СЛОВО МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА (ИКИМА), ОМСКОГО И ТАВРИЧЕСКОГО В НЕДЕЛЮ 8-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.


СЛОВО МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА (ИКИМА), ОМСКОГО И ТАВРИЧЕСКОГО В НЕДЕЛЮ 8-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.  

 

О разделениях и единомыслии

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10). 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Возлюбленные о Господе братья и сестры! 

В сегодняшнем Апостольском чтении (см. 1 Кор. 1, 10-18) мы слышали, как апостол Павел порицал христиан Коринфа за споры и разделения, появившиеся в их Церкви. 

Коринфяне, еще будучи язычниками, отличались гордостью, строптивостью, склонностью к спорам и раздорам. И теперь, едва став христианами, они стали образовывать отдельные партии, кружки, вступать друг с другом в пререкания: одним нравился апостол Павел, другим — Петр, третьим — Аполлос. Вот и не стало единства в мнениях и вере. Вот потому-то апостол Павел и призывает: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Увы, в Коринфской Церкви по-прежнему царил полный разброд. Все непрестанно спорили, ссорились и выясняли отношения. 

Апостол писал: Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов», «я Кифин»; «а я Христов» (1 Кор. 1, 10-13). Павел умоляет христиан опомниться не ради него, как духовного учителя и наставника, к мнению которого прислушиваются, но ради Господа, Распятого за всех людей, от Которого христиане получают свет, любовь, благодать и живительные силы. 

Самое поразительное, что начинались споры, казалось бы, с благочестивых побуждений — ради спасения души, снискания Божественной благодати и построения правильной, праведной, Богоугодной жизни. Но постепенно они напитывались самолюбием, возгорались гордыня, тщеславие, и вот возникало озлобление, взаимная ненависть, ведущие к разномыслию в вере. Отсюда же — последний шаг к отпадению от Христа и к принятию всевозможных еретических измышлений. В таких спорах не было терпения и снисхождения к слабым. В них не прощались заблуждающиеся и нестойкие в вере. Исчезали доброта и теплота братских отношений. Все рушилось. И из-за чего? Из-за того лишь, что хотя и чтили нескольких учителей, учеников Христовых, но забывали о Самом Божественном Учителе — о Господе нашем Иисусе Христе. 

Те христиане Коринфа, что называли себя Павловыми, искренне и сердечно любили апостола Павла за его благовестнические труды, доброту, понимание, любовь к людям, за дар проповеднического слова. Но они же заслужили порицание от самого апостола, поскольку ставили себя выше других христиан, кичилась своими близкими отношениями с ним, отталкивали от себя христиан из иудеев, оскорбляли чувства других людей. 

Следующие связывали себя с имением Аполлоса, красноречивого ученого александрийца, помощника апостола Павла, который умел говорить красиво и образно. Эти христиане, ставя на первое место различные философские измышления, считали себя самыми умными и образованными. Любящие пестроту цветов, обилие слов и мыслей, они предпочитали простым духовным поучениям апостола Павла красноречие его ученика — Аполлоса, говоря о себе — «я Аполлосов». И присутствовала в их утверждениях та же гордыня, то же возвышение над другими, то же самомнение. 

Были среди христиан Коринфа и считавшие свом идеалом апостола Петра, говоря «я Кифин», то есть Петров. Особенно же апостола Петра любили христиане из иудеев, поскольку какое-то время он считал, что для всякого язычника нет другой дороги ко Христу, кроме принятия сначала иудейства и обрезания. Да, так думал апостол, пока Сам Господь не наставил его в истине. Но вот именно это-то заблуждение и нравилось «последователям Кифиным». Кроме того, «Кифины христиане» с недоверием относились к апостолу Павлу и упрекали его в том, что он не был в непосредственном общении с Господом во время Его земной жизни, а потому, по их мнению, в апостольском сане выступает ниже апостола Петра и других учеников Христовых. Именно эти люди повсюду разглашали клевету, называя Павла лжеапостолом, не хотели иметь с Павлом никакого дела, предпочитали ему апостола Петра. 

