СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ВИКТОРА ИЛЬЕНКО (+1989Г.) В НЕДЕЛЮ 22-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Притча о сеятеле.

Ветхозаветный праведник, царь и пророк Давид, такими словами выражает свою скорбь о том, что мало людей благочестивых, мало ищущих Бога: "Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога". И в следующем стихе с горечью свидетельствует: "Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающаго добро, нет ни одного".

Избранный народ Божий жил в Палестине, как островок среди моря язычников, у которых даже служение богам полно было мерзости. А в самом народе еврейском служение Богу было чисто внешним, приближались к Богу скорее устами, чем сердцем.

Соломон построил великолепный храм Богу, но уже при его преемнике Ровоаме царство разделилось, и большая часть его отпала от благочестия и стала кланяться идолам. А у тех, что еще кланялись истинному Богу, все благочестие стало выражаться лишь в жертвах и курениях, о которых пророк Исаия от лица Божия сказал: "Душа моя ненавидит ваши новомесячия и ваши праздники: они бремя для Меня, Мне тягостно нести. Не приносите больше лицемерных даров: курение мерзость предо Мною, новомесячия и субботы нестерпимы Мне".

Спустя 1000 лет после Давида родился Христос Господь. И по тому, как люди поступили с Ним, распяв Его на кресте, видно, что и тогда мало было людей, всем сердцем ищущих Бога. Можно даже с точностью сказать, какой процент людей, приближавшихся к Спасителю, действительно был близок Ему. Из десяти прокаженных только один возвратился, чтобы воздать славу Богу, поблагодарить за исцеление. Остальные, позабыв о благодетеле своем, побежали домой, чтобы "со други своими возвеселиться", отпраздновать счастливое событие.

И сегодняшняя притча о сеятеле указывает на то, что из слушающих Слово Божие (а сколько есть таких, что и слушать не хотят!) только четвертая часть хранит его в чистом и добром сердце и приносит плод в терпении. У одних его сразу же похищает диавол, у других оно не находит глубокой почвы — любви, чтобы укорениться, у третьих его заглушают всякия житейския пристрастия.

Почти две тысячи лет прошло с тех пор, как эта притча была сказана, и мы с грустью можем засвидетельствовать, что теперь в мире едва ли найдется и четверть таких христиан, которые бы хранили Слово Божие в чистом и добром сердце.

Разве не больно об этом думать? Разве легко примириться с мыслью, что царство Божие будет создано не дружными усилиями христиан, объединенных в любви, и не на этой земле, к которой мы так привыкли и радости которой нам так понятны, — но Самим Господом и на "новой земле", после того, как эта земля и все, что на ней, разрушится и сгорит? Разве человеку, ищущему Бога, приятно чувствовать себя в одиночестве, быть маленьким островком среди безбрежнаго моря теплохладных христиан или открытых богоборцев?

Несомненно, тяжело и мучительно!

Но почему это так? Почему дело Христово не расширяется свободно? Почему Слово Божие не действует с победоносной силой, властно, покоряюще? Если благоразумный сеятель старается, чтобы семена его не падали ни на дорогу, ни на каменистую почву, ни среди терниев, то почему Господь не делает так же, но семя Его, Слово Божие, сеется повсюду, на всех почвах-сердцах людских и три четверти его остается безплодным?

Если мы это поймем, то поймем тогда и то, почему Господь допустил грехопадение первых людей, почему не всемогущим актом Своей воли Он спас людей от греха, проклятия и смерти, а послал для этого Сына Своего; поймем и то, почему Спаситель пришел на землю не в блеске и славе царской, не в великолепии Своего могущества, а в смиренном виде человека и претерпел страдания и позорную смерть, вместо того, чтобы славно воцариться над всем миром. Станет понятна нам и проповедь апостольская, этот кроткий зов Христовых учеников "Примиритесь с Богом!", вместо властнаго приказа веровать и креститься.

Нужно помнить всегда, что дело Божие в мире — это дело любви и свободы, что все, что Бог ни делает, делает только по любви и только свободно. Как Бог свободно и с любовью сотворил мир, чтобы и тварь сделать причастною Своего блаженства, так точно Господь и человека не хочет ни к чему принуждать, даже к тому, что ему полезно и спасительно. Он мог бы сотворить человека-автомата, который безпрекословно исполнял бы волю Божию, но тогда человек оказался бы ниже животных. Но если мы ценим свободу и понимаем, что тем то и велик человек, что он свободно распоряжается собою, то нам легко понять и то, что Бог хотел видеть человека на земле только свободным.

Даже когда человек, благодаря своей свободе, согрешил и лишился рая, то Бог не отнял у него свободы, но измыслил способ свободно, без принуждения привлечь человека на путь спасения. Омыв грехи всего человечества Своею кровью, Христос Спаситель послал в мир с благовестием о спасении своих учеников. Устами апостолов, святителей и нас, недостойных иереев, Он сеет Слово Свое чудодейственное, могущее спасти человека. Человеку остается свободно принять его в свое сердце, проникнуться им и освятить свою жизнь светом его.

Итак, Господь отдал в наши руки нашу судьбу: наше спасение или нашу погибель. Всем в душу сеется слово спасения. Примем же его с радостью, сохраним бережно, с любовью, понесем его чрез все невзгоды жизни, зная, что без него мы будем слепы и жалки. Аминь.

Тараскон на Арьеже, 1945 г.