СЛОВО АРХИМАНДРИТА КИПРИАНА (ПЫЖОВА) (+2001 г.) ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ В ДЕНЬ УБИЕНИЯ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Постановлением Собора Зарубежной Русской Церкви в начале ноября текущаго года определено состояться торжественному прославлению Новомучеников Российских. Исполняется давно-жданное желание и, подчас, настойчивое требование многих и многих церковно мыслящих русских православных христиан, как проживающих за границей в разных странах, так и там, на нашей Родине, где в непримиримой злобе и в ожесточенном безбожии, вот уже 7-й десяток лет властует, одержимое ненавистью к Богу и Православию, руководимое темными силами, советское правительство. С момента его возникновения, сразу после революции, открылось неслыханное гонение на веру; главным образом, на православную веру, как единственную носительницу Христовой Истины и являющуюся мощным противодействием распространению мирового атеизма
Христова вера на Руси, после ея крещения, стала основой русской государственности, на которой развивались все стороны народнаго быта, охватив «четвертую часть земли...» (Откр. 6, 8); потому, для успешнаго проведения плана, — создания, посредством мировой революции коммунистическаго единодержавия, потребовалось немедленно приступить к сокрушению этого препятствия, умерщвляя «мечом и голодом и мором и зверями» (словесными) верующих во Христа, объявив их «врагами народа», «государственными преступниками» и предателями, к каковым не допускали ни малейшаго снисхождения, или сострадания, а истребление их должно разсматриваться, как государственный долг.
Болезнь неверия задолго до революции 17-го года прививалась к народной душе, она незаметно расползалась по ослабленному, кровопролитной войной, телу Святой Руси. Заражая города, она проникала и в деревню, отравляя худших ея представителей. Требования революции использовали этот элемент, дав ему широкия полномочия для расправы с верующим народом. Усердствующие изверги-хулиганы, выслуживаясь перед захватившими власть ставленниками Интернационала, хватали ни в чем неповинных людей; иных разстреливали тут же на месте, без суда и следствия, оставляя на произвол судьбы осиротевших малолетних детей, пустив их бродить по просторам оскудевшей Родины, в поисках краюшки хлеба и теплаго уголка; других ссылали на каторжныя работы в холодную Сибирь; заполняли тюрьмы, где безжалостно расправлялись с невинными жертвами, применяя изобретаемыя садистами пытки при допросах.
Наибольшая мера страданий выпала на долю священнослужителей: их уничтожали без числа, как опору для верующих и главных ревнителей «отжившаго» строя, противящагося новому, несущему на своих кровавых знаменах крикливый, никогда не осуществляющийся девиз: «Свобода, равенство и братство!» — Преследуемые и убиваемые служители Алтаря Господня показали себя, как истинные мученики Христовы: идя на смерть и пытки, они безстрашно исповедывали свою веру, убеждая пасомых умереть за Христа, подобно древним мученикам.
Великое мужество и твердость проявили наши архипастыри: над ними учиняли показательные судебные процессы с заведомой, коварной, целью: поглумившись, обвинить их в контрреволюции и отправить в ссылку на каторжныя работы, откуда редко кто возвращался, но где в нечеловеческих жизненных условиях, они продолжали проповедывать Слово Божие и примером личнаго подвига учили терпеть и умирать за Христа.
Особое место в сонме Новомучеников занимает великий страстотерпец и печальник за русский народ, наш Царь-Мученик Император Николай Второй, со Своим многострадальным Семейством. — Какое же это место? — Не нам распределять места святым, — это принадлежит Божиему произволению и, кто из них больше пострадал? — не нам судить; но в сонме святых Новомучеников, на общей иконе, мы ставим Его на центральное место, как поставленнаго Богом Своего Помазанника, как блюстителя и охранителя Святого Православия, на первое место в царстве земном.