Наконец, были и другие, каждый из которых говорил о себе — «а я Христов». Эти вообще считали себя выше любых апостолов и выступали против их авторитета. Среди них были наиболее образованные христиане, не признававшие чужого мнения, считавшие себя вправе напрямую вступать в общение с Господом, подходя ко всем вопросам с точки зрения человеческой мудрости.

Да, они признавали Христа своим Главою, одновременно, вероятно, отвергая Таинства Церкви, ее власть и ее иерархию. То есть тем самым далеко уходили от истинного учения Христова. 

Конечно, подобная обстановка в Коринфской Церкви не могла не волновать апостола Павла как духовного наставника христиан. Он видел, насколько все не правы, как резко отклоняются все они от пути спасения, лелея лишь собственные эгоистические и тщеславные амбиции. Понимая это, апостол взволнованно пишет: Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. 

Господь Иисус Христос у всех христиан один и тот же! Невозможно, чтобы Он был Главой только одной особой религиозной общины. Христос — Глава, а все христиане — единое Тело, и каждый христианин — необходимый член Тела Церкви Христовой. Только слушая Христа, можно жить христианской жизнью. Господь Владыка — один. 

Едиными в вере и исповедовании Его святого имени должны быть и все христиане. Если же люди избирают себе главой кого-либо из иных, тем самым они отходят от Господа. Прилепляясь к человеку, забывают о Боге. 

Святитель Тихон Задонский поучает, что «всякого человека, кто и каков бы он ни был, ... до тех пор должно любить, пока эта любовь согласна с любовью Божией. А в противном случае любовь к человеку должна уступить любви Божией... Потому что Бога должно любить больше всякого создания, больше всякого человека и больше самого себя». Потому вовсе не похвально возвеличивать человека до забвения о Боге, будь то апостол Павел, или Петр, или иной подвижник Христов, каким бы замечательным и выдающимся он ни был. 

Разве Павел распялся за вас или во имя Павла вы крестились? — вопрошает апостол. Нет, конечно. За всех христиан, за всех людей и за самого Павла пострадал Господь наш Иисус Христос. Все мы искуплены дорогой ценою — страданиями и крестной смертью Божественного Сына. Все крестились во Имя Его, чтобы Ему служить и Ему же хранить верность. И потому недопустимо обособлять себя в каком-то кругу или секте, да еще образовывая эти неправомочные собрания вокруг отдельных людей. 

Апостол благодарит Бога за то, что ему выпало важное дело именно проповеди, а не крещения. Но и крещения он совершал не ради себя, чтобы прославиться, но — ради Господа. 

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Крещение важно, но важность ему придает не крещающий, а Призываемый в крещении, поскольку для человеческого труда ничего не стоит совершить крещение, и это гораздо проще благовествования. Крещение, скажу опять, важно, и без крещения невозможно достичь Царства Небесного, но совершить его может человек и не очень важный, тогда как благовествование требует большого труда». 

Павел показывает, что не себе он искал славы, а Господу, ради Которого непрестанно работал и проповедовал, многих обращая ко Христу. И не крестить он был призван Богом, а благовествовать. Ибо Христос послал меня не крестить,— пишет апостол, — а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова (1 Кор. 1, 17). 

Дело благовествования гораздо труднее, чем совершение Таинства Крещения. Крестит (за редким исключением особой нужды — смертельной опасности и при отсутствии священника) тот, кто сподобился священства. Проповедуют же немногие, получившие этот дар от Бога. В этом даре всегда есть простота, доступность и ясность изложения. Потому Павел смирял тех, кто возносился своим красноречием, игрой слов, чрезмерной яркостью выражений. В основе Евангелия лежит не мудрование, не философия или игра ума, но любовь Божия и Крест Христов. Премудрость же слова могла умалить его значение. 

