Слово архимандрита Исаакия (Виноградова) (+1981г.) в неделю 2-ю по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Кто из вас помнит читанное сегодня Евангелие от Матфея, зачало 9-е, тот знает, что повествуется там о том, как Господь наш Иисус Христос после Своего Крещения и сорокадневного поста в пустыне, после того, как Предтеча Его Иоанн дрожащими перстами, недавно еще лежавшими на главе Иисусовой, указал на Него народу: «Се Агнец Божий!»— пришел в Галилею. И проходил по берегу мори. Там увидел Он в лодке двух братьев — Симона, впоследствии нареченного Петром, и Андрея, того апостола, который доходил впоследствии до нашей страны, закидывающих сети в море: «беста бо рыбаря», то есть они были рыбаками. И призвал их Господь на более широкое и трудное дело — уловлять души человеческие в Царство Небесное. И, проходя далее, увидели они на том же берегу другую двоицу рыбаков, сотоварищей и часто соработников Симону и Андрею — сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, и призвал и их Господь следовать за Собой.
И после Вознесения Христова и Сошествия Святого Духа разнесли апостолы радостную весть а нашем спасении по всей известной тогда вселенной «от восток Солнца даже до запад» — как поется при встрече епископа или архиепископа. Посеянные ими семена (сеяние) дали богатые всходы.
Апостол Андрей в ладье поднялся по Днепру до высот Киевских, срубил там из дерева крест и, водрузив его на одном из холмов, пророчески произнес, что будет здесь прославляться имя Христово. А страна наша не была тогда даже и государством. В тех необъятных глазу степях, которые благословил апостол Андрей, мелькали только издали фигуры скифов на лошадях, как бы сросшиеся с лошадью, что дало повод грекам того времени, самому просвещенному тогда, философски и поэтически настроенному народу, создать легенду об особых таинственных существах, полулошадях, полулюдях — кентаврах.
Несколько столетий прошло, и исполнилось пророчество апостола Андрея. На том самом месте, где водрузил он крест, был построен город Киев, и там произошло крещение русского народа. А затем возникла поблизости знаменитая своими святыми угодниками Киево-Печерская Лавра, и, начиная оттуда, просияла земля Русская своими святыми по всей широте своей, так что, где бы мы ни жили, везде ступали ноги святых.
Подражая Вселенской Церкви, празднующей Всем святым, от века Богу угодившим, в первое воскресенье после Троицы, установила и Русская Церковь праздник Всем святым земли Русской во второе воскресенье после Троицы. К зачалу 9-й евангельского чтения на этот день мудро присоединила она и зачало 10-е, в котором напоминает хотя и хорошо известную всем нам, но так необходимую для повторения и словом и деяньми золотую цепь заповедей Христовых о блаженствах: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, блаженны гонимые за правду и те, имена которых пронесут с клеветою за имя Христово. Просиявшие праведностью наши теперь уже «небесные земляки» исполнили эти заповеди и получили обещанные Христом блаженства.
В нашей церковной и гражданской истории, которые так тесно переплетаются между собою, встречается много имен святых. Есть среди них и равноапостольные князья, и военачальники, и мученики, и преподобные, столь любимые русским народом юродивые, босыми ногами пронесшие слово Божие до окраин страны, и просто смиренные люди, в лаптях ловившие рыбку где-нибудь на реке и попутно толковавшие слово Божие темным людям, каков был, например, столь близкий нам по месту своего жительства, но так далеко и высоко поднявщийся от нас к Богу святой Симеон Верхотурский.
Особенно дороги всем нам и ценны для вас те праведники, которые, не покидая мира с его трудами и заботами, имея семью, и сами спаслись, и воспитали в христианстве детей своих. Такою была, например, святая Иулиания, у которой было десять человек детей.
Все чины святых, которые имеются во Вселенской церкви, встречаются и у нас. И, как бы раздвигая тесные для них строчки святцев, часто и по именам соответствуют им. Например, сегодня (теперь даже можно сказать «вчера») праздновала церковь память известного защитника Православия святителя Кирилла, архиепископа Александрийского, и, как эхо, звучит в тот же день имя нашего русского святого, преподобного Кирилла, игумена Белоезерского.
Перед акафистом сегодня возникла мысль, какую икону поставить. Имеются особо ценные иконы Всех святых земли Российской, но у нас такой нет. По счастью, наши богомольцы привезли из Киева икону всех святых этого града. В центре ее видите вы святого князя Владимира с крестом в руках и двоих основателей Киево-Печерсной Лавры — преподобных Антония и Феодосия. Тут же и святые страстотерпцы Борис и Глеб, и заря нашего христианства — мудрая княгиня Ольга, за которой взошло на Руси и Красное Солнышко в лице ее любимого внука святого Владимира. Видите вы и неисчислимые толпы святых иноков Киево-Печерской Лавры, как бы выходящие навстречу нам из Ближних и Дальних пещер ее. Особо стоит небольшая икона святителя Иоанна, митрополита Тобольского, память которого почитается завтра.
Наша память коротка. Вряд ли многие помнят, а может быть, и все здесь стоящие позабыли, что одиннадцать лет тому назад зазвучала страшная песня:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
Немцы напали на нас и начали прежде всего бомбить Киев — колыбель нашей веры, древнюю нашу столицу с ее святынями.
Я служил проскомидию, когда один из друзей моих в тиши алтаря сообщил мне эту ужасную весть. Что мог сказать я своей пастве, в слезах ожидавшей не моего, а Христова утешения? Я повторил только то, что сказал некогда святой Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде». Эта же мысль прозвучала потом и в призыве наших государственных деятелей: «Наше дело правое, мы победим».
В тот год Пасха тоже была 20 апреля, и день 22 июня, начала войны, также падал на день Всех святых земли Русской. Думаю, что в этом есть особый смысл и утешение. По грехам нашим попустил Бог претерпеть нам тяжкое испытание, но тут же давал и надежду на то, что по молитвам наших святых угодников будет оказана нам небесная помощь, если мы будем к ней обращаться. Будучи сами искушаемы, наши небесные покровители могут и нам, искушаемым, помочь. И пришла эта небесная помощь после наших молитв, пришла не только в мужестве и героизме наших воинов, не только в единении всего народа, но проявилась и в особых обстоятельствах, при которых получили мы законную и справедливую победу.
Этой победой надо пользоваться по-христиански. Это значит — прежде всего благодарить за нее Бога. Это значит — ценить тот мир, который она нам принесла. Почти каждый из нас потерял в той войне кого-либо из близких — отца, брата, сестру или матерь. Трудно было перенести это, но приходится подчиниться воле Божией, а самим остерегаться нарушить мир, чтобы не повторилось это снова. Но мир необходим не только на границах нашего государства, не только в международных отношениях, а вокруг каждого из нас, и особенно в нашей душе. Справедливо слово нашего преподобного Серафима Саровсхого: «Имей мир внутри себя, и около тебя спасется тысяча человек».
Так дорог каждому из нас умиротворенный человек, который и говорит негромко, и не раздражается, и не кипит страстями! Если мы ад представляем себе как тесное место, где все жжет и кипит (по-украински оно выразительно зовется «пекло»), то в раю мыслим мы прохладу в просторе места «злачного», то есть богатого растительностью и тенью, без жгучего зноя страстей и зимнего холода безразличия. Старайтесь быть такими.
С любовью о Христе поручаю я сегодня ваши души защите и предстательству Всех святых, в земле Российской просиявших, да помогут они и всем нам достичь прохлады райской. Аминь.
9 июня/22 июня 1952 г. После вечерни.