XVI.1. Народы и государства вступают друг с другом
в экономические, политические, военные и иные отношения. В результате
государства возникают и исчезают, меняют свои границы, объединяются или
разделяются; они также создают или упраздняют различные союзы. В Священном
Писании содержатся многочисленные исторические свидетельства о построении
международных отношений.
Один из первых примеров межплеменного договора,
заключенного между хозяином земли – Авимелехом – и пришельцем – Авраамом –
описывается в Книге Бытия: "Авимелех… сказал Аврааму:.. поклянись мне
здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и
как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею,
в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь… И они оба заключили
союз" (Быт. 21. 22-24,27). Договоры снижали опасность войн и столкновений
(Быт. 26. 26-31; Иис. 9. 3-27). Подчас переговоры и демонстрация доброй
воли предотвращали кровопролитие (1 Цар. 25. 18-35; 2 Цар. 21. 15-22).
Договорами заканчивались войны (3 Цар. 20. 26-34). Библия упоминает о
военных союзах (Быт. 14. 13; Суд. 3. 12-13; 3 Цар. 22. 2-29; Иер. 37.
5-7). Подчас военная помощь приобреталась за деньги и другие материальные
ценности (4 Цар. 16. 7-9; 3 Цар. 15. 17-20). Соглашение между Соломоном и
Хирамом носило характер экономического союза: "Вот, рабы мои будут вместе
с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты
назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить
дерева так, как Сидоняне… И был мир между Хирамом и Соломоном, и они
заключили между собою союз" (3 Цар. 5. 6,12). Путем переговоров через
послов обсуждались такие вопросы, как возможность прохождения вооруженных
людей через чужие земли (Числ. 20. 14-17; 21. 21-22), территориальные
споры (Суд. 11. 12-28). Договоры могли включать передачу территорий одним
народом другому (3 Цар. 9. 10-12; 3 Цар. 20. 34).
Содержатся в Библии и описания дипломатических хитростей,
связанных с необходимостью защиты от могущественного противника (Иис. 9.
3-27; 2 Цар. 15. 32-37; 16. 16-19; 17. 1-16). Иногда мир покупался (4 Цар.
12. 18) или оплачивался данью. Бесспорно, одним из средств разрешения
споров и конфликтов были войны, упоминаниями о которых изобилуют книги
Ветхого Завета. Впрочем, в Священном Писании есть примеры переговоров,
нацеленных на избежание войны незадолго до ее начала (4 Цар. 14. 9-10).
Практика достижения соглашений во времена Ветхого Завета была основана на
религиозно-нравственных принципах. Так, даже договор с гаваонитами,
заключенный вследствие обмана со стороны последних, был признан
действительным по причине его священной формулы: "Мы клялись им Господом,
Богом Израилевым, и потому не можем коснуться их" (Иис. 9. 19). Библия
содержит запрет на заключение союза с порочными языческими племенами (Исх.
34. 15). Впрочем, древние иудеи отступали от этой заповеди. Различные
договоры и союзы также часто нарушались.
Христианский идеал поведения народа и правительства в
сфере международных отношений заключается в "золотом правиле": "Во всем,
как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"
(Мф. 7. 12). Употребляя этот принцип не только в личной, но и в
общественной жизни, православные христиане должны помнить, что "не в силе
Бог, а в правде". Вместе с тем, если кто-либо действует вопреки
справедливости, то восстановление ее нередко требует ограничительных и
даже силовых действий по отношению к другим государствам и народам.
Известно, что в силу искаженности грехом человеческой природы нации и
государства практически неизбежно имеют расходящиеся интересы, связанные,
в частности, со стремлением к обладанию землей, политическому и военному
доминированию, получению максимальной прибыли от производства и торговли.
Возникающая по этой причине необходимость защиты соплеменников налагает
некоторые ограничения на готовность личности поступиться собственными
интересами ради блага другого народа. Тем не менее православные христиане
и их сообщества призваны стремиться к созиданию таких международных
отношений, которые служили бы максимальному благу и удовлетворению
законных интересов собственного народа, сопредельных наций и всей
общечеловеческой семьи.