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Ведь если мудрость враждебна кресту и противна Евангелию, то следует не хвалиться, а стыдиться ее». 

Христианская проповедь не нуждается в помпезности или блеске красноречия. Ее суть в благочестии, добродетели и — наличии истины. Не потому ли как раз самые простые рыбаки были призваны Богом проповедовать? Тот же, кто обукрашивает истину изысканными словесами, как ненужными побрякушками, больше ищет славы себе, а не Христу, отвлекает внимание на внешнее, забывая о внутреннем содержании — о Боге. Их и сегодня много еще — лжепроповедников и ораторов, строящих «проповедь» только по канонам красноречия, чтобы произвести впечатление на народ, то есть, по сути, по своему тщеславию. Такие не имеют сострадания к людям, не имеют любви к ним, не имеют Господа в душе. 

Сам апостол Павел обладал сильным проповедническим даром, был способным, талантливым и образованным человеком. Но благовествовал он не в премудрости слова, без стремления поразить слушателей своей ученостью или собственной мыслью. Он увлекал Божественной истиной, которая красива сама по себе и не нуждается в дополнительном украшении. 

Слово Павла было доступно народу и завоевывало сердца. Делал же он это как верный раб Божий, делал не себе, а Господу. И таким видел свое призвание. 

Он желал только одного — чтобы вера утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божиеи?  (1 Кор. 2, 5).

Апостол должен был донести до каждого, что в основе вероисповедания лежит Крест Господень, страдания Христовы, Божественная любовь. И всякий христианин, желающий последовать Христу, должен понести свой страдальческий жизненный крест, потому что сыны Божии отличаются от прочих людей тем, что живут в скорбях и испытаниях, тогда как мир пребывает в роскоши, достатке и мнимом земном покое. 

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Поругание за Христа достает нам честь». 

Но многие христиане Коринфа этой чести не принимали и не понимали. Потому апостол и заключил: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Заблуждаются в своем утверждении те люди, которые считают, что можно обрести различные блага без благодати Христовой, надеясь только на собственные силы и способности. Они забывают, что ничто в этой жизни без воли Божией не совершается, — как Господу будет угодно, так и совершится. Ни одно дело, ни одно начинание не исполнится, если они не станут желанными Богу. 

Если же нет в душе человека света Христова, страха Божиего и надежды на помощь Небесного Отца, конечно же, он и проповедь о Кресте Господнем посчитает безумием, не разумея, сколь важна она для собственного его спасения. Не верующие в Бога словно тяжко больные, постепенно погибающие от неизлечимой болезни.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для страждущих и умирающих бывает неприятна и здоровая пища, ненавистны друзья и близкие, которых они часто не узнают и даже тяготятся их присутствием. Так обычно бывает и с погибающими душевно: они не знают, что нужно для спасения, и тяготятся теми, кто печется о них. Это происходит не от природы самого дела (спасения), а от их болезни. Как умалишенным ненавистны те, кто заботится о них, и они бранят их, так поступают и неверующие». 

Для нас же, братья и сестры, для спасаемых, в Кресте Господнем заключена сила Божия. Только Христос может помочь нам в наших скорбях, болезнях и невзгодах. Только Он может нас понять, поскольку и Сам перенес страдания, даже и несоизмеримые с нашими. У истинно верующего человека и тени сомнения не бывает, что Бог не услышит его, не поможет. 

Во все дни и минуты нашей жизни Господь с нами, заботится о нас, как о самых любимых Своих созданиях. Потому что стяжавшие веру стяжали и Бога Спасителем своим. Они постоянно ощущают всесилие Божие в трепетном и любящем сердце своем.

Осеняя себя крестным знамением, нося нательный крест, мы всегда помним о Распятом за нас на Кресте Спасителе, о Его неизреченной любви ко всем людям. 

