Поучение епископа Иустина (Полянского), Уфимского и Мензелинского (+1903г.) в неделю 1-ю по Пятидесятнице на утрени.


Поучение епископа Иустина (Полянского), Уфимского и Мензелинского
(+1903г.) в неделю 1-ю по Пятидесятнице на утрени.

1. Епископ Иустин (Полянский), Уфимский и Мензелинский (+1903г.)
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Совершая память всех вообще святых, естественно приходим к мысли: как это святые удостоились такой славы, что и на земле их прославляют, и на небе они блаженствуют, или — что то же — каким путем они достигли такого совершенства?

Каждый святой, взятый отдельно, шел к своему назначению своим собственным путем, т.-е., стремясь к совершенству и святости и заботясь об украшении своей души всеми добродетелями, по преимуществу осуществлял в своей жизни какую-либо одну из добродетелей евангельских. Это видно из жизнеописания святых. Но все святые достигли одной цели: усовершаясь в жизни постепенно, делались, наконец, святыми и переходили в вечноблаженную жизнь.

И мы с вами, братие, все «созданы на дела благая, — призваны во святыню»; и не только сами должны стремиться к святости жизни, но и других потом вести по пути спасения. Поэтому, если кому, то нам с вами необходимо знать тот путь, который верно приводит к святости. Путей, ведущих к этой цели, много. Каждый шел своим путем, как сказали мы. Но мы начертаем для себя один общий путь ко спасению, а идти по нему каждый из нас может по-своему.

Путь этот следующий. Прежде всего, необходимо грешнику покаяться и обратиться к Господу: — познать свои грехи, оплакать их с сокрушением сердечиым, исповедать пред духовным отцом, дать обет и в сердце своем положить пред лицом Господа — не оскорблять Его более грехами.

Затем, умом и сердцем пребывать в Боге, а телом должно трудиться в исполнении лежащих на каждом обязанностей. В этом труде, больше всего, нужно блюсти сердце свое от худых помыслов и чувств гордости, тщеславия, гнева, осуждения, ненависти, зависти, презрения, уныния, пристрастия к вещам и лицам, рассеянности, многозаботливости, всех чувственных удовольствий и всего, что отдаляет от Бога ум.

Чтобы устоять в этом труде, необходимо наперед положить: не отступать от того, что сознано должным, хотя бы пришлось умереть. А для сего нужно с самого начала произволением принести живот свой в жертву Богу, чтобы жить так, как бы не быть живым для себя, а только Богу единому.

Подпора жизни в этом порядке есть смиренное предание себя в волю Божию и ненадеяние на себя, а духовное поприще, на котором совершается сия жизнь, есть терпение или непоколебимое стояние в порядке спасительной жизни, с благодушным перенесением всех сопряженных с тем трудов и неприятностей.

Подпорою терпения служить: вера, что, работая так Богу — мы рабы Его, и Он наш Владыка, что Он видит наши труды, благоугождается ими и ценит их; надежда, что помощь Бога и Господа, нас всегда покрывающего, всегда готова для нас и низойдет на нас во время благопотребное, — что Бог не покинет нас до конца жизни и, сохранив верными заповедям Его среди всех искушений, введет чрез смерть в Свое вечное царство; любовь, которая, денно и нощно помышляя о возлюбленном Господе, всячески заботится тво-рить одно угодное Ему и избегает всего, что может оскорбить Его в слове, деле и помышлении.

Орудия этой жизни суть: молитва церковная и домашняя, особенно же так называемая умная; — посильный пост, по уставу церкви, бдение, уединение, телесный труд, частое исповедание грехов и св. причащение, чтение слова Божия и писаний отеческих, беседа с людьми богобоязненными, частое совещание с своим духовным отцом о всех случаях внутренней и внешней своей жизни. Учредитель или распределитель всех этих подвигов, в мере, времени и месте, есть благоразумие с советом опытных.

При всем этом, необходимо оградить себя страхом. Для сего нужно помнить последняя своя: смерть, суд, ад, царство небесное. Больше же всего нужно внимать себе, хранить ум трезвенным и сердце несмущенным.

А последнею целью поставить — возгорение духа, чтобы духовный огонь возгорелся в сердце нашем и, собрав все силы воедино, начал сози-дать нашего внутреннего человека и окончательно попалять терние наших грехов и страстей.

Вот общий для всех путь ко спасению! Кто так устроится благодатию Божиею, тот, без сомнения, и сам спасется, и других может вести ко спасению. Все святые угодники Божии, небесные наши покровители, молитвенники и руководители! утвердите ум наш в этом истинном пути и руководите нас по нему, да удостоимся вместе с вами; во царствии небесном, вечно прославлять Отца и Сына и Святого Духа, — Троицу единосущную и нераздельную! Аминь.