СЛОВО АРХИМАНДРИТА ИПАТИЯ (ХВОСТЕНКО) В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК.

Вчера и сегодня мы стояли у Креста. И сейчас перед нами на Плащанице Тело Распятого Господа. «Совершилось!» Это последние слова Господа, которые Он сказал на Кресте. Умолкло слово Бога-Слова, и умолкает слово человеческое перед этой тайной нашего искупления, тайной Божией любви и нашего спасения. «Да молчит всякая плоть человеческая, да стоит со страхом и трепетом и ничтоже себе земное да помышляет».

Тайна Креста — это тайна Божией любви, любви жертвенной, которая до конца отдает себя. В этом мрачном мире третьего тысячелетия, когда большая часть человечества отреклась от Христа, трудно говорить о любви в этом мире, лежащем во зле. Но Бог поругаем не бывает, и как бы не осквернялось это святое слово «любовь» в этом падшем мире, ничто не может осквернить этого высочайшего, самого святого имени Бога: Бог есть любовь. И в нем —  самое  существо Божественное жизни. Любовью мир приведен из небытия в бытие и любовью спасается падший грешный мир, а вместе с ним спасается и все мироздание.

Христос, Агнец Божий, закланный прежде сложения мира, исполняя волю небесного Отца, нисходит в мир, став Сыном Человеческим, чтобы умереть на Кресте. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Мы так часто слышим эти слова Евангелия, слова Господа, но они никогда не потеряют своей великой животворящей силы. Пришел Господь не судить, а спасти мир, взять на Себя как Агнец Божий все наши грехи всего мира. Страшно это таинство Креста, эта тайна жертвенного заколения. Она открывает нам, как страшен грех. За нас, за наши грехи Он, безгрешный Господь, Архиерей и Жертва, приносящий и приносимый. Он приносит эту жертву и Сам принимает ее как истинный Бог. 

Сейчас красота и величие богослужения делают нас по благодати причастниками тех великих и страшных событий, которые совершались тогда, в эту единственную Великую Пятницу. Но вместе с тем она как некая драгоценная  завеса скрывает от нас весь ужас того, что происходило тогда в Иерусалиме. Накануне Господь говорил апостолам о Своей крестной смерти и Своем воскресении, но они еще не могли вместить этих слов Христа. И когда поруганный, уничиженный, изъязвленный страдал и умирал Господь на Кресте, страшный мрак тогда царил в этот день. Это была такая скорбь, какой мы сейчас не можем себе представить. Это была потеря, потеря  всех надежд, почти отчаяние перед лицом торжествующего зла. Распят был Творец, Царь славы, Творец неба и земли, и вся тварь содрогалась и ужасалась. Солнце померкло, и земля тряслась, и распадались камни.

Муки, которые испытывает распятый на кресте ужасны. Плащаница, которая сейчас хранится в Турине, с потрясающей силой свидетельствует нам о том, что пережил Господь, терпя Своим Пречистым Телом. Без содрогания это невозможно вспоминать. Но не это самое страшное: не неистовая злоба и глумление иудеев, не отречение Петра и малодушие учеников. Другое: «Проклят всяк висящий на древе» (Втор. 21, 23) — говорит Ветхий Завет. Непостижимым образом Господь за нас берет на Себя проклятие. От проклятого удаляется Бог. И Господь, как Бог и истинный человек, претерпел всю страшную муку богооставленности. "За каждый грех Адама Господь воздал особо — говорит святитель Григорий Богослов. Поэтому древо за древо, руки за руку, руки мужественно простертые за руку невоздержно протянутую, руки, пригвожденные за руку, извергшую Адама, поэтому вознесение на Крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть". И здесь неизреченно соединяются милость и суд, истина и правда, суть правды и все, превосходящее жертвенное — любовь Бога.