Взаимоотношения между народами и государствами должны
быть устремлены к миру, взаимопомощи и сотрудничеству. Апостол Павел
заповедует христианам: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со
всеми людьми" (Рим. 12. 18). Святитель Московский Филарет в слове на
заключение мира в 1856 году говорит: "Вспомним закон, исполним волю
Божественного Начальника мира – не помнить зла, прощать оскорбления, быть
мирными даже ”с ненавидящими мир” (Пс. 119. 6), кольми паче с
предлагающими прекращение вражды и простирающими руку мирную". При всем
понимании неизбежности международных споров и противоречий в падшем мире,
Церковь призывает власть имущих разрешать любые конфликты путем поиска
взаимоприемлемых решений. Она становится на сторону жертв агрессии, а
также нелегитимного и нравственно неоправданного политического давления
извне. Использование военной силы воспринимается Церковью как крайнее
средство защиты от вооруженной агрессии со стороны других государств.
Такая защита в порядке помощи может быть осуществлена и государством, не
являющимся непосредственным объектом нападения, по просьбе последнего.
Свои отношения с внешним миром государства основывают на
принципах суверенитета и территориальной целостности. Эти принципы
рассматриваются Церковью как базовые для защиты народом его законных
интересов и являющиеся краеугольным камнем межгосударственных договоров, а
значит, всего международного права. В то же время для христианского
сознания очевидно, что любые человеческие установления, в том числе
суверенная власть государства, относительны пред лицом Божия
всемогущества. История показывает непостоянность бытия, границ и форм
государств, создаваемых как на территориально-этнической основе, так и в
силу экономических, политических, военных и иных подобных причин. Не
отрицая исторического значения моноэтнического государства, Православная
Церковь одновременно приветствует добровольное объединение народов в
единый организм и создание государств многонациональных, если в них не
нарушаются права какого-либо из народов. Вместе с тем нельзя не признать
существования в современном мире известного противоречия между
общепризнанными принципами суверенитета и территориальной целостности
государства, с одной стороны, и стремлением народа или его части к
государственной самостоятельности, с другой. Проистекающие отсюда споры и
конфликты должны решаться мирным путем, на основе диалога, при максимально
возможном согласии сторон. Помня о том, что единство есть благо, а
разобщенность – зло, Церковь приветствует тенденции к объединению стран и
народов, особенно имеющих историческую и культурную общность, при условии,
что эти объединения не направлены против третьей стороны. Церковь скорбит,
когда в связи с разделением полиэтнических государств разрушается
историческая общность людей, попираются их права и в жизнь многих приходят
страдания. Разделение многонациональных государств может считаться
оправданным лишь в том случае, если один из народов находится в явно
угнетенном положении или если воля большинства жителей страны определенно
не направлена на сохранение единства.
Недавняя история показала, что разделение
ряда государств Евразии породило искусственный разрыв народов, семей и
деловых сообществ, привело к практике насильственного перемещения и
вытеснения различных этнических, религиозных и социальных групп, что
сопровождалось утратой народами их святынь. Попытка создать на обломках
союзов мононациональные государства стала основной причиной кровопролитных
межэтнических конфликтов, потрясших Восточную Европу.
Имея в виду вышесказанное, необходимо признать
полезность создания межгосударственных союзов, имеющих целью
объединение усилий в политической и экономической областях, а также
совместную защиту от внешней угрозы и помощь жертвам агрессии. В
межгосударственном экономическом и торговом сотрудничестве должны быть
применяемы те же нравственные правила, что и вообще в
хозяйственно-предпринимательской деятельности человека. Взаимодействие
народов и государств в данной сфере необходимо основывать на честности,
справедливости, стремлении к достижению приемлемых результатов совместного
труда всеми его участниками (см. XVI.3). Приветствуется международное
сотрудничество в культурной, научной, просветительской, информационной
областях, если оно устрояется на равноправной и взаимоуважительной основе,
направлено на обогащение каждого из вовлеченных в него народов опытом,
знаниями и плодами творческих достижений.
XVI.2. В течение ХХ века многосторонние
межгосударственные соглашения привели к созданию разветвленной системы
международного права, обязательного для исполнения в странах, подписавших
соответствующие договоренности. Государствами были также образованы
международные организации, решения которых обязательны для стран-участниц.
