ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА АНАСТАСИЯ (ГРИБАНОВСКОГО), ПЕРВОИЕРАРХА РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ (+1965Г.) НА 1953Г.

Христос воскресе!

Откуда каждый год, в таинственный полночный час, приходит к нам эта древняя и вместе всегда новая весть о Воскресении Христовом?

Если вы внимательно вникнете в содержание Пасхального богослужения, то увидите, что она исходит из глубины небес.

Ее приносят нам небесные вестники-ангелы.

В тишине ночи вы слышите их отдаленный хор, воспевающий Востание Христово. Постепено приближаясь к нам, их песнь, наконец, как бы сходит с неба на землю и торжественно оглашает ее словами: Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Вместе с ними новая светлая радостная жизнь могучими потоками вливается в нашу душу и обнонляет ее. Человек — этот червь земли, но получивший задание быть богом, — поистине становится тогда «новою тварью» и поднимается выше самого себя. На крыльях, благодатной пасхальной радости он возносятся на такую высоту, где смолкает всякая вражда и злоба и другия человеческия земныя страсти. С этих высот расширяется духовный горизонт человека подобно тому, как расширяется для нас естественный горизонт, когда мы возносимся к облакам. Тогда мы невольно становимся ближе друг к другу, сливаясь в один организм — в одно братство Христово.

Пасха, это — подлинно Светлый день нашей жизни, которая без этого казалась бы мертвой безотрадной пустыней. Бог даровал нам милость увидеть ее снова и мы все спешим обменяться своими приветствиями друг с другом. То же чувство вызывает и у нас горячее желание разделить благодатную пасхальную радость со всеми вами, дорогие братия и сестры, пребывающие в нашем всемирном рассеянии.

Мы хотели бы обнять всех вас своим сердцем и облобызать вас святым пасхальным лобзанием 

Нет кажется места под солнцем, где не слышалась бы ныне русская речь, и мы желали бы сказать одновременно всему нашему рассеянию: Христос Воскресе!

Особенно ярко свет Пасхи блистает, конечно, там, где востал Господь из мертвых и где Его отверстый гроб является в течение веков немолчным свидетелем Его Воскресения.

Туда естественно и обращается прежде всего наше сердце и наша душа. В недавнее еще сравнительно время в Св. Земле стекались ко дню Пасхи тысячи русских паломников. Ныне там пребывает лишь небольшое количество русских людей, по преимуществу монахинь и благочестивых русских поклонниц, которыя каждый год стоят за всех нас на Божественной страже у Живоносного Гроба в час Светлого Воскресеения Христова. Прежде, чем раздастся первый удар церковного колокола, оне, соревнуя Марии Магдалине, спешат уже ко Гробу, чтобы одними из первых сретит Христа, исходящего из гроба, яко Жениха. Восторженным сердцем и устами они воспевают Его воскресение, чередуя наши ликующие  русские напевы с величестенными торжественными греческими мелодиями. Присутствие их там сужит символом неумирающей связи Русского народа с Обетованною землею, так же, как и радостный звон наших колоколов, несущийся с высоты Елеона и из церкви Марии Магдалины в Гефсимании, когда он сливается в один торжественный аккорд с звуками могучих благовестников Храма Гроба Господня, присланных некогда из Православной России.

Поистине блажен жребий этих новых жен Мироносиц и малого братства нашей Миссии, несытым сердцем вкушающих обильную пасхальную трапезу в Св. Граде.

Но величие Праздника Праздников состоит в том, что его благодать, как благоухание весны, разливается по всему миру.

Ея жаждет особенно русское православное сердце. Оно не может забыть о дне Пасхи и напоминает о нем русским людям всюду, где бы этот праздник ни застал их — в городах, селениях, на суше, на море, воздухе, в пустынях, на дорогах и даже в пропастях земных.

Где бы вы ни оказались в Светлый день среди наших соотечественников, — особенно в местах их наибольшего скопления в Старом или Новом Свете, в Египте, Персии, Канаде, Калифорнии, Бразилии, Аргентине, Венецуэле, Австралии, Новой Зеландии, в Северной или Южной Африке — вы везде встретите одну и туже отрадую картину — переполненные храмы, сияющие светом и оглашаемые торжественными пасхальными песнопениями, святящияся радостию лица и трогательныя братския объятия, со словами — Христос Воскресе!

Везде вы почувствуете царственное шествие Пасхи, которую нельзя смешать ни с каким другим Праздником.

Пойдите в Египет с его сумрачными пирамидами, и молчаливыми загадочными сфинксами, являющимися как бы надгробными памятниками угасшей блестящей египетской культуры. Вы услышите и там наше радостное и светлое: Христос Воскресе, торжествующее над разрушением и смертию. На необъятных пространствах мертвой бездыханной Сахары вы встретите цветущие оазисы, где также живут русские люди, сохранившие на чужбине родные отеческие заветы. Под сенью пальм и они встретят приехавшаго к ним из далека их пастыря, зажгут свои скудные светильники пред иконами, украсят свой стол куличами и пасхами — этими неизменными символами русской Пасхи — и жизнь вдвойне расцветет среди мертвой пустыни.

