение Церкви о святой Евхаристии говорит о том, что мы вступаем в теснейшее единение с Самим Господом, напитываясь Его Кровью, становимся частью Бога и Бог становится частью нас. Совершая после Причастия злые дела, разве мы не выдворяем Христа за пределы своего ума и сердца, разве не распинаем Его там?

Притча говорит о том, как поступали с посланными слугами работники: одних били, других убивали, третьих побивали камнями. Следует знать, что в Ветхом Завете преступников подвергали казни через побивание камнями только в двух случаях: за грехи блудодеяния или за богохульство. Получается, что работники убивали посланных от господина, возводя на них клевету, обвиняя их в блуде или богохульстве. Как тут не вспомнить слова Евангелия о том, что в последние времена наступят дни, когда люди, убивающие истинных слуг Господних, будут думать, что совершают угодное Богу (см.: Ин. 16, 2).

Злым виноградарям очень часто уподобляемся мы сами, уподобляются им общества, целые народы, может быть, даже целые страны. И это страшно. А притча призывает работников виноградника приносить вовремя плоды, то есть условно давать отчет о проделанной работе. А как верующий человек может принести отчет Господу?

Конечно, через Таинство покаяния исключительно. Вспомним, что Христос рассказывает эту притчу в Великий Вторник, эта притча-обличение, которая утверждает, что не поняли и не приняли Иисуса как истинного Христа и как Сына Божия иудейские вожди, а вместе с ними и народ. Для всякого верующего человека становится понятным, как несложно, увлекшись общим действием против Церкви, войти в разряд тех, кто распял Христа и встал в отряд Богоубийц.

Поэтому когда Святая Церковь призывает верующего человека приносить плоды покаяния, совершать само по себе покаяние, без которого невозможно спасение, она по сути дела просит нас об одном: не быть злыми виноградарями. Тот, кто отказывается от церковных Таинств, и в первую очередь от исповеди и святого Причащения, отказывается приносить отчет о проделанной работе в винограднике. Не причащаясь, такой христианин выдворяет за пределы своего виноградника Сына Божия, Которого посылает ему Господь.

Притча о злых виноградарях — это страшная притча. Но все в наших руках, дорогие братья и сестры, и поэтому вечный призыв Евангелия: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17), — всегда актуален для нас. И хочется верить, что этот призыв всегда будет вдохновлять нас на истинное православие.

Аминь.

Произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, 26.08.2018