ИСЦЕЛЕНИЕ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО (Лк. 8: 26-39).

Эпизод с исцелением гадаринского бесноватого, описанный Апостолом и Евангелистом Лукой (8:26-39), принято считать аналогичным с рассказанными Евангелистами Марком (5: 1-20) и Матфеем (8: 28-34). Единственной трудностью здесь представляется расхождения в названии местности, куда прибыл Господь Иисус Христос: у Луки и Марка «в страну Гадаринскую» (Лк. 8:26;Мк. 5:1), а у Матфея «в страну Гергесинскую» (8:28), и в количестве бесноватых, так как Матфей упоминает о двух, в то время как Марк и Лука - об одном.

В первом случае предполагают, что Гадары и Гергеса (по названию которых названы одноименные области) были два близко расположенных друг к другу города в пределах Десятиградия1. Или, по другой версии, существовала некая гадаринская область, в которой и находился город Гергеса (см. Толковую Библию по ред. Лопухина А. П.). В греческих же текстах эти местности названы прямо противоположно, т. е. в греч. по Лк. И Мк. читаем «страна гергесинская», у Мф. – «гадаринская». Так или иначе, по видимому, это были смежные друг другу области или города, в которых и произошло означенное событие.

По поводу согласования количества бесноватых, то все толкователи единодушно сходятся во мнении, что их действительно могло быть и больше, но один из них был настолько ужасен и свиреп, что Марк и Лука нашли необходимым упомянуть только его.

И вот, Господь отправился в эту область и «встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах» (ст. 27) .

Французский поэт XIX века Шарль Пьер Бодлер писал: «Величайшее коварство диавола — убедить нас, что он не существует». В самом деле, лукавому куда легче влиять на человека, оставаясь инкогнито. Бесы вселяются в сердце человека и ведут себя там тихо, человек не подозревает, что в сердце его живут бесы, особенно если этот человек отрицает все духовное, само существование бесов: он лишает себя возможности замечать присутствие того, во что не верить. Тем хуже для него. Если человек не хочет знать о бесах, не верит в их существование, для них полная свобода действовать в его сердце, ибо не принимает он мер предосторожности, не борется с ними.

Несмотря на неверие и сомнения некоторых людей, диавол действительно существует, и он личностен. После своего отпадения от Бога он стал Его противником, - слово «сатана» и означает «противник», - и борется с человеком, который потенциально является венцом божественного творения. Будучи отцом лжи, диавол (греч. «клеветник») клевещет на Бога и на все творение Божие, стремясь максимально исказить его или, по крайней мере, представить в искаженном свете в сознании людей.

Что представляет собой человек бесноватый, или одержимый нечистым духом?

Сущность беснования в том, что бесы, получив власть над человеком по попущению Божию, постоянно или временами лишая человека самосознания и подавляя его разум, распоряжаются всем его телом и силами души, причиняя такому бесноватому человеку невероятные мучения от его же собственных действий.

Гадаринский бесноватый находился в крайне тяжелой степени одержимости, так как совсем не носил одежды (см. ст. 27) и бес «долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (ст. 29). Т.е. бес настолько завладел всем составом этого человека, что его приходилось связывать, чтобы он не навредил себе, так как у этого несчастного полностью отсутствовало чувство самосохранения. По его состоянию мы можем оценить, насколько сильно бесы ненавидят все творение Божие, особенно человека, как Его образ и подобие (см. Быт.1:26), и всячески стремятся погубить его.

Более того, на вопрос Господа об его имени, этот несчастный страдалец отвечает: «легион», и далее поясняется, что означает это имя: «потому что много бесов вошло в него» (ст. 30). В него вселился легион бесов. Легион - это крупная часть древнего римского войска, приблизительно соответствующая современной армии. Армия бесов вселилась в несчастного гадаринского жителя.

«Может кто-нибудь спросит, как целая армия может поместиться в одном человеке? Может. Потому что бесы не материальны, это духи бестелесные, места в пространстве не занимают, может поместиться их сколько угодно в одном месте – в сердце человеческом» (свт. Лука Войно-Ясенецкий).

Но не всегда одержимость бесами проявляется в такой тяжелой и безобразной форме. Гораздо чаще бывает она в другой форме, так что человек несведущий может и не догадываться, что находится в плену у темных, лукавых духов. «Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50), - человеческая природа повреждена грехом с самого момента рождения. Живя в этом мире, человек со временем, приобретает разного рода греховные наклонности, которые, если с ними не ведется упорная борьба, засоряют сердце и душу человека, так что он зачастую уже не в состоянии отказаться от привычного удовлетворения своих желаний.

Эти проявления могут выражаться в тяжелых зависимостях от пьянства, наркомании, табакокурении, от блудных вожделений и последующих за ними действий, от страсти гнева, в своем развитии выливающейся в неудержимую раздражительность и даже ярость, от исступленной зависти, обиды, необоснованной жадности и т. д. Это формы грубые, их невозможно скрыть от постороннего глаза. Но есть формы пристрастий, изящно замаскированные, о которых и сам человек не думает, как о каком-то зле, а живет «как все»: желание вкусно поесть, поразвлечься, поваляться вечером у телевизора или попусту листать страницы в интернете, посплетничать о соседе или начальствующих и т. п. Все эти страсти, пристрастия, грехи и мелкие грешки окутывают человека липкой и навязчивой паутиной, как сетями, и он становится их столь желанным пленником.