В тайне Креста Христова заключена тайна спасения мира. Крест, послуживший орудием казни и страданий Спасителя, стал для людей всем. Он обрел животворящую силу, потому что именно на Кресте воплотилось всемогущество Господа, распятого и почившего, дабы вернуть человечеству надежду на спасение и даровать вечную Жизнь. Смерть Господа явилась искуплением людей от греховного рабства. Распятием Своим и преславным Воскресением Иисус Христос совершил то, что Им было обещано: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). 

По Божией милости мы спасаемы Крестом Господним.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Крест обратил вселенную, изгнал заблуждения, явил Истину, землю сделал Небом, людей превратил в Ангелов». 

Благодаря Кресту Христову мы уже не блуждаем в пустынях различных мнений и измышлений человеческих, мы не обитаем вне Царства Небесного, но стремимся к нему всей душою и телом. Господь открыл для нас дверь. 

Крест Христов есть знамение Истины и премудрости духовной, не сравнимой ни с каким человеческим разумением или мудрованием. А еще, по словам преподобного аввы Исаии, «Крест — знамение будущего бессмертия». 

Благодаря Кресту Господнему из мертвых духовной смертью мы сделались духовно бессмертными. Распятый и умерший Спаситель воскрес и в нас возродил надежду и на будущее телесное воскресение, на вечную жизнь в благословенном Царствии Небесном.

Апостольское чтение учит нас, братья и сестры, пребывать в единомыслии. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как мы можем привлечь к себе помощь Бога и расположить Его пребывать в нас? Добрыми делами и хорошей жизнью». Если Господь видит, что мы стараемся все делать по любви и милосердию, усердно подвизаемся в добродетели, то Он подает от Себя помощь, укрепляет наши немощи Божественной Своею силой. 

Пока мы будем стараться быть в общении с Господом, единомысленными со Христом, в нас не прекратится жизнь и не иссякнет наша духовная сила. Ведь Спаситель говорил: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода... Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет (Ин. 15, 5-6). Так действительно и происходит. Пусть и появляются иной раз религиозные секты и вдруг возникают некие ереси, но, не подкрепленные силой Божией, они обязательно исчезают, как несостоявшиеся и никчемные. 

Когда мы едины в вере, мы непобедимы. Сам Господь перед страданиями Своими молился о последователях, верных чадах Божиих: Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17, 21). Постараемся же быть единомысленными в вере, соединенными узами христианской любви, добра, взаимопонимания, милосердия, чтобы всех нас всегда объединял дух Христов, единое учение Христово, Крест Господень, догматы православные. 

Итак, апостол Павел писал: Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог (1 Кор. 3, 5-6). Апостол призывал к взаимному миру и взаимопониманию в христианском обществе. Его заповедь велика и священна для нас и в наши дни. Ее невозможно заменить никакими иными добродетелями. Без единства среди нас, христиан, мы становимся уязвимыми для греха и соблазна для овладения нами врагом рода человеческого. При этом надо быть сострадательными и милосердными ко всем людям, важно понимание и чужих проблем. Ведь и апостол Павел призывал: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18). 

Но как можно смирить себя до такой степени, что всех любить, ни с кем не спорить, не допускать никаких раздоров? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что лежит в основе всяких несогласий. Можно быть уверенным: только лишь самолюбие, только лишь человеческая гордыня... 

Если удержим уста свои от злословия и осуждения, то и сумеем сказать слово важное и благое, необходимое людям. 

Если удержим сердца свои от ненависти и раздражения, то и ощутим ни с чем не сравнимое, спасительное чувство любви. И станет легче жить не только ближним, но и нам самим. Ведь нет ничего более радостного, чем ощутить себя ветвями единой Христовой лозы, живыми, плодоносящими, приносящими любовь и Богу, и людям, так как, по словам преподобного Ефрема Сирина, вера наша «есть дерево, на котором почивают Божественные дары». 

Святитель Иоанн Златоуст же добавляет: «Вера делает человека, сотворенного из земли, собеседником Божиим». 

Аминь.