СЛОВО АРХИМАНДРИТА ИСААКИЯ (ВИНОГРАДОВА) (+1981Г.) В ДЕНЬ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ


СЛОВО АРХИМАНДРИТА ИСААКИЯ (ВИНОГРАДОВА) (+1981Г.) В ДЕНЬ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всякий церковный проповедник хотел бы рассказать нечто новое своимприлежным слушателям. Но неизбежны и повторения: сама Церковь повторяет каждыйгод праздничные службы, богослужебные книги по истечении года снимаются с полки одна за другою и вновь и вновь призывают вас к молитве, стараясь повторением уже известного глубже напечатлеть его в сознании. И сейчас остановимся мы на хорошо известном вам житии и чудесах святого Георгия Победоносца. Я коснусь только одного чуда, которое дало повод изображать святого Георгия в виде всадника, убивающего копьем змея.

На Средиземном море до сих пор существует город Бейрут, в древности носивший название Берита. Вскоре после мученической кончины святого Георгия Победоносца, верного воина императора Диоклетиана, мужественно признавшегося в исповеданиихристианской веры и пострадавшего за нее, как подобало верному воину Христову, жители этого города, до V века пребывавшие в язычестве, были просвещены светом истинной христианской веры при следующих обстоятельствах. Живя на берегу моря, они пользовались питьевой водой из близлежащего пресноводного озера. Неожиданно в этом озере завелось страшное чудовище: не то гигантский крокодил, не то крылатый дракон, напоминающий тех «допотопных» животных, скелеты которых любители точных наук собирают по косточкам и выставляют в музеях. Он нападал на людей и животных, приходивших к воде, некоторых пожирал на берегу, а других увлекал на дно озера. Пробовали бороться с ним, но копья и стрелы отскакивали от его панциря, не причиняя вреда; отряды всадников тоже не могли одолеть его, так как лошади пугались и шарахались от его ужасной пасти, испускавшей удушающее зловоние.

Языческие жрецы объяснили появление этого змея гневом богов за то, что в городе было много тайных христиан. Так некогда и Нерон свалил на христиан пожар в Риме, который, по-видимому, сам устроил. Для умилостивления богов и посланного ими чудовища жрецы предложили приносить человеческие жертвы: чистых юношей и девушек, по жребию, одевали в лучшие одежды и приводили на берег озера. Там оставляли их, а сами убегали в город, чтобы с высоты городских стен смотреть, как чудовище, пеня воды, вылезало на берег и уничтожало свою добычу. Хотя они были язычниками, но поступали справедливо, и этот ужасный жребий падал одинаково на бедных и богатых, простых и знатных людей. Дошла очередь и до самого князя этого города, у которого была единственная дочь, красавица, умница и доброй души. С плачем надели на нее родители брачные лучшие одежды, украсили ее богатыми драгоценностями: им не жаль было ничего, раз они лишались любимой дочери. Отвели ее к озеру и оставили там в слезах, а сами стали с городской стены смотреть, что будет дальше. Весь город собрался на стены. И вот закипела вода под хвостом чудовища, и вылезло оно из воды. Но в это время появился на белом коне всадник, вооруженный копьем, и, обращаясь к плачущей девушке, спросил о ее горе. «Уходи скорее», — отвечала она ему и рассказала вкратце, что должна быть принесена в жертву и боится, чтобы дракон не поглотил и всадника с конем, так как он в силах пожрать всех троих. «Я — Георгий, недавно пострадавший воин Христов, — отвечал ей всадник, — и послан Богом спасти тебя, уничтожить исчадие диавола — змея и просветить весь народ ваш светом Христовой веры». С этими словами он размахнулся и вонзил копье в самый язык разинувшего пасть чудовища.

Вы знаете, как бывает больно, когда нечаянно прикусишь кончик языка. Копье воина не только ранило язык, но пригвоздило змея к земле. Он сразу ослабел. И тогда сказал воин девушке: «Сними с себя пояс и свяжи им змея». Она сняла с себя длинную ленту, которые носили тогда женщины вместо пояса (как это видно, например, на иконе святой мученицы царицы Александры), обвязала шею дракона, и он покорно пополз за ней, глотая пыль по слову Божию (Быт. 3, 14). И вот увидели жители необычайное шествие: впереди, на белом коне, едет к воротам города статный, красивый юноша; за ним идет, радостная и светлая, предназначенная в жертву чудовищу княжна и ведет за собою на ленте, как домашнего пса на цепочке, это чудовище, с которым никто до сих пор не мог справиться. Входят в город, идут на площадь, куда стекаются все жители от мала до велика, чтобы видеть такое чудо. По приказанию Георгия змея разрубают на куски и сжигают на кострах. Сам святой произносит пламенную речь, убеждающую всех в истине Христовой веры. После этого всадник делается невидимым, а все жители города принимают крещение отнаходившихся здесь втайне христианских священников. В благодарность за это свое спасение жители Бериты и изобразили на иконе святого Георгия на коне, убивающим змея. Наши предки очень любили такие иконы. Гербом Московского княжества, объединившего Русь и впоследствии ставшего сердцем нашей Родины, было такое изображение.

Один из недавно живших наших архипастырей имел в своем внешне богатом и комфортабельном доме никому не известный чуланчик, где он, совершал свои тайные молитвенные подвиги, где спал на топчане, покрытом лишь тонким войлоком. Туда взял он всего две иконы: святого Георгия Победоносца, поражающего змея, и Божией Матери «Умиление», где она изображена, вероятно, в момент Благовещения. И когда близкие друзья спрашивали пастыря, почему выбор его пал именно на эти две иконы, он дал объяснение, очень для нас ценное. Все мы воины Христовы, как об этом говорится в чине крещения. Все мы должны бороться со злом и кругом нас, и особенно в своей душе. Всю жизнь должны мы поражать свои грехи, как святой Георгий поразил чудовище. И тогда мы можем надеяться приблизиться — страшно выговорить это слово — к святости, олицетворением который и является Пречистая Матерь Божия, как ее высшее выражение в человеческом естестве.

Молитвами Пресвятой Богородицы и святого Георгия Победоносца да поможет нам Бог на этом пути. Аминь.

23 апреля/6 мая 1952г.