Не останется без утешения и небольшая семья наших соотечественников, приютившаяся на южной оконечности Африки, не столь далеко от Мыса Доброй Надежды. И к ним прилетит не столько на самолете, сколько на крыльях своей пастырской ревности служитель Божий, чтобы возвестить им подлинно добрую и радостную надежду, которую принес на землю нам всем Воскресший из мертвых Спаситель мира и соутешиться духовно с ними общею верою.

Но вот пред нами пастырь безсловесных овец, стрегущий свое стадо в необитаемых просторах Австралии. Он совершенно одинок, будучи лишен всякого человеческого общества. Но и он будет праздновать свою Пасху, с трепетом ожидая наступления заветного полуночного часа. Ему некому сказать своего: «Христос Воскресе», кроме собственного сердца. Тем явственнее он услышит от него ответ: «Воистину Воскресе».

У него нет храма, куда он принесет свою пасхальную радость. Но он сам становится одушевленным храмом, в глубине которого он услышит ангелов, поющих Воскресение Христово.

«Воистину Воскресе Христос, наш далекий, а потому особенно близкий и дорогой наш брат», скажем мы ему.

В безмолвии пустыни твоя пасхальная радость, может быть полнее, светлее и целостнее нашей, ибо ее не расхищает там блестящая суета, которой мы наполняем Праздник вместо того, чтобы проводить его в тихом умиленном созерцании великого Пасхального таинства и безмятежном невозмутимом мире.

Радость Воскресения соединяет ныне в одну семью всех русских людей, как рассеянных по всему лицу земли, так и живущих в пределах самой России. Свет Пасхи продолжает сиять и во мраке подневольной Руси, и тьма его не объят. Никакая самая настойчивая и ухищренная пропаганда безбожия не могла поколебать истины Воскресения в душе Русского народа, ибо человек гораздо больше доверяет своему сердцу, чем голосу холодного рассудка. При всех усилиях советская власть оказалась бессильной в три с полониной десятилетия искоренить то, что веками проповедалось церковью, утверждалось русским православным бытом, трогательно опоэтизировано было в нашей литературе и глубоко воспринималось религиозным опытом, когда миллионы людей с трепетом ожидали каждый год Христова дня и, полные ни с чем не сравнимого духовного восторга, братски лобызали друг друга со словами «Христос Воскресе».

Чрезвычайныя бедствия, пережитыя русским народом после крещения Родины, должны были только укрепить его веру в силу воскресения Христова. Ибо без нея жизнь человека и самая вера наша, по изречению Апостола Павла, была бы «тщетной» т.е. теряла бы свой смысл и оправдание.

Если Христос не воскрес и мертвые не восстают, то «для чего — спрашивает апостол, — мы подвергаемся бедствиям» (1 Кор. 15, 30)? Современная культура при всех своих достижениях не сделала людей более счастливыми. Напротив, к прежним испытаниям и тревогам она прибавила новыя, которых не знало патриархальное человечество.

Одна угроза атомных бомб способна отравить всю жизнь человеку. Достаточно одной мысли о том, что при ея разрыве не только человек, но и несокрушимая сталь обращаются мгновенно в пар, чтобы впасть в безнадежное уныние. И только вера в вечную жизнь, которую приобрел для нас своим крестом и воскресением Христос, спасает нас от отчаяния.

«По рассуждению человеческому, продолжает Апостол, когда я боролся со зверьми в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не восстают?» (1 Кор. 15, 32).

Руководясь тем же человеческим рассуждением, можно спросить, какая польза была бы для наших собратий в России бороться с жестокими звероподобными людьми, потерявшими образ человеческий и причинявшими им неописуемыя пытки и терзания, если бы они не верили в грядущую жизнь и вечное воздаяние? Какой смысл имел бы подвиг наших многочисленных страстотерпцев последнего времени, если бы они не были уверены вместе с Апостолом, что, по окончании земного поприща, их ждет нетленный венец правды, который увенчает их страдания?

Не таков жребий нечестивых. Они обречены на вечныя мучения. Погибель их не дремлет и постигает их иногда еще на земле в час которого они не ожидают. Такая участь постигла недавно «всемогущего» Сталина, имя которого ныне еще у всех на устах.

Когда он достиг высшего могущества и власти, когда восемьсот миллионов людей подобострастно склонялись пред его державою и многие с суеверным страхом говорили: «кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?» (Апок. 13, 4) он «пал внезапно на ложе своем» и «познал, что умирает». Напрасно он так ревновал о своей безопасности и об охране своего здоровья, как бы желая обезпечить себе бессмертие на земле. Тщетно друзья и соработники его собрали вокруг его смертного одра множество медицинских сил: «врачи бесполезные», они не могли не только возвратить ему здоровья, но и привести его в сознание после постигшего его удара, дабы он, как истинный сын тьмы, в безпросветном мраке сошел в преисподнюю — в царство вечного мрака. Конец его земных дней был столь же печален, как и его предшественника и учителя Ленина.