В связи с прославлением Новомучеников Российских, особенно Царской Семьи, возникнет много противоречивых высказываний, как со стороны тех, кто «про себя», хотя и сочувствует, но привык разсуждать, оглядываясь на «общественное мнение», так и со стороны не церковных, или не глубоко церковных соотечественников наших, лишь поверхностно ознакомленных с историей жизни, трагической гибели и предстоящей канонизации, т.е. причислению к лику святых убиеннаго злодеями Русскаго Императора и Его Семьи и разсматривают это небывалое в истории злодеяние, — убийство Благочестивейших Царя, Царицы, отрока-Царевича и невинных юных Царевен с верными их слугами и затем гнусное глумление над телами убиенных с целью замаскировать преступление, разсматривают, как политическое убийство, как неизбежную жертву террора. — Некоторые, ради почитания Царской Семьи и преклоняясь пред священной памятью Убиенных, боятся, что акт церковнаго прославления может вызвать новые оскорбительные выпады в печати и возбудить к поверхностной критике малосведущаго читателя.
Лично я долгое время был склонен именно так чувствовать и размышлять по этому вопросу, но переубедился вполне в несостоятельности высказанных теперь доводов, видя, с какой нетерпимостью относится цивилизованный Запад к прошлому Великой России и к памяти последняго Русскаго Императора. — Что так волнует передовых строителей Новаго Мира? — Ведь, прошло больше 60-ти лет со дня крушения России; давно современники нашего Государя: императоры Вильгельм Второй, Франц Иосиф Австрийский, султан турецкий и другие короли, цари, президенты и многие видные политические вожди той эпохи сошли в могилу со сцены своей деятельности и забыты последующими поколениями. Но не забывает лукавый Запад ни Русскаго Царя, ни Русскаго Царства: до сих пор в мировой печати и в фильмах появляются клеветническия произведения наемных историков и писателей превратно обрисовывающих и порочащих нравственный облик Государя и Его Благочестивейшей Государыни Александры Феодоровны и всех, кто заискивающе не согнулся в сторону правящаго греховным миром отца лжи. — Как видно, тень убиеннаго Императора не дает покоя преступной совести безблагодатных правителей века сего, всеми силами стараюшихся втоптать в грязь чистый и благородный облик Православнаго Царя с Семьей, ставших жертвой мирового заговора.
Книжники и фарисеи по зависти оклеветали, надругались и распяли Сына Божия и, получив временный успех, опозорили себя и свое потомство на вечныя времена; их последователи, владетели нынешняго царства Маммоны, исполняя сатанинское задание, разстреляли того, кто был на земле Удерживающим от гибели мир. Разстреляли Благоверную Государыню, кроткаго Наследника, благочестивых Царевен и добрых, самоотверженных слуг. Кровожадные исполнители казни изрубили тела мучеников на куски, бросили их в черную угольную яму, облили керосином и сожгли. Чтобы замести следы, место убийства завалили землей и, покрыв зеленым дерном ликовали, что хорошо исполнили диавольское задание и, что память о Царе исчезла на земле. Но прошли десятки лет, а память об убиенных не исчезает: миродержители века сего до наших дней стараются обелить и оправдать факт убийства, опорачивая и обезценивая память последняго русскаго Императора, и чем больше распространяются клеветы на Него, тем с большей яркостью раскрывается Его благостный облик, и святая память о нем и иже с Ним согревает сердца верующих. Цареубийцам же не простится совершенный ими грех ни в сем веке, ни в будущем, а также и тем, кто сочувствовал и мысленно соучаствовал в убиении Помазанника Божия и не покаялся.
Жизнь Царственных Мучеников и одновременно с ними убиенных в Алапаевске, во главе с Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, ея сродниками, князьями и бывшими с ними приближенными, окончилась на земле во исполнение пророчества, изреченнаго Самим Христом Спасителем: «Будут предавать вас на мучения и убивать вас и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое... Претерпевшие же до конца спасены будут» (Матф. 24, 9; 10, 22).
Теперь помолимся о упокоении святых страстотерпцев, убиенных 63 года назад в далекой Сибири. Аминь.
Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, Нью Йорк. 4/17 июля 1981 г.