Некоторым из этих организаций правительствами передается ряд полномочий,
которые касаются экономической, политической и военной деятельности и в
значительной степени затрагивают не только международные отношения, но и
внутреннюю жизнь народов. Реальностью становится феномен правовой и
политической регионализации и глобализации.
С одной стороны, такое развитие межгосударственных
отношений способствует активизации торгового, производственного, военного,
политического и иного сотрудничества, необходимость которого диктуется
естественным усилением международных связей и потребностью в совместном
ответе на глобальные вызовы современности. В истории Православия есть
примеры положительного воздействия Церкви на развитие региональных
межгосударственных связей. Международные организации способствуют
разрешению различных споров и конфликтов. С другой стороны, нельзя
недооценивать опасности расхождений между волей народов и решениями
международных организаций. Эти организации могут становиться средствами
несправедливого доминирования стран сильных над слабыми, богатых над
бедными, технологически и информационно развитых над остальными,
практиковать двойные стандарты в области применения международного права в
интересах наиболее влиятельных государств.
Все это побуждает Православную Церковь подходить к
процессу правовой и политической интернационализации с критической
осторожностью, призывая власть имущих как на национальном, так и на
международном уровне к сугубой ответственности. Любые решения, связанные с
заключением судьбоносных международных договоров, а также с определением
позиции стран в рамках деятельности международных организаций, должны
приниматься лишь в согласии с волей народа, основанной на полной и
объективной информации о сути и последствиях планируемых решений. При
проведении политики, связанной с принятием обязывающих международных
соглашений и действиями международных организаций, правительства должны
отстаивать духовную, культурную и иную самобытность стран и народов,
законные интересы государств. В рамках самих международных организаций
необходимо обеспечить равенство суверенных государств в доступе к
механизмам принятия решений и в праве решающего голоса, в том числе при
определении базовых международных стандартов. Конфликтные ситуации и споры
надлежит разрешать только при участии и согласии всех сторон, жизненные
интересы которых затрагиваются в каждом конкретном случае. Принятие
обязывающих решений без согласия государства, на которое эти решения
оказывают прямое влияние, представляется возможным лишь в случае агрессии
или массового человекоубийства внутри страны.
Памятуя о необходимости духовно-нравственного влияния на
действия политических лидеров, соработничества с ними, печалования о
нуждах народа и отдельных людей, Церковь вступает в диалог и
взаимодействие с международными организациями. В рамках этого процесса она
неизменно свидетельствует свою убежденность в абсолютном значении веры и
духовного делания для человеческих трудов, решений и установлений.
XVI.3. Глобализация имеет не только политико-правовое,
но также экономическое и культурно-информационное измерения. В
экономике она связана с возникновением транснациональных корпораций, где
сосредоточены значительные материальные и финансовые ресурсы и где
трудится огромное количество граждан разных стран. Лица, стоящие во главе
международных экономических и финансовых структур, сосредоточивают в своих
руках огромную власть, не подконтрольную народам и даже правительствам и
не признающую никаких пределов – будь то государственные границы,
этническо-культурная идентичность или необходимость сохранения
экологической и демографической устойчивости. Подчас они не желают
считаться с традициями и религиозными устоями народов, вовлекаемых в
осуществление их планов. Церковь не может не беспокоить и практика
финансовых спекуляций, стирающая зависимость доходов от затраченного
труда. Одной из форм этих спекуляций являются финансовые "пирамиды",
крушение которых вызывает широкомасштабные потрясения. В целом подобные
изменения в экономике приводят к утрате приоритета труда и человека над
капиталом и средствами производства.
В культурно-информационной сфере глобализация обусловлена
развитием технологий, облегчающих перемещение людей и предметов,
распространение и получение информации. Общества, прежде разделенные
расстояниями и границами, а потому по большей части однородные, сегодня с
легкостью соприкасаются и становятся поликультурными. Однако анный процесс
сопровождается попыткой установления господства богатой элиты над
остальными людьми, одних культур и мировоззрений над другими, что особенно
нетерпимо в религиозной сфере. В итоге наблюдается стремление представить
в качестве единственно возможной универсальную бездуховную культуру,
основанную на понимании свободы падшего человека, не ограничивающего себя
ни в чем, как абсолютной ценности и мерила истины. Такое развитие
глобализации многими в христианском мире сопоставляется с построением
Вавилонской башни.