По слову Максима Исповедника, Крест это есть суд над судом, суд милости Божией над судом Божией правды. Такова правда Божия, и такова правда человеческая. «Я называю Его Царем, — говорит святитель Златоуст, — потому что вижу Его распятым. Царю подобает умирать за своих подданных». Все муки ада за нас, за весь падший род Адама, как чашу испил Господь. «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» (Мк. 15, 34) Это самый страшный вопль, вопль Богу из всех, которые когда-либо слышали небо и земля. Господь, Сын Божий отдает Себя этому состоянию богооставленности, оставленности Отцом, чтобы Небесный Отец не оставил нас, чтобы мы, примирившись с Ним, снова могли стать детьми Божиими. «Христос искупил нас от клятвы закона,  сделавшись за нас клятву» (Гал. 3, 13) — говорит апостол. Это проклятие, невозможное над Сыном Божиим становится благословением для всех, кто уверовал в Него — Христа, Сына Божия и Спасителя. И смерть — этот оброк греха, она не имела власти над безгрешным Господом. Он не должен был умирать. Все мы, рождаясь на земле, мы, падшие дети рода Адамова, мы уже от рождения приговорены к смерти. Господь, воплотившись, воспринял наше естество, Он во всем подобен нам, но в Нем не было греховного корня. И Он не должен был умирать. И вот Господь вольно отдает Себя смерти, дает ей проникнуть в Себя. И в Нем, истинном Боге и человеке, смерть не находит себе место. Она испепеляется огнем Его Божества, и смерть Христова становится животворящей. И Крест — это страшное орудие казни, перед которым трепетал весь род человеческий, становится знаменем победы над адом, смертью и дьяволом и становится животворящим и благословенным  древом вечной жизни и вечного спасения. Так Бог возлюбил мир.

Сейчас мы видим на Плащанице мертвое Тело Господа, мертвое, но прекрасное. Не так было тогда, в ту единственную и страшную пятницу: поруганное, истерзанное, изъязвленное и окровавленное. Все это было так страшно, так нестерпимо мучительно. И мы сейчас не можем от счастья даже представить себе все, что пережили тогда на Голгофе те, кто был тогда с Господом и после снятия Его Тела с Креста. Никто из нас не может сказать с Пилатом: «Неповинен в Крови Праведного Сего» (Мф. 27, 24). Мы все виновны в Его Страданиях и в Его Смерти. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем и язвою Его мы исцелились» (Ис. 53, 5) — говорит пророчество Исаии.

Станем сейчас перед судом своей совести. Сколько раз мы перед Крестом и Евангелием, перед священником, исповедуясь, обещали быть верными Господу, и изменяли Ему? Предавали Его или  даже распинали Его своими грехами, отрекались от Него не мыслью и словом, как Петр, но жизнью своей? А Он принимал нас с неизреченным незлобием и милосердием, как Агнец Божий, беря на Себя наши грехи, вновь и вновь, прощая грехи тем, кто в покаянии приходит к Нему и спасает нас.

Сейчас мы слышали канон на плач Божией Матери. Никто и никогда в мире не любил Бога больше Нее, и никто не страдал в мире так, как Она, видя муки и смерть Своего Сына и Бога. Если бы не великая Ее вера и смирение и полная преданность воле Божией, если не благодать, которая укрепляла Ее, Она бы умерла тогда, на Голгофе, у Креста. Мы слышим в этом каноне плач Пречистой Девы и Матери, и мы все виновны в том, что умер Ее Сын, что сердце Ее проходит и прошло оружие страшной скорби. Но Она — наша Мать. В этот страшный час на Голгофе Господь сказал ей: «Жено, се сын Твой» (Ин. 19, 26). Сказал об Иоанне, но в лице своего любимого ученика Господь усыновил Ей всех нас, весь христианский род  человеческий. Она наша Мать еще и потому, что мы, православные, дерзаем вкушать то самое тело, которое Она как человек дала своему Сыну и Богу. Прости нас, Матерь Божия, прости нас, ранящих Тебя своими грехами, мы все повинны в смерти Твоего Сына. Прости нас и не отврати от нас Пречистого Лика Своего.

Прощением друг друга мы начинали этот Великий Пост. И сегодня в этот день, подходя к Плащанице и целуя Тело Господа, простим всем и все. Всем, кто виноват перед нами: и ближним и дальним, и любящим и ненавидящим нас. Все простим друг другу, простим, чтобы и нам всем открылись двери милосердия Божия. Простим до конца так, как Господь во Христе, Отец наш Небесный простил всех нас. И только тогда мы сможем войти в мир и покой Великой Субботы. Только тогда по милости Божией мы можем вкусить и неизреченную радость Пасхи Воскресения. Мы все куплены дорогой ценой. Мы уже не свои (1 Кор. 6, 19-20), так говорит апостол. И сейчас, склоняясь перед этой распятой нами Любовью, целуя Пречистое Тело Христа, Агнца, будем просить, чтобы Господь дал нам решимость быть верными Ему, уже никогда сознательно не уступать греху, чтобы жить уже не для себя, но за Распятого за нас и Воскресшего. «Поклоняемся Страстем Твоим, Христе, поклоняемся Страстем Твоим, Христе, поклоняемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое воскресение.»Аминь.

22 апреля 2011 г. Оптина пустынь.