У последнего был отнят дар речи и разума, и он, подобно Навуходоносору, подлинно приложился к бессловесным и уподобился им, пока смерть не прекратила его жалкое существование. Господь смирил его и связал его хульный язык, изрыгавший гнусные кощунственные глаголы на Господа и на Христа Его. Сталин не внял этому уроку и пошел дальше своего учителя в нападках на религию и в преследования Церкви, соединяя в себе жестокость Ирода и Нерона с коварством Юлиана отступника. Он захотел подлинно выше звезд поставить престол свой и создал вмисте с своими ближайшими советниками особую безбожную религию, которая, по словам одного писателя, «имеет свои ереси, свою ортодоксию, свой катехизис, свои преследования еретиков, свои покаяния и отречения и, наконец, свою прекрасно организованную инквизицию».

Ей недостает только Живого Бога — Бога истины и любви — которого жаждет человеческая душа.

Но Бог Сам напоминает, когда хочет, безумцам, говорящим в сердце своем «несть Бог», что Он существует.

Пораженный на смерть Юлиан невольно воскликнул: «Ты победил, Галилеянин». Судьба Сталина невольно сближает его с Юлианом.

Когда, этот нечестивый отступник от христианства, причинивший неисчислимыя бедствия Церкви, бесславно погиб в войне с Персами — возликовал весь Христианский мир, а Св. Григорий Богослов по этому случаю написал даже по его собственным словам «победную песнь»: «Пал Вил! Сокрушился Дагон! Посрамлен Ливан!» восклицает он в своем знаменитом 11-м обличительном слове на царя Юлиаиа». «Доселе Бог удерживал и отлагал свой гнев на нас, не возжигая еще всей своей ревности и только высоко вознес десницу на нечестивых и хотя натянул и уготовал лук, однако же удерживал его силою и ожидал, пока не выйдет наружу вся злоба Юлиана; подобна какому-нибудь злокачественному и вредному вереду, ибо таков закон Божьего суда: или спасти покаянием или наказать по справедливости».

Проявление того же закона и суда Божия мы видим и на судьбе, постигшей отступника и богоборца Сталина.

Желая всем, даже самым тяжким грешникам спастись и приити в разум истины, Бог в Своей милости ожидал покаяния и от Сталина и потому до времени щадил его. 

Но безнаказанность делала его еще более надменным и самоуверенным. Самое долготерпение Божие он обратил в средство для собственного возвеличения и укоренения во зле. Когда вопли о его злодеяниях дошли до слуха Вседержителя, когда Господь увидел, что он проливает невинную кровь, как воду, не зная ни справедливости, ни жалости, ни сострадания, что «мысли и помышления сердца его обращены на зло» (Быт. 8, 21) и что весь мир превратился бы в ад, если бы он осуществил свое честолюбивое намерение создать всемирное коммунистическое царство под его управлением, тогда Господь сокрушил этот гордый Ливанский кедр, поразив его молнией своего праведного гнева. Весь мир облегченно вздохнул, когда узнал о неожиданной смерти человека, который подлинно смущал землю, которого одно имя приводило в ужас миллионы людей, желавших не великих потрясений, а мирной и спокойной жизни, основанной на христианских началах веры, любви и правды.

Что касается русских людей, то они, испытавшие на себе его тираническую руку, должны были возрадоваться сугубою радостию, видя в его неожиданной погибели торжество Божией силы и правды над всеми, кто дерзает превозноситься пред Всемогущим.

Им не нужно составлять нового победного гимна, кроме того, который ныне властно звучит над миром:

«Да воскреснет Бог и расточатся враги Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его, яко исчезает дым, да исчезнут» (Пс. 67, 2).

Враги Божии подлинно исчезают, как дым, и это надо помнить всем преемникам Сталина. Над ними уже тяготеет тот же небесный приговор, если они пойдут по стопам своего предшественника. Нет на земле силы, которая могла бы их защитить от карающей десницы Божией, хотя бы они обладали всем миром.

А мы все укрепимся верою, что Христос воистину востал из мертвых, сокрушив державу ада.

Восхваляя Его вечную победу, будем молить Его благость, чтобы он, связавшей своим воскресением власть сатаны, освободил от его ига наших братий в России. Да приблизится день, когда мы снова могли бы встретиться с ними на свободной Русской земле, простереть им свои братския объятия и сказать им: «Христос Воскресе, наши дорогие страдальцы. Час Вашего избавления настал». Это — день нашей общей пасхальной радости

«Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»!

+Митрополит Анастасий.

Март 1953г., г. Нью-Йорк, США