В послании Апостола Петра о диаволе сказано, что он «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8). И он приучает нас и наших детей уживаться и мириться с тьмой через некоторые современные субкультуры - готов, эмо, через всякие хэллоуины, через многие современные фильмы и мультфильмы, в которых зло и перемешано с добром и подается в привлекательной обертке, через безобразные драконоподобные игрушки, даже детские зубные пасты с изображением зеленого веселенького дракончика так и называются «Дракоша», словно в столь прекрасном и разнообразном Божием мире не нашлось более достойного зверька, чтобы порадовать детей.

«Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (ст. 28). Без всяких сомнений это кричал бес, находящийся в человеке, так как последний совершенно утратил способность разума. Как же Господь мучил бесов? Ведь Он совершенно ничего не делал, просто находился рядом.

Уже одно присутствие воплотившегося Сына Божьего жгло и терзало бесов огнем божественной Любви, которого они не выносят. И далее читаем: «ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его» (ст. 29). Господь повелел бесам выйти и отправится, по-видимому, в преисподнюю, в место их обиталища. «И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им» (ст. 31-32). Бесы просят Господа не лишать их возможности действовать в той стране.

Здесь хочется обратить внимание на то, что бесы «умоляют» (ст. 28) и «просят» (ст. 31) Господа сделать то, что им хотелось бы: войти в стадо свиней. Этот момент очень важен для тех людей, которые в трудных обстоятельствах жизни склонны видеть порчу, сглаз, чье-то проклятие, какой-то необъяснимый рок или фатум. Данный эпизод весьма красноречиво свидетельствует о том, что бесы абсолютно ничего не могут сделать без позволения Господа. Никакое зло, болезни и пр. не коснуться нас, если это не будет особым образом попущено Господом для нашего исправления и спасения. В книге Иова сатана выпрашивал для себя праведного Иова у Бога, и действовать он мог только тогда и так, как позволял ему Бог. «И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей» (Иов 1:12), и далее «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов 2:6). Несомненно, что Бог попустил праведному Иову такие скорби, потому что знал, что верный раб Его сможет устоять в испытании своей веры и любви к Творцу. «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иов 2:3). На Тайной вечери Господь, обращаясь к Апостолу Петру, говорит: «…сатана просил (в греческом тексте дословно «вытребовал»), чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:31-32). Сатана просил Господа дать ему позволение колебать, двигать, потрясать, терзать Учеников, как бывает с зернами, просеваемыми чрез решето; но в этом случае Господь не исполнил его просьбу, зная, что Ученики не смогут перенести искушения. Ведь «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

Господь бережет нас, как истинный Отец Небесный, несмотря на то, что мы постоянно отворачиваемся от нашего Создателя: «А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк.12:7).

История с гадаринскими свиньями вспоминается в чине оглашения Таинства Крещения. Во втором запрещении священник, адресуясь к диаволу, говорит: «Отступи, познай свою суетную силу, даже над свиньями не имеющую власти: вспомни Повелевшего тебе по твоему прошению войти в стадо свиное». А дальше участники Таинства от слов переходят к делу: отрекаясь «от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его», крещаемый (или восприемник) дует и плюет на сатану в знак презрения к нему, к его бессильной злобе.

Как же нам бороться и где искать помощи от лютой ненависти бесов? Этого несчастного человека исцелил Господь, значит, только в Господе мы сможем обрести облегчение и утешение от мучающих нас страстей и напастей. При этом необходимы и наши собственные усилия. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Итак, Господь позволяет бесам войти в стадо свиней, что они незамедлительно выполняют, тем самым, приводя животных в безумное неистовство, так что свиньи бросаются с высокого обрыва и разбиваются о морские камни. Вот наглядный пример той бесовской злобы, которая непрестанно ищет своего воплощения в любом творении Божием, не успокаиваясь и не останавливаясь ни на секунду, потому что это является сущностью (потребностью) бытия бесов.

Какова же реакция жителей этой страны, когда от пастухов они узнают об исцелении всем известного одержимого бесноватого, наводящего на всех безмолвный ужас? Прежде всего, они «ужаснулись» (ст. 35). У них нет никакой радости о выздоровлении бедного страдальца и ни малейшей благодарности к Богу за Его милосердие, проявленное через этого человека ко все жителям Гадаринской земли. Весь народ «просил Его … удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом» (ст. 37). Произошедшее не вразумило их: они испытали лишь безотчетный ужас и опасение, как бы дальнейшее пребывание Господа у них не принесло им еще больших убытков. Сожаление о потерянных свиньях и страх наказания (ведь свинья у иудеев считается нечистым животным, ее запрещено употреблять в пищу, а если гадаринцы разводили свиней в таком большом количестве, то, очевидно, они нарушали закон) одержало у них верх над естественным, казалось бы, чувством благодарности Господу за чудесное избавление их страны от бесноватого, и они попросили Господа уйти.

Так и в вечности – не Бог лишит кого-то Царствия Божия, а сами люди отвергнут его, как отвергли жители Гадаринской земли Господа, Его силу, Его спасение.

Что же касается исцелившегося бесноватого, то он просит у Господа позволения остаться с Ним. Но Господь велит ему отправиться домой и стать некой живой проповедью о Его любви и милосердии. Как передает нам св. Апостол Марк, этот человек начал проповедовать о Господе по всему Десятиградию (Мк. 5:20) и этим подготовил страну к последующей апостольской проповеди и обращению ко Христу в сердцах тех, кто готов был принять эту проповедь.


1. Во время земной жизни Спасителя союз десяти городов, населенный в основном греками и пользующийся особыми правами.

Педагог воскресной школы
Духовно-просветительского центра
при Свято-Ильинском храме
Ия Игоревна Быкова
www.na-gore.ru