Признавая неизбежность и естественность процессов
глобализации, во многом способствующих общению людей, распространению
информации, эффективной производственно-предпринимательской деятельности,
Церковь в то же время обращает внимание на внутреннюю противоречивость
этих процессов и связанные с ними опасности. Во-первых, глобализация,
наряду с изменением привычных способов организации хозяйственных
процессов, начинает менять традиционные способы организации общества и
осуществления власти. Во-вторых, многие положительные плоды глобализации
доступны лишь нациям, составляющим меньшую часть человечества, но имеющим
похожие экономические и политические системы. Другие же народы, к которым
принадлежит пять шестых населения планеты, оказываются выброшенными на
обочину мировой цивилизации. Они попадают в долговую зависимость от
финансистов немногих промышленно развитых стран и не могут создать
достойные условия существования. Среди их населения растут недовольство и
разочарование.
Церковь ставит вопрос о всестороннем контроле за
транснациональными корпорациями и за процессами, происходящими в
финансовом секторе экономики. Такой контроль, целью которого должно
стать подчинение любой предпринимательской и финансовой деятельности
интересам человека и народа, должен осуществляться через использование
всех механизмов, доступных обществу и государству.
Духовной и культурной экспансии, чреватой тотальной
унификацией, необходимо противопоставить совместные усилия Церкви,
государственных структур, гражданского общества и международных
организаций ради утверждения в мире подлинно равноправного взаимообразного
культурного и информационного обмена, соединенного с защитой самобытности
наций и других человеческих сообществ. Одним из способов достижения
этого может стать обеспечение доступа стран и народов к базовым
технологическим ресурсам, дающим возможность глобального распространения и
получения информации. Церковь напоминает о том, что многие национальные
культуры имеют христианские корни и последователи Христовы призваны
способствовать укреплению взаимосвязанности веры с культурным наследием
народов, решительно противостоя явлениям антикультуры и коммерциализации
информационно-творческого пространства.
В целом вызов глобализации требует от современного
общества достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной и
достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением к их духовному
совершенству. Помимо сего, необходимо достичь такого мироустройства,
которое строилось бы на началах справедливости и равенства людей перед
Богом, исключало бы подавление их воли национальными или глобальными
центрами политического, экономического и информационного влияния.
XVI.4. Современная международно-правовая система
основывается на приоритете интересов земной жизни человека и человеческих
сообществ перед религиозными ценностями (особенно в случаях, когда
первые и вторые вступают в конфликт). Такой же приоритет закреплен в
национальном законодательстве многих стран. Нередко он заложен в принципах
регламентации различных форм деятельности органов власти, построения
государственной образовательной системы и так далее. Многие влиятельные
общественные механизмы используют этот принцип в открытом противостоянии
вере и Церкви, нацеленном на их вытеснение из общественной жизни. Эти
явления создают общую картину секуляризации жизни государства и
общества.
Уважая мировоззренческий выбор нерелигиозных людей и
их право влиять на общественные процессы, Церковь в то же время не может
положительно воспринимать такое устроение миропорядка, при котором в центр
всего ставится помраченная грехом человеческая личность. Именно
поэтому, неизменно сохраняя открытой возможность сотрудничества с людьми
нерелигиозных убеждений, Церковь стремится к утверждению христианских
ценностей в процессе принятия важнейших общественных решений как на
национальном, так и на международном уровне. Она добивается признания
легитимности религиозного мировоззрения как основания для общественно
значимых деяний (в том числе государственных) и как существенного
фактора, которые должны влиять на формирование (изменение) международного
права и на деятельность международных организаций.
________________
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
призваны служить руководством для Синодальных учреждений, епархий,
монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений в их
взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими
объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой
информации. На базе настоящего документа церковным Священноначалием
принимаются определения по различным вопросам, актуальность которых
ограничена рамками отдельных государств или узкого временного периода, а
также достаточно частным предметом рассмотрения. Документ включается в
учебный процесс в духовных школах Московского Патриархата. По мере
изменения государственной и общественной жизни, появления в этой области
новых значимых для Церкви проблем, основы ее социальной концепции могут
развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса утверждаются
Священным Синодом, Поместным или Архиерейским